Падение уровня доходов, сокращение инвестиций и нехватка денег у государства ставит российские регионы перед необходимостью выживать своими силами. Делать это особенно непросто при существующей системе управления — регионы возглавляют назначенцы Кремля, мало заинтересованные в их долгосрочном развитии.
22 апреля экономисты и политики встретились в Екатеринбурге в рамках круглого стола: "Как выживать регионам в условиях кризиса?". Rus2Web поговорил с его участниками и узнал их мнение о текущем кризисе в регионах, а также о том, почему бизнес перестал инвестировать деньги в свое развитие и к чему привело усиление контроля со стороны Кремля.
Анатомия регионального кризиса
"Основная проблема российских регионов в том, что кризис, который они переживают сейчас — системный", — уверен доцент НИУ-ВШЭ Антон Табах. При этом у федерального центра заканчиваются деньги на то, чтобы покупать лояльность региональных элит. Поэтому на фоне текущих экономических проблем все яснее становятся видны недостатки существующей системы управления в регионах, поясняет профессор, заведующий Лабораторией методологии оценки регионального развития Центра фундаментальных исследований НИУ-ВШЭ Николай Петров. "Местное самоуправление слишком сильно ослаблено из-за централизации власти в федеральном центре", — подчеркивает Петров. По его словам, Кремль, выбирая между эффективностью и лояльностью кандидатов в главы регионов, последнее время выбирает лояльность. В результате, к управлению субъектами РФ пришли кандидаты извне — у большинства из которых нет авторитета для региональной элиты. "Это назначенцы федерального центра, временщики — они работают, пока их не переведут в другое место. Их задача — рапортовать о максимально устраивающей федеральный центр ситуации сегодня и не закладываться на завтра", — говорит Петров. У таких губернаторов очень короткий горизонт планирования, который лишает региональные власти возможности делать какие-то стратегические усилия по преодолению кризиса.
Инвестиции и долги
"Экономика — она как велосипед. Если крутить педали, то он едет. Если вы перестаете это делать, то он еще какое-то время едет, а потом останавливается и падает", — рассказывает экономист Сергей Алексашенко. По его словам, в России педали не крутятся уже давно: только в прошлом году уровень жизни населения упал на 10%, в этом году, по прогнозам эксперта, снизится еще на 3% - 5%. "Власти целиком полагаются на нефтяную прибыль. В результате, есть ощущение, что мы погружаемся в "экономико — политическую безнадегу", в которой нам предстоит жить, как минимум, до 2018 года (в этом году пройдут выборы президента РФ — прим.)", — подчеркивает Алексашенко.
По его словам, вместе с уровнем жизни снижается и инвестиционная активность: третий год страна недоинвестирует в развитие экономики. По данным Росстата, инвестиции к концу 2015 года ускорили трехлетнее падение и снизились до 8,4% по итогам года. "Бизнес боится, что у него все отберут, и не хочет инвестировать. Крупный сейчас инвестирует столько, сколько может — исходя из того, сколько он зарабатывает на экспорте сырья", — поясняет Алексашенко. При этом, по его словам, среднему и малому бизнесу приходится гораздо сложнее: им нужно придумывать новые продукты, открывать торговые точки и создавать рабочие места. "На это все нужны деньги, которые никто не хочет тратить из-за угрозы, что его бизнес могут отобрать", — отмечает эксперт.
По словам Антона Табаха, несмотря на то, что слабый рубль несколько снизил нагрузку на бюджет — в первую очередь, для регионов-экспортеров, и помог импортозамещению, ситуация, по-прежнему остается тяжелой. Николай Петров объясняет это тем, что помимо сокращения федерального финансирования у регионов есть еще одна проблема — долги перед коммерческими структурами. "Большинству регионов не хватало финансирования из госбюджета, поэтому они вынуждены были занимать на стороне — в том числе, чтобы выполнять майские указы президента и, например, повышать зарплаты бюджетникам. В результате, то, что мы видим сегодня — это внушительные долги регионов, которые зачастую превышают их годовые доходы", — подчеркивает Петров.
Что делать
Чтобы пережить нынешний кризис с минимальными потерями, по мнению Антона Табаха, руководству регионов необходимо, в первую очередь, поддерживать уровень социальных расходов и обеспечивать хоть какое-то экономическое развитие. "В плане социальных статей бюджета руководству регионов нужно искать резервы и оптимизировать существующие ресурсы. При этом, конечно, часто теряется качество — что особенно плохо в таких областях, как образование", — отмечает эксперт. Что касается промышленности, то раз живых денег нет, подчеркивает Табах, власти должны предоставить льготы и особые режимы развития, такие как ТОР (территория опережающего развития — прим.) и ОЭЗ (особая экономическая зона — прим.). "Основные предприятия имеют свойство развиваться сами. А вот для привлечения инвестиций нужны кадры и инфраструктура — это то, что хорошо выходит в Калуге и Татарстане", — убежден Табах. Он подчеркивает: главное требование к федеральному центру — не мешать регионам и не навешивать им новые требования. Например, не пытаться ввести мелочный контроль, как с госсубсидиями: в 2016 году регионы обязали возвращать 30% от неиспользованных госсредств (в дальнейшем планируется забирать остаток полностью — прим.).
Что будет дальше
По мнению Сергея Алексашенко, ситуация в российской экономике будет оставаться такой же, как сейчас. Как поясняет эксперт, для того, чтобы она изменилась, нужны преобразования в сфере защиты прав собственности, честные выборы, независимый суд и профессиональные СМИ. "Ясно, что до 2018 года эти реформы никто даже обсуждать не будет. Подозреваю, что и после выборов президента тоже", — полагает Алексашенко. В результате, динамика в российской экономике — чуть лучше или чуть хуже — будет по-прежнему целиком зависеть от цен на нефть. "Вырастут они до до $50 за баррель — хорошо. Упадут до $30 — ой, как плохо", — рассказывает эксперт.
Если экономически в регионах все останется так же, то ситуация с управлением на местах должна измениться. По мнению Николая Петрова, маятник неизбежно должен пойти в сторону субъектов РФ от федерального центра. Вопрос только в том, как в отношении этих объективных процессов будет реагировать власть. "Есть ощущение, что Кремль постарается удержать власть: это опасно тем, что вместо политической эволюции, благодаря которой постепенно власть в разных ее проявлениях будет перераспределяться на более низкие региональные уровни, изменения будут резкими и радикальными, грозящими дестабилизацией системы", — считает Петров.
Таким образом, чтобы пережить кризис, российским регионам нужно менять систему управления на местах, а Кремлю отказаться от максимального контроля и покупки лояльности, на которую сейчас все равно не хватит денег. Изменения неизбежны, но насколько болезненны они будут, зависит от Кремля и его политики.
И чё усе такие умные (когда советы дают)?...