ВойтиРегистрация


О проекте|Связаться с нами

Главная / PRяники печатные « 7 марта 2017 »


Повесть о советском человеке

 Директор "Левада-центра" Лев Гудков о том, как в тоталитарной системе воспроизводится простой советский человек.

 Одно из возможных объяснений массовой аполитичности россиян сводится к выявлению особенностей массового поведения "нашего человека". Этот особый антропологический тип стал предметом многолетнего социологического исследования "Советский простой человек", инициированного Юрием Левадой в конце 1988 г., еще в разгар перестройки, но продолжается по настоящее время в "Левада-центре". Цель проекта заключалась в описании уходящей натуры – феномена "советского простого человека", сформированного в условиях тоталитарного режима, установившегося к концу 1920-х гг. Как и другие тоталитарные режимы, советская власть, провозглашая новый порядок и решительный разрыв с проклятым прошлым, ставила себе задачу создания "человека будущего", небывалого коммунистического общества, свободного от всех пороков предшествующих формаций. Для нас важно не то, что в этом человеке осталось от лозунга, а что с ним стало в реальной жизни.

Советский человек генетически принадлежит обществу мобилизационного типа. Пережив чистки, коллективизацию, войну и массовые репрессии, острый идеологический кризис в послесталинские годы, он состарился ко времени брежневского застоя, утратив после многих попыток реформировать социализм остатки коммунистической веры, заменив их архаическим национализмом и внешним "православием", скорее магическим, чем евангельским. Хронический дефицит, бедность жизни, скука, сменяющаяся тревогой из-за различных угроз жизни своей или близких, стали причиной того, что этот человек больше всего на свете был озабочен физическим выживанием. К концу 1960-х гг. он уже утратил для молодежи свое значение социального образца ("настоящего коммуниста"), стерся ореол романтизма и прекраснодушия. А это указывало, с точки зрения социологии, что этот образец уже не мог воспроизводиться. Левада связывал надвигающийся крах коммунистической системы с уходом этого типа человека (в силу естественных, демографических причин). И действительно, последние годы существования СССР были окрашены внутренними конфликтами и нагромождением принципиально нерешаемых проблем, что ускорило отторжение от коммунизма и разложение самой системы. СССР разваливался.

Как предполагалось первоначально, молодое поколение станет фактором становления демократической России, поскольку оно будет свободно от страха и бедности, принудительной уравниловки планово-государственной распределительной экономики, ориентировано на западные модели правового государства, рыночной экономики, свободного предпринимательства. И первые годы эта гипотеза подтверждалась данными массовых общесоюзных социологических исследований. Однако последующие замеры общественного мнения (в 1994, 1997, 2003, 2008 и 2012 гг.) показали, что сам по себе тип советского человека никуда не исчезает. Этот тип человека чуть менее заметен в относительно благополучные времена роста доходов населения, некоторой свободы публичных дискуссий, умеренных фальсификаций на выборах, передышки от военных подвигов и патриотического милитаризма, кампаний борьбы с внутренними и внешними врагами и, наоборот, оживает и наполняется кровью в моменты экономических, политических, социальных кризисов. Поэтому по мере усиления авторитаризма в России и стерилизации политического плюрализма этот тип стал выходить на первый план.

За 25 лет, прошедших после распада СССР, сменилось целое поколение; в жизнь начали входить молодые люди, не жившие при советской власти, однако мало чем отличающиеся по своим жизненным установкам от поколения своих родителей, в меньшей степени – от своих дедов. Пришлось признать, что дело не в том, чего хотят и как ведут себя молодые люди, а что с ними делают существующие социальные институты, в рамки которых молодежь так или иначе должна вписаться, принять их и жить по их правилам. Основные механизмы воспроизводства этого человека обеспечены сохранением базовых институтов тоталитарной системы (даже после всех модификаций или их рекомбинации). Это вертикаль власти, неподконтрольная обществу, зависимый от администрации президента суд, политическая полиция, массовая мобилизационная и призывная армия, лагерная зона, выхолощенные или управляемые выборы, отсутствие самоуправления, псевдопарламент и, наконец, почти не изменившаяся с советских времен массовая школа, воспроизводящая прежние стандарты обучения.

Каждое общество состоит из различных человеческих типов, распределяемых по разным сферам жизни и институтам. Социологи, выделяя особенности человеческого поведения, строят обобщенные конструкции различных типов людей: человек традиционный, плут (трикстер), маргинал, авторитарная личность, харизматический лидер, человек политический, хомо экономикус, человек играющий, бюрократ и т. п. Характер общества, потенциал его развития зависит от соотношения различных типов, от того, какой тип оказывается доминирующим, управляющим другими человеческими способностями в тех или иных областях (доминантный тип не то же, что численно преобладающий).

