Мнение гражданского активиста Еены Усковой.
Была мысль поначалу назвать статью "Воинствующее невежество", но, углубившись в тему, пришлось уточнить. Все-таки невежество, хотя и сомнительное, но смягчающее обстоятельство новорусских "художеств" в строительстве по всей России. И тут есть некий намек на знак времени и извращенный, но вкус. Для стабильности общества очень важно, кто и как его формирует. В любом случае элита и власть обязаны через мастеров своего дела давать народу лучшие образцы и воспитывать его в этом направлении, прежде всего на национальных традициях.
О вкусах не спорят. И правильно, если вкус есть. А если его вообще нет? А если его вообще нет, то исследовать надо тему о том, кому и для чего это выгодно и в чем здесь конкретно связь с Богородицким парком.
Архитектура как лицо эпохи
Во все времена государственная власть жестко держала руку на пульсе формирования стиля, и ее руководители много вкладывали и в архитекторов, и в свое самообразование, т. к. от этого зависело качество вклада в строительство, во много раз возраставшее от таланта и профессионализма последних.
Даже архитектура малых городов вплоть до последних советских времен утверждалась на самом высоком уровне, не говоря уже о царских временах. Например, план Богородицка подписывала сама Екатерина II и на плане обозначила его: " не город, а сущий цветник", а послевоенная его застройка утверждалась Советом министров РСФСР.
Архитектура была не только застывшей музыкой, но главной наглядной агитацией власти, демонстрирующей мощь державы и интеллектуальный потенциал народа. Всякие шалости типа авангардизма и чудачеств отдельных купцов-самодуров в виде мавританских дворцов и рыцарских замков допускались, но никак не приветствовались при формировании целостного облика городов.
В Древней Руси была общая православная культура, которая вообще отрицала всякий выпендреж и псевдоновации и в центре всего ставила Храм, т. к. в основе была идея воссоздать образ Небесного Иерусалима на земле.
И при любой власти архитекторы строго следили за главной доминантой в городе. В Петровскую эпоху храмы уступили главное место дворцам и общественным зданиям, но все равно никто не смел даже подумать покуситься нарушить красную линию улицы и главную высотную точку города вплоть до самого позднего советского времени.
В Москве ничто не могло быть выше колокольни Ивана Великого, а в европейском Петербурге – шпилей Адмиралтейства и Александрийского столпа.
Взаимоотношения власти и архитекторов в России имеют драматичную историю и кто этим серьезно интересуется – пусть прочтет замечательную книгу архитектора-реставратора Резвина "Архитекторы и власть", одного из главных участников восстановления Богородицкого дворца Бобринских.
Важно то, что архитекторы не только имели большие права, но и несли главную ответственность, вплоть до тюрьмы и каторги за качество строительных работ, всегда четко связанных с природным ландшафтом и окружающей средой.
Аномалия нашего времени – это полный архитектурный нигилизм, хамское отношение к мнению общества и культурному наследию прошлого. Такого еще не было в истории России, когда власть фактически уничтожает свой культурный фундамент. И вкус не формирует, а потакает невежеству толпы и вместе с этим не дает даже отчета себе о последствиях не только для нации, но и для себя, любимой. Им что, нужно чтобы в каждом городе была своя "Зимняя вишня" и "Хромая лошадь" и счет жертв шел уже на тысячи, а не на сотни, чтобы наконец и у тех и у других наступило отрезвление?
А архитекторы сейчас кто? Да просто прислуга "подай-принеси" и даже не скрывают этого, если не гордятся. "Творцы" из архитектурного бюро Остоженка знают, что ляпают хрен чего и в нереальные сроки этот курятник в 30 этажей на Площади искусств в Туле, но сорвать куш желание сильнее. И не боятся ни Бога, ни черта оставлять нам это "наследие". И что, лицо городов нашей эпохи – стройки, помойки, автостоянки? Вместо садов и парков – торговые центры и точечные застройки? Или как?
Последним вздохом большого стиля был сталинский ампир, который вплоть до конца XX века вместе с модерном очень любили ругать историки искусства, т. к. не знали и не могли представить, куда на самом деле катимся.
Взлом национального кода
В принципе серьезно сотрясать устои начали в первые послереволюционные годы всякими там новациями в виде стеклянных прозрачных домов, полным отрицанием каких-либо архитектурных украшений в стиле Корбюзье, что Сталин быстренько прекратил, верно, учуяв в этих новациях угрозу стабильности государства, вернувшись к проверенной классике.
И все это это полбеды, пока вот такие, по меткому выражению покойного сатирика Задорнова, "кошельки с ушками" не дорвались до Златоглавой с Питером и не принялись добивать их веками создававшийся неповторимый ландшафт и облик вавилонскими башнями и торговыми центрами, на фоне которых уже некоторым и "хрущевки" кажутся национальным достоянием, что по правде не совсем так. С них-то как раз все начиналось.
Хрущев своим указом в 1956 г. "Об архитектурных излишествах" уничтожил архитектуру в массовом строительстве вообще и заполонил города безликими коробками, из которых потом и повылазило большинство "новых русских" строить "Версали" на Рублевке.
