О ситуации с захоронениями в Туле написала нам наш читатель Нина Щеглова
В ноябре 2013 г. на 5 телеканале прошла открытая студия на тему: «Кто наживается на смерти?» — об организации похорон в России. Общее мнение участников обсуждения было: наживаются на горе близких все, кому не лень, и на всём. Нажива эта колеблется от нескольких тысяч до десятков и сотен тысяч и даже миллионов рублей. Поэтому ритуальный бизнес считается самым жестоким и безнравственным.
Особливо стоял вопрос о нехватке свободных земель для захоронений в больших городах, в связи с чем специалисты и президент Союза похоронных организаций и крематориев России П.И. Келдыш дали разъяснение, что кладбища с точки зрения возможности захоронения делятся на открытые, полузакрытые и закрытые.
В Москве из 150 кладбищ только три открытые, где хоронят всех, но расположены эти кладбища далеко за пределами города. На закрытых кладбищах с течением времени могилы сравниваются с землёй, территория расчищается и превращается в рекреационную, зелёную зону. На полузакрытых кладбищах, которых в Москве, Петербурге и других крупных городах большинство, разрешаются родственные захоронения на сохранившихся семейных участках.
Такая кладбищенская триада действует во всём мире. Она позволяет рачительно использовать драгоценную землю за отсутствием свободных территорий, является залогом душевного благополучия каждой семьи, основой длительной гражданской стабильности, гармонии власти и населения, наконец, позволяет содержать кладбища в достойном виде, ибо каждая семья старается ухаживать за могилами умерших родственников.
В Туле действует иной механизм — механизм абсолютного запрета в лучших традициях бандитско-большевистской манеры «запрещать, не пущать», позволяющий как можно больше «срубить бабок». Ведь когда что-то запрещается — приходится для преодоления запрета тратить больше времени, усилий и, главное, средств. В похоронном бизнесе крутятся огромные деньги.
И что мы имеем в результате?
В 1969 г. по решению Тульского горсовета в связи с якобы «отсутствием свободных мест» были закрыты с прекращением захоронений Всехсвятское и Чулковское (Дмитровское) кладбища, в 1975 г. — Зареченское (Спасское).
Постепенно городские жители забросили семейные участки, и кладбища превратились в мерзость запустения: непроходимые заросли, поваленные деревья, исковерканные ограды, изуродованные надгробия и памятники. До сих пор городские кладбища, их состояние — позор Тулы.
В нулевых годах произошли некоторые позитивные сдвиги. В 2003 г. была произведена инвентаризация могил на Всехсвятском и Зареченском кладбищах, причём на Всехсвятском дважды, и, видимо, с этого времени были разрешены родственные захоронения, по крайней мере, на Зареченском кладбище. Даже стало возможным заключение прижизненных договоров на организацию похорон по предварительным заказам, чем воспользовались многие старожилы-туляки, в том числе и автор этих строк в августе 2007 г., т.е. в данном случае как бы была задействована кладбищенская триада.
Однако ведение похоронного дела по здравому смыслу и закону для Тулы, для её властей нехарактерно.
В феврале 2013 г. вышло письмо Управления Роспотребнадзора по Тульской области, опять запрещающее родственные захоронения на так называемых «закрытых» кладбищах — Зареченском и Чулковском.
Второй раз на протяжении полувековой аферы коренные туляки лишились возможности быть похороненными на семейных участках.
Письмо (№ 04/1388-13 от 13.02.2013), подписанное зам. руководителя Управления А.В. Денисовым, производит странное впечатление: оно неадекватно, не имеет преамбулы, мотивации; в качестве аргументации используются ложные, не применимые к данной ситуации СанПиН. Поэтому резонным оказался ответ руководителя Управления Л.Н. Данилиной (по запросу Прокуратуры Тульской области) на данное письмо о том, что оно «не является документом, обязательным к исполнению» (№ 04/13647-13 от 19.12.2013).
Вместо того, чтобы продолжать ввергать ритуальное дело в аферу и беспредел, властям следовало бы обратить внимание на подлинные безобразия, творящиеся на кладбищах. Так, Зареченское кладбище окружено платными автопарковками, которые буквально вгрызлись в кладбищенскую гору; в Гончарном проезде параллельно кладбищенской ограде возведен огромная металлическая конструкция неизвестно какого назначения длиной свыше 50 метров. На Всехсвятском кладбище, в южной его части на территории в несколько гектаров спилены все деревья, исковерканы ограды. По слухам, здесь собираются сооружать пантеон для захоронения известных людей, т.е. «себя любимых». А на городском кладбище № 1 (на «Мыльной горе») множатся огромные огороженные пустые участки без могил.
Возвращаясь к письму Облпотребнадзора, нужно сказать, что запрет вызвал шок, душевные муки у многих туляков, имеющих родственные захоронения на старых кладбищах. Особенно это касается людей преклонного возраста, заключивших прижизненные договоры, имеющих естественное желание быть похороненными рядом с родственными душами в семейных пределах.
Подобные непродуманные решения вызывают отторжение, негативное отношение к власти, которая разрушает память семьи, личную историю, не защищает частную жизнь. О какой стабильности существования, здоровом консерватизме может идти речь?!
Находятся утешители, советующие воспользоваться крематорием, а урну поместить на семейном участке. Думается, такую перспективу «сгореть ясным пламенем» могут позволить себе атеисты, коммунисты и прочие люди без роду и племени, которые «понаехали тут» (не имеются в виду современные мигранты). Православным людям это как-то не с руки, а Тула — город православный.
Зареченское и Чулковское кладбища — это исторические места, где захоронены пращуры, прадеды, деды, отцы коренных туляков. В Зарецкой и Чулковой слободах жили казённые оружейники, кузнецы, промышленники и вообще мастеровые люди, прославившие своим трудом наш город.
Так почему современная власть проявляет несправедливое отношение к «аборигенам» (коренным жителям)? Не ведая стыда, уничтожает историческую память, память семьи, сердца, потакает ненасытному аппетиту мошенников разного толка, продолжая великую аферу с захоронениями, длящуюся полвека?!
Нина Алексеевна ЩЕГЛОВА, филолог.
г. Тула.
Я - поклонник кремации. Недавно по смерти кремировал маму и подхоронил к её отцу на Всехсвтяком кладбище согласно её воле.
Кремация, сударыня, не так уж плохо? Так уходили многие наши славяне!