Главная особенность советского человека – умение адаптироваться к административному и полицейскому произволу, способность уживаться с репрессивным государством. Жесткость принуждения снимается посредством частичной демонстрации лояльности власти, частично – терпением и халтурой, обманом, когда речь заходит о начальстве или государстве. Он озабочен прежде всего физическим выживанием в той мясорубке, которая досталась на его долю, сосредоточен на собственных интересах, на обеспечении благополучия своей семьи. Выученная "беспомощность" или мнимая апатия, "пассивность" в общественной жизни, отвращение к политике резко контрастирует с его работой на себя, упорным стремлением к "нормальной жизни", к повышению уровня потребления. Он верит и не верит обещаниям власти о наступлении эпохи процветания в недалеком будущем, но ориентируется на то, что есть, – общие на данный момент стандарты жизни: "не хуже, чем у других" (или "несколько лучше, чем у всех"). Образцы уравнительного равенства, привычные для государственно-распределительной экономики советского типа, определяют горизонт его запросов, а значит, и критерии удовлетворенности жизни.

Такие установки на выживание ценой относительного, но постоянного снижения запросов сочетаются с надеждами или иллюзиями на лучшее будущее, обещанное властями, пронизывают массовое сознание, структурируют всю гамму отношений населения с властью, определяя жизненную философию этого человека, которую можно назвать стратегией "понижающей адаптации". Фактически гибкость или лабильность этого сознания определяется опытом двоемыслия; в головах у людей одновременно уживаются два мотива – государство должно "заботиться о людях" и "государство непременно обманет". Противоречие "должно" и "есть" разрешается тем, что доверие растет по мере удаления от повседневной жизни, наделяя национального лидера полнотой тех достоинств, которые хотели бы видеть в нем обыватели. Напротив, чем ниже предмет суждения по статусу, чем более конкретны затрагиваемые вопросы, тем более жесткими и трезвыми становятся оценки власти и администрации: по мнению большинства опрошенных, люди, в руках у которых некоторая власть, всегда циничны, жестоки, беспринципны, озабочены исключительно своей карьерой или стремлением к обогащению любой ценой. А это, в свою очередь, оборачивается смиренным пониманием, что справедливости здесь не добьешься, что приписываемое человеку достоинство обусловлено его положением в социальной иерархии, статусом, который он занимает (а значит – неравнозначностью прав, неравномерностью распределения того, что допустимо, что "положено", что может позволить себе тот или иной человек). Другими словами, подавление участия в общественной жизни, стерилизация гражданской активности или ответственности оборачивается стойким убеждением в том, что авторитет и честь никак не связаны с достижением, талантом, трудом, что в такой социальной системе нет и не может быть универсальных, общечеловеческих ценностей. В свою очередь, такой моральный релятивизм оправдывает любые нарушения самим обывателем принятых социальных обязательств, правовых норм и правил жизни (при ясном сознании, что ответственность людей, приближенных к власти, и обычных граждан существенно различается).

Антропологические последствия такого положения дел заключаются в том, что такой человек характеризуется а) очень коротким радиусом доверия или устойчивым опытом недоверия ко всему, что лежит за пределами повседневного круга общения, кроме самых близких людей, ко всему, что отдает отвлеченной и непонятной риторикой или демагогией; б) подавляемой агрессией, непреходящим раздражением, порожденным хронической неудовлетворенностью жизнью, социальной завистью, сознанием несправедливости жизни; в) отказом от участия в общественной жизни, пониманием невозможности что-то изменить в окружающей действительности, отсутствием солидарности и ответственности за происходящее, кроме того, что затрагивает опять-таки самый узкий круг людей; г) фрагментированностью существования, партикуляризмом норм морали и права (то, что позволено своим, то осуждается в чужих); д) боязнью, фобиями нового и незнакомого, переносом своих представлений на всех других, неспособностью к формальным договорным отношениям.

Такого рода навыки, накапливающиеся на протяжении десятилетий, образуют прочный пласт нерационализируемого и табуированного социального опыта и правил повседневного поведения, неформализуемого и редко выговариваемого. Отсутствие публичной жизни, дискуссий, общественных авторитетов, условий рафинирования и облагораживания внутренней жизни оборачивается тем, что воспроизводится как раз тип человека усредненного, разочарованного, недовольного, лукавого (склонного к лицемерию и демонстративному поддакиванию тем, кто выше или от кого он зависит: от власти, от администрации, полиции, работодателя). В силу своей массовидности и деиндивидуализированности, примитивности запросов такой тип человека легко доступен для контроля, им легко управлять и манипулировать, но одновременно это означает его инерционность и косность, устойчивость к изменениям.

