Дню памяти и скорби 22 июня посвящается....
"Чеченский солдат России" Андарбек Макаев погиб под Тулой и захоронен в братской могиле посёлка Полевой Щекинского района Тульской области
- Хорошие люди, в беде всегда помогут и денег не возьмут…
- Да просто звери…
- В армии я с ними очень дружно жил…
- Подлая нация. Убил бы всех…
- Хорошо, когда друзья, а, не дай Бог, враги…
Подобное можно услышать в срединной России о многих коренных нациях Кавказа и Сибири, Севера, Средней Азии и Дальнего Востока.
А что может услышать о себе коренная нация срединной России на ее окраинах? Наверное, то же самое, что в столичной провинции о москвичах. Но сегодня я не о них и даже не о нас. Сегодня я о чеченцах. Сложность задачи в том, что не в первый раз. Я уже писал о них. Повторяться неловко. А тема очень и очень для меня важная. Сегодня она для всех очень важная. В особенности для России… а еще для Европы… а ещё для мира и для самой Чечни. Поэтому я, повторяясь (а этого не избежать), постараюсь сказать что-то новое и главное.
…Открытие заново построенного, на специально выделенные Президентом Чеченской Республики средства, здания Литературно-этнографического музея Л.Н. Толстого в станице Старогладковская Шелковского района Чеченской Республики.
Праздник праздников!
Потомки двух кунаков позапрошлого века, Льва Толстого и Садо Мисербиева, перерезали традиционную алую ленту у входа в музей. Единение людей, времен и народов. Национальные костюмы и пляски, кушанья и песни.
Телевидение и радио, газеты и журналы. Уникальные картинки и содержательные тексты. На фоне интернациональной феерии опытный телекорреспондент Малика, оценивающе оглядевшись вокруг, вдруг сказала мне:
- Все равно вам, русским, нельзя верить.
Я от неожиданности оборвал себя на полузвуке…
- Почему так?
- У моих дедушки и бабушки в горах во время войны жил русский офицер. Жил с ними под одной крышей, ел за одним столом. А когда началось выселение, он их застрелил, потому что они не могли далеко идти на своих ногах. Вам, русским, нельзя верить.
Меня захлестнула обида, стыд и безысходность. Спасли неожиданно высветившиея в памяти рассказы моей казахстанской родни, эхо из далёкого сибирского детства. Есть. Есть что ответить.
- Малика, ты, наверное, слышала, что много чеченских детей вырастили в годы переселения русские и казахские семьи?
- Да, слышала.
- А как ты думаешь, легко забрать у своего недоедающего ребенка половину хлеба, чтобы накормить чужого?
- Нет, нелегко…
Мы с Маликой, вместе поговорив, задумались каждый по отдельности. Чечня…
А праздничное открытие музея, не замечая наших мучительных раздумий, продолжалось вовсю. Да, этот музей заслужил такой праздник. Жаль только, что не дожил до торжества человек, этот музей сохранивший. Чеченец с большой буквы - Хусаин Загибов.
В результате двух военных кампаний в Республике не осталось ни одного музея. Они погибли. Все. Кроме одного. Музея Л.Н. Толстого в станице Старогладковской. Эту станицу почитатели творчества Льва Николаевича помнят под именем Новомлинская по повести «Казаки».
Во время военного лихолетья, беззакония и междувластия музей неоплачиваемыми трудами директора и его семьи жил и работал. Во времена Ичкерии здесь побывали оба ее президента – Джахар Дудаев и Аслан Масхадов. Последний за сохранение музея присвоил Хусаину Загибову звание «Заслуженный деятель культуры Ичкерии». Вот только средств на ремонт музея и зарплату сотрудникам ни один из них почему-то не дал.
Когда началась третья контртеррористическая операция, и войска начали обстреливать окрестности станицы, директор музея, взяв себе в спутники русскую учительницу, старика-нагайца и главу местного самоуправления, пошел к русским войскам просить их не стрелять по музею русского писателя.
