В Спасское-Лутовиново обычно приезжаю в мае, когда еще свежа зелень и можно наслушаться соловьиных трелей. Именно в это время в свое имение из Европы выезжал на лето Иван Сергеевич Тургенев.
Невозможно не влюбиться в эти места. В старый парк с прямыми липовыми аллеями, в узкие, тихие тропки, в поляны, усеянные незабудками, большой пруд с мостками, в яблоневые сады и сам дом писателя.




Поскольку в Ясной Поляне стараюсь бывать не реже одного раз в месяц, невольно сравниваю две эти по-своему замечательные усадьбы.
Большая часть яснополянского заповедника почти не окультурена человеческими руками и представляет ценность именно как природный ландшафт.
Спасское-Лутовиново больше похоже на Европу, имеющую границы, где природа радует не просторами, а регулярностью ухоженностью.
Ясная Поляна - это все же, скорее, Россия. Здесь вовсе не усадьба главное, а леса, река Воронка и поля, уходящие за горизонт.
Но сравнения все-таки напрашиваются и начинаются именно с деталей.
Начнем с самого прозаичного, то есть с туалета. В Ясной Поляне он стоит неподалеку от дома писателя и, по сути, за десятки лет почти не изменился. Он по-прежнему бесплатный, поэтому туалетной бумаги в нем нет.

В Спасском-Лутовинове туалет платный – 10 рублей, и стоит он за пределами усадьбы. Разумеется, там и туалетная бумага, и горячая вода. Казалось бы, мелочи, но в Спасском-Лутовинове, по-видимому, считают, что в музее-заповеднике должно быть комфортно туристу. В Ясной же, похоже, чтут толстовские традиции, которые зовут к опрощенчеству, погружению в природную стихию. И даже построенный возле толстовской усадьбы новый современный туалет бездействует.

Сувенирная лавка и касса музея Спасского-Лутовинова также вынесены за пределы усадьбы. Здесь же очень к месту аппарат с газировкой по 15 рублей. В Ясной Поляне в жаркий полдень попить воды можно из окрашенной в зеленый цвет бочки с краном, откуда течет обычная вода из водопровода со вкусом ржавого железа.

Помимо входного билета на территорию тургеневского имения, каждому посетителю предлагается маленькая визитка с планом усадьбы. В Ясной Поляне план можно увидеть лишь при входе. Зато на билете в толстовский заповедник есть пароль для доступа в интернет (не проверял, работает ли?).

Несомненным преимуществом Ясной Поляны является то, что посетить дом-музей можно и без экскурсии, в отличие от тургеневского дома, который доступен для осмотра только в группе.

Дома Тургенева и Толстого еще больше разнятся между собой. Графский дом Льва Николаевича тесен и подчеркнуто скромен.
Дом же Ивана Сергеевича, начиная с его внешнего вида и заканчивая обстановкой, больше похож на жилище европейски образованного русского аристократа, который вернулся из Баден-Бадена, насмотревшись тамошних красот, и пытается устроить то же самое у себя на усадьбе, не пытаясь облагодетельствовать всю безграничную природную стихию Родины.

Перед тургеневским домом каждую весну цветут роскошные тюльпаны, веселые маргаритки и розы. Перед толстовским же домом весьма скромные клумбы и лавочки для паломников.
Старые деревья, как в толстовской, так и тургеневской усадьбе, время от времени гибнут. Однако в Спасском-Лутовинове, как мне показалось, за ними ухаживают более трепетно, чем в Ясной Поляне.

Например, дупла в деревьях Спасского заливают монтажной пеной и даже красят под цвет дерева, придавая больному великану вполне здоровый вид.

В Ясной Поляне еще с советских времен, насколько мне не изменяет память, дупла старых лип забивали металлическими листами и красили в зеленый цвет.

Наверное, и по этой причине старый вяз перед толстовским домом давно умер, а тургеневский дуб, хоть и израненный, живет и радует глаз.
Дом-усадьба – это в какой-то мере отражение внутреннего мира его хозяина. Как ни старалась Софья Андреевна, так и не смогла она сделать Ясную Поляну образцовым имением, а Льву Николаевичу эти заботы казались пустячными, лишними.
Во время конфликта двух великих писателей Тургенев написал Толстому: "Вам бы все порох да сенокос. Конский пот и орудийный лафет. Да широкое российское пренебрежение к узкой «неистинной» науке...”
Эти слова, конечно не об усадьбах, а о пренебрежении к земному, к обустройству личного пространства, которое отличает Толстого от Тургенева.
Различия между двумя усадьбами и двумя мирами Толстого и Тургенева теперь музеефицированы в Ясной Поляне и Спасском-Лутовинове.
Но это, впрочем, не мешает туристам одинаково любить их, познавая Толстого, Тургенева, а значит, и всю Россию такой, как она есть и, наверное, будет.
Источник
Храни Господь Россию!