Достоинства и подвиги предыдущих поколений этот человек присваивает себe, что возвышает его в своих глазах и наделяет чувством превосходства (в том числе – морального) по отношению к другим народам и странам.

Левада среди главных характеристик этого человека выделял следующие: принудительная самоизоляция, государственный патернализм, эгалитаристская иерархия и имперский синдром. Последний компонент крайне важен. Поскольку власть апроприирует все коллективные ценности и символы всего целого – нации, общества, страны, государства, культуры, истории, то человек, лишенный возможности самореализации и признания своих достижений, может испытывать чувство самодостаточности и полноты лишь в качестве подданного, проекции государства на себя, а значит – лишь в виде мобилизуемого члена всего сообщества, в ситуациях предельного испытания и напряжения, борьбы с врагами. Поэтому милитаризм оказывается не только необходимым условием культа силы (или насилия), но и условием, без которого нельзя выразить, артикулировать собственные достоинства и добродетели. Отсюда склонность, если не любовь к парадам и массовым шествиям, приобретающим характер демонстрации национального духа и общности, единства, которое старательно поддерживается подыгрывающей массам пропагандой.

Подобные свойства фиксируют, прежде всего, принадлежность этого человека к государству (принятие системы, отождествление себя с ней), но не его собственную активность и достижения. От собственно коммунистического сознания (синдрома идеологического миссионерства, превосходства над другими в силу принадлежности к передовому обществу) сегодня сохранилось лишь сознание своей исключительности или особости, но уже в качестве защиты от сравнения, недопустимости сопоставления с другими, ибо это порождает болезненное чувство своей отсталости, неразвитости, варварства и бедности (оно, конечно, еще старше, поскольку укорено в вырожденной традиции религиозной, православной, исключительности).

Такой человек легко переходит от состояния апатии к авральной деятельности, от недоверия к практической сметке и цепкости, от быстрой удовлетворенности к состоянию эмоционального истощения и астении, неконтролируемой тревоги и возбуждения. Поскольку у него нет будущего (ибо он не в состоянии полностью поверить в то, что обещают политики), он склонен ностальгировать по идеализируемому или придуманному прошлому, которое утешает его или выступает в качестве основания для критики и выражения недовольства настоящим. Тем более если в этом ему помогает пропаганда, с некоторых пор все чаще поющая песни о главном.

Как показывают исследования, в концентрированном виде эти черты характерны для 35–40% населения России, но отдельные характеристики и способы поведения, жизненных стратегий, элементов идентичности распространены гораздо шире, охватывая в моменты возбуждения и мобилизации до 80% российского общества. Именно с апелляцией к таким структурам сознания и связана успешность той или иной пропагандисткой кампании. Альтернативные характеристики и качества человека (например, предприимчивость, способность к сопереживанию, альтруизму или, напротив, алчность, хищничество) чаще представлены как партикуляристские характеристики отдельных групп, но никогда не "большинства", то есть не обычного, не "простого человека". Специфические черты всегда приписываются либо властной элите, либо тем, кто вытесняется на периферию общества, маргинализируется или вообще выдавливается из страны.

Выход этого человеческого типа на первый план может рассматриваться как симптом стагнации общества или даже – его растущей деградации.

 

Источник 

 

 

 

Комментарии к статье




Сообщение отправляется через зашифрованный канал связи, анонимность гарантирована

Вторник, 12:27 - 7 мар 17
гость — «любопытный» пишет:

Хорошая статеечка. Вспоминается старое выражения Артемия Троицкого: Быдловатое российское студенчество.

Вторник, 12:38 - 7 мар 17
гость — «шмайсер» пишет:

Не стагнация, а деградация совершенная. Все что написано-абсолютно верно. Только признаком деградации будет появление у большинства общества агрессивной быдловатости, примитивизации сознания индивида, стремящейся к уровню рефлекторных функций блять

Вторник, 12:40 - 7 мар 17
гость — «любопытному» пишет:

А сам-то Тёма Троицкий кто был? Быдловатым студентом из Москвы. К тому же сноб конченный

Вторник, 12:50 - 7 мар 17
гость — «любопытный» пишет:

Троицкий - свободный человек, имеющий достоинство, пусть сноб и тусовщик. Такого в автобус не посадишь и не пошлешь за копейку на "карусель" для подтасовки выборов в пользу партии жуликов и воров (лидеры Пу и Ме). Поэтому я его уважаю, а тульских студентиков нет.