Войсковые командиры и командующие были весьма обескуражены известием о существовании здесь действующего музея самого Льва Толстого. А еще тем, что практически никто из жителей станицы не участвовал в войне против российских войск, объясняя это тем, что они не воюют, потому что у них – Толстой. Кстати, памятник классику мировой литературы, стоящий у входа в музей, остался единственным не уничтоженным монументом русскому человеку на территории Чечни.
Это что? По какой такой и для кого необходимой причине? Ну, уж точно не для галочки в отчетности. А для чего? Чечня…
…1941 год. 16-летний паренек из аула Старые Атаги, что недалеко от Грозного, приписав к своему возрасту два года, ушел добровольцем на войну. И вскоре без вести пропал. На целых 35 лет. В 1976 году его племянник в числе многих тысяч счастливчиков поступил в один их сотен московских ВУЗов. Так случилось, что в его группе училась умная и внимательная девушка из Щекинского района Тульской области, которая как-то раз спросила молодого чеченца:
- А не погиб ли кто из твоих родственников под Тулой?
- Нет, не погиб. Дядя пропал без вести, а где, не знаем.
- А дядю твоего звали, случайно, не Андарбек Укубович Макаев?
- Нет, его звали Андарбек Якубович Макаев.
Вот так в поселке Полевом Щекинского района Тульской области отыскался навечно прописанный здесь «чеченский солдат России» Андарбек Макаев.
Эту историю рассказал мне приехавший на могилу к дяде Исса Макаев. Он приезжал показать своему двенадцатилетнему сыну, где покоится их кровный родич. Я водил их по Ясной Поляне и рассказывал им о Толстом, за чей родной дом сразился с врагом рядовой Макаев в своем последнем бою. Потом чеченцы, отец и сын, горячо и искренне молились у могилы великого русского старца. Почему? Кто Он им? Чечня…
Я в это время стоял в стороне и думал о своем отце, Опарине Леониде Анисифоровиче. Призванный из далекой деревни Лаврентьевка Алтайского Края, в ту страшную войну он честно проливал кровь, защищая родной Андарбеку Макаеву Кавказ. Так в то время поступали все настоящие мужчины, а «настоящесть» мужчины не зависит от его национальности и места жительства, языка, на котором он разговаривает, и того, как он молится Богу.
Настоящие мужчины уходили воевать с врагом в том месте, где с ним сведет судьба, защищать дом, который стоит у них за спиною, пусть это будет даже не их родной дом, и умирать там, где их застигнет смерть, оставляя другим настоящим мужчинам право уходить из дома защищать и умирать.
До Бога из любой земли несравнимо далеко и несравнимо близко, как несравнимо близки и несравнимо далеки друг от друга гибель никому неизвестного шестнадцатилетнего чеченского мальчика Андарбека и всемирно известного восьмидесятидвухлетнего русского старца Льва. Оба они ушли из дома, когда их оттуда никто не гнал, потому что не могли поступить иначе, ушли защищать своё право быть настоящими и погибнуть за это право.
Я далёк от того, чтобы клеить на чеченцев какие бы ни было ярлыки, будь то ореол святого романтизма, орден конечной справедливости или клеймо дикого злодейства. Они, чеченцы, люди разные. Но… Относиться к нам они будут так, как мы того заслуживаем и как сами к себе относимся. Так же к нам будут относиться и другие коренные народы Кавказа, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Это честно, поверьте сибиряку.
И ещё один очень важный момент. Всем надо помнить: нас объединяет одна история, Отечество и Отечественная война с её братскими могилами. Могилами, на которых «не ставят крестов», потому что в них, как и в братской могиле посёлка Полевой Щекинского района Тульской области, лежат: украинец, еврей, татарин, русские и… чеченец. Приезжай сюда человек любой веры и убедись, помяни единоверца и его братьев по пролитой крови и земле. В канун Великой Победы, 8 мая в 11.00, я буду здесь со своими, в том числе и чеченскими, друзьями.
Знакомство с Чечнёй и чеченцами, «иншалла», ещё не закончено, но уже оставило в моей душе и судьбе глубокий «чеченский след». И я пока ещё ни разу об этом не пожалел. Почти. Чечня…
Геннадий Опарин, заведующий Пироговским отделом музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Нужные и очень правильные мысли.
Низкий поклон и большое человеческое спасибо автору.