Размышление Тульского управдома.
Вчера в Богородицке открыли памятник Екатерине Великой, прославившей город тем, что родила для него внебрачного сына от фаворита Григория Орлова и подарила ему Богородицкую и Бобриковскую волости. Так появился дворец графа Бобринского, который знаменит своим парком благодаря нашему известному земляку Андрею Тимофеевичу Болотову.
Другая менее известная женщина, министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина, разрешила замостить парковые аллеи тротуарной плиткой, чтобы молодоженам, которым давно полюбился парк и дворец внебрачного сына Екатерины II, было проще по ним ходить.
Теперь в Тульской области уже два памятника Екатерине Великой. Ранее образ немки-императрицы появился в Ясногорске (бывшем Лаптево). Заслуга этой женщины перед городом состояла в том, что, по преданию, именно она подарила старое название городу в благодарность местные ремесленникам и крестьянам, преподнесшим императрице искусно выполненный подарок - серебряный лапоть, который якобы ей понравился.
Памятников Екатерине Великой в России не меньше, если не больше, чем Петру I. (Например, в Тульской области памятник Петру Великому всего один). Наверное, потому, что в России больше женского начала, чем мужского. Проще говоря, Россия - бабская страна. В этом заключается ее и сила, и слабость.
Сила в ее податливости, умении приспособиться и воспринять даже чуждые ей веяния, оставшись при этом собой. Слабость же заключается в вечных метаниях, непоследовательности, неумении твердо довести начатое до конца. Впрочем, лучше всего высказался о бабской сущности России великий русский философ Николай Бердяев, который описал ее на примере творчества писателя Василия Розанова.
“Великая беда русской души в том же, в чем беда и самого Розанова, - в женственной пассивности, переходящей в "бабье", в недостатке мужественности, в склонности к браку с чужим и чуждым мужем. Русский народ слишком живет в национально-стихийном коллективизме, и в нем не окрепло еще сознание личности, ее достоинства и ее прав. Этим объясняется то, что русская государственность была так пропитана неметчиной и часто представлялась инородным владычеством. "Розановское", бабье и рабье, национально-языческое, дохристианское все еще очень сильно в русской народной стихии. "Розановщина" губит Россию, тянет ее вниз, засасывает, и освобождение от нее есть спасение для России. По крылатому слову Розанова, "русская душа испугана грехом", и я бы прибавил, что она им ушиблена и придавлена. Этот первородный испуг мешает мужественно творить жизнь, овладеть своей землей и национальной стихией. И если есть желанный смысл этой войны, то он прямо противоположен тому смыслу, который хочет установить Розанов. Смысл этот может быть лишь в выковывании мужественного, активного Духа в русском народе, в выходе из женственной пассивности”.
Спустя сто лет Россия переживает новый бабский поворот. В очередной раз ей не хватило твердости последовательно пройти избранным путем…
А бюст Петру Первому в Музее оружия не второй памятник?