Вторник, 12:53 - 7 мар 17
гость — «вопрос» пишет:

И для чё Пряникам энта либерская болтовня?...Чё в Туле проблем нат?...

Вторник, 13:11 - 7 мар 17
гость — «гость» пишет:

гость — «вопрос» пишет:
И для чё Пряникам энта либерская болтовня?...Чё в Туле проблем нат?..=================== да вот для того. что бы проблемы забыли, нельзя писать о ЖКХ-лодку раскачивать. а то ИМ на яхтах волны мешают!!!!!

Вторник, 14:16 - 7 мар 17
гость — «Муть голубая» пишет:

Никак не вписываемся мы в желаемые схемы. Выживаем, как тараканы, и это бесит социологов.

Вторник, 14:23 - 7 мар 17
гость — «ГОСТЬ» пишет:

А сейчас кого взращивает новая бандитско-олигархическая-коррупционная власть.Вон молодёжь вся спилась,обкололась наркотиков,хамская,бескультурная.

Вторник, 15:50 - 7 мар 17
гость — «Оля» пишет:

Весь маразм читать не стала, поняла лишь, что опять плевок в советское поколение. Поколение "пепси" выросло и еще покажет кто в доме хозяин. Защищать как в 41 уже будет некому быдловатое государство.

Вторник, 17:03 - 7 мар 17
гость — «Оле» пишет:

Скорее констатация факта.

Вторник, 18:38 - 7 мар 17
гость — «Гость» пишет:

Я, так понимаю, светлое капиталистическое завтра наступило. Мы все в белых штанах, на мерседесах, долларовые миллионеры и живем в Рио-де-Жанейро. Активно плюем в быдловатое тоталитарное прошлое. Ну-ну, удачи вам господа.

Вторник, 19:07 - 7 мар 17
гость — «любопытный» пишет:

Дураки! Либерализм - это свобода. А вы хотите быть вечными холопами оккупировавшей Россию партии стукачей? Успехов вам на этом пути. Ха-ха-ха!

Вторник, 20:50 - 7 мар 17
гость — «Шариков» пишет:

Уприте свой либерализм в свою чухотку. СССР - это был святой мир. Там все было. Если сейчас начинают возникать всякие наци в бывших республиках, то вспомните куда американы поселили индейцев и где они сейчас.

Вторник, 22:13 - 7 мар 17
гость — «СычЪ» пишет:

Во французском зоопарке неизвестные убили белого носорога ради рога‍

Работники зоопарка обнаружили труп четырехлетнего белого носорога по кличке Винс утром во вторник. Носорог был убит несколькими выстрелами в голову, затем правонарушители спилили один из рогов животного.
Интерфакс
21:04
-----------------------------------------------------------------
Это сделали истинно свободные люди, с незыблимыми демократическими ценностями, но к сожалению(или счастью) не изученные либероидными шаражками типа блевада-центра. И вообще, а кто придумал: "Проблемы негров шерифа не е..ут". Наверное тоже от свободы и демократии всё. Пиздоболы либеральные! Хватит жрать роллтон, хаять всё вокруг и мечтать о несбыточном, идите работайте.

Среда, 00:55 - 8 мар 17
гость — «Ну, вы пока того....» пишет:

Вы пока спускайте пар, а мы продолжим править!

Среда, 09:47 - 8 мар 17
гость — «КПД-Оле» пишет:

Я тоже не мобилизовался прочитать опус.Некогда.Жизнь коротка.А тут еще столько трепа.Напишите мне персонально,полуанонимно:кто вы и за кого.Только обязательно.Я сейчас заканчиваю тридцать пятый том своего полного стотомного собрания сочинений и хочу поместить туда вас,поскольку Ольга-знаковое имя моей семьи.Мать Ольга Васильевна,племянница Ольга Валерьевна и Ольга Владимировна.Одна из книг будет называться "Бухта Ольга".Есть такой водоемчик в Приморье.Я серьезно.И это очень важно.

Среда, 14:12 - 8 мар 17
гость — « Саша» пишет:

Свинья всегда грязь найдёт...

Среда, 18:07 - 8 мар 17
гость — « "Земляк"» пишет:

"Любопытному", "шмайсеру" и другим либералам - а у вас бывают другие "аргументы", кроме "ха-ха-ха" и "блять"? Образование - то где получали?

Среда, 20:55 - 8 мар 17
гость — «.» пишет:

Согласен с Ольгой. Кого защищать? Щубохранилища Якунина, дворцы Великого Пу, виноградники Димона. А за свой дачный сортир на 6 сотках буду биться до последнего.

Среда, 23:42 - 8 мар 17
гость — «Из района» пишет:

25 лет Союза нет, а всё в нынешних бедах, у нынешних менеджеров Союз виноват

Четверг, 00:39 - 9 мар 17
гость — «Одна болтовня» пишет:

Таких словоблудов как Гудков, хоть жопой жуй. Один сплошной пердежь в воду пузырей много, а толку нет. Интересно когда он в комсомол и в партию вступал, он тоже об этом вслух высказывался?

Четверг, 08:01 - 9 мар 17
гость — «Гость» пишет:

А вот интересно, у кого-нибудь родственники в Сталинское время сидели за убийства, изнасилования, грабежи, растраты или все исключительно честные порядочные люди, попавшие под каток репрессий ? А есть ли у кого родственники, которые писали доносы, или тоже порядочные? В настоящее время мы достигли таких демократических успехов, что голова кружится! Взять российский футбол. В рейтинге ФИФА - 61 место. Руководитель РФС Виталий Мутко. Предлагаю увековечить имя чиновника. Ввести спортивные звания для футболистов: заслуженный муТак России, муТак международного класса, кандидат в муТаки. В экономике предлагаю ввести новый обобщенный термин, например "димон". Чистая прибыль "национального достояния" за 2016 год составила 365,56 димонов. На содержание чиновничьего аппарата выделено 125 димонов, на здравоохранение 0,5 димона, на образование - 0,02 димона.

Четверг, 11:19 - 9 мар 17
гость — «Гостю» пишет:

В рейтинге ФИФА - 61 место. Руководитель РФС Виталий Мутко. Предлагаю увековечить имя чиновника.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ладно футбол. У нас пятое место по хоккею с шайбой на домашней олимпиаде в Сочи. Вот этот подвиг Мутко точно заслуживает увековечивания.

Пятница, 11:38 - 10 мар 17
гость — «о настоящем советском человеке» пишет:

Директор "Левада-центра" Лев Гудков - му...дак, лизающий зад коррумпированной власти!
Всё о чём он пишет - ерунда на постном масле!

Вот Настоящая Повесть о советском человеке!
Построил коммунизм для себя и показал всем как надо это делать:

https://www.youtube.com/watch?v=kRXIhcFdgt4

Суббота, 02:24 - 11 мар 17
гость — «ккк» пишет:

И для чё Пряникам энта либерская болтовня?...Чё в Туле проблем нат?...

Вторник, 23:10 - 14 мар 17
гость — «как может Сатана изгонять Сатану?» пишет:

Денщик АГа обязан отработать за его продвижение, поэтому никаких изменений не будет, напрасно некоторые доверчивые
представители биомассы поверили Воланду Воландовичу Пинкертонову и его Денщику АГа.

И, призвав их, говорил им притчами:
как может Сатана изгонять Сатану?


Воланд (еще одно имя Мефистофеля. Мефистофель — дьявол, образ злого духа в мифологии эпохи Возрождения северной Европы) - один из главных героев романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Четверг, 18:20 - 16 мар 17
гость — «деД» пишет:

По-моему, про нас, кому более 55, написано ОЧЕНЬ правильно.
А,про тех, кому больше 25, очень обобщённо, в действительности они ОЧЕНЬ разные.

Пятница, 21:41 - 24 мар 17
гость — «Алексей Александрович» пишет:

Безграмотная статья. " Образцы уравнительного равенства," - тьфу ты, автор. А самое главное даже не в том, что автор принадлежащий очевидно к ограниченной в своих взглядах либеральной тусовке не понимает российское/советское общество, его внутренние ценностные и цивилизационно-идентичные характеристики, так еще и переврал цели и результаты исследования Левады.

Среда, 02:24 - 5 апр 17
гость — «Ольга» пишет:

Весь маразм читать не стала, поняла лишь, что опять плевок в советское поколение. Поколение "пепси" выросло и еще покажет кто в доме хозяин. Защищать как в 41 уже будет некому быдловатое государство.

Вторник, 03:24 - 25 апр 17
гость — «С. Кондратенко» пишет:

На самом деле, предприятия могут иметь лоббирования своих интересов.

Цитатник

Я буду краток, потому что журналисты обычно знают больше чем я.

В. Стародубцев

Реклама


Наш опрос

Согласны ли вы платить за тепло по ныне существующей системе или хотите оплачивать только за отопительный сезон, но в полном объеме?









Последние комментарии

Топ обсуждаемых за 10 дней

Рекомендуем

© Copyright © Тульские PRяники. Все права защищены 2003-2017
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка https://www.pryaniki.org/ обязательна.
Яндекс.Метрика