Моя главная претензия к современной псевдоэлите даже не то, что они наворовали и ограбили народ, и не то, что они даже не хотят ценить те последние крохи, которые остались от царской России и лучшее из советских времен, а сознательная дезориентация и растление народа полным вакуумом и безумным смешением всего и вся в одну кучу, под которым нет абсолютно ничего, кроме жажды наживы. Тяга к мега-проектам – это не просто нездоровая страсть. Вы посмотрите: что ни стройка – то воровство миллиардами, и эта зараза уже добралась до областных и малых городов.
В принципе достаточно качественная послевоенная застройка центра Тулы, которая сама по себе уже памятник эпохи, разламывается точечной застройкой, а им все мало. Строятся по принципу "нам на всех плевать – что хочу, то и ворочу". Плевать на общественное мнение, плевать на последствия для будущих поколений и плевать, что они будут думать о них, если русские наконец-то вернутся к своим истокам. И полное бессилие создать что-либо свое, приличное.
Отсюда патологическая ненависть к подлинным памятникам или попытки подменить их дорогим, но ничего не стоящим новоделом, как колокольня в Тульском кремле. Наглая, доходящая до самодурства самоуверенность, что свой бред можно поставить в один ряд с архитектурными шедеврами прошлого, Кремлем и Зимним дворцом и от ветра головы своей вместо Эхонической долины в Богородицком парке выдать вариант маленького бетонного Днепрогэса. Объяснение, что научная реставрация слишком затратная вещь для круглых идиотов. Она им дорогая, потому что там практически невозможно украсть, особенно если рядом настоящие мастера своего дела. А 60 млн хрен знает на какую плитку недорого?
А самое главное, недорого в области тратить 1 млрд на содержание чиновников, конкретно министров вроде Рыбкиной и Аванесян. Они теперь уже и узаконили свои нетрудовые доходы и без зазрения совести выкладывают на сайте правительства Тульской области.
Ну и еще всеядность губернаторов, Рыбкиной и ее департамента. Без разницы, какие проекты ляпать, лишь бы сидеть на финансовых потоках. Одной рукой может и улицу Металлистов возрождать, правда, без жителей, и Кремль реставрировать, опять-таки со скандалом, а другой – без всякой логики выводить подлинные здания XVIII–XIX веков из памятников и подписывать совершенно безумные проекты. При этом какое отношение сама Рыбкина с Горецким по опыту и роду своей предыдущей деятельности имеет к культурному наследию, как и откуда оба взялись – тоже загадка.
Скажи "нет" сатанизму в архитектуре
Стирание границ между подлинником и подделкой, прекрасного и уродливого – это уже сатанизм, о котором я как-то написала после посещения так называемого парка в Зарядье. И что-то тульские СМИ отказались ее печатать. Дескать, это в Москве, а у нас тишь да гладь и Божья благодать.
А зря. Тут недавно обнаружила в интернете интересные сведения о брате губернатора Артеме Дюмине, который и является владельцем фирмы, осуществившей за 14 млрд этот кошмар, которому, видимо, мало места в столице. Им теперь Тулу и парк Белоусова подавай. В его "подвигах" на строительной ниве – снос редкого по красоте памятника XVIII века усадьбы Анны Неклюдовой под очередной жилкомплекс. Ну и кто они после этого в расчете на невзыскательную публику, которой дай волю – они снесли бы под корень весь культурный слой?
Но есть еще здоровая часть общества, которую губернатор презрительно называет "диванными критиками". И их куда больше, чем они ожидали. И дело не в количестве, а качестве людей, потому что решает все не инертное большинство, а активное меньшинство.
Вот лично мне наплевать на первых, будь их хоть сотни, но дорог голос каждого, кто отдал в пользу и Богородицкого парка, и того, чтобы парк Белоусова не превратился в палисадник доморощенной Вавилонской башни, а Тула – в Нью-Васюки. Уж если это такое чувствуют рядовые управдомы и бывшие депутаты муниципального собрания, а не только люди с дипломом Академии художеств, как я, то есть еще надежда на реанимацию национального культурного кода.
На момент отсылки статьи в пользу Богородицкого парка подписало уже 27 человек всего за несколько дней. Для меня этого более чем достаточно, т. к. статус "городской сумасшедшей-одиночки" сильно этим поставлен под сомнение. И я благодарю каждого и прошу при постановке подписи назвать ваш род занятий, чтобы следить за социальным разнообразием общественного мнения. И помогите мне и себе в распространении ее по соц. сетям. И тут не нужно больших жертв. Тут просто нужно не лениться и 27 подписей могут обратиться сначала в сотни, потом в тысячи и сформировать общественное мнение тех, кто думает своей головой. Вода камень точит. Те, кто не считает, что это так и должно продолжаться, давайте создадим петицию на chang.org против планов губернатора насадить архитектурный сатанизм по Туле и области.
Ускова Елена, гражданский активист
г. Богородицк
Итак, гражданское сопротивление планам строительства 36-этажного дома на площади Искусств продолжается. Ранее против выступил Михаил Храймайков – внук председателя Тульского горисполкома Фёдора Храмайкова, в Сети идет сбор подписей туляков здесь и здесь.
Если уж губернатор не может остановить архитектурный беспредел в Туле (он сам его поддерживает!), это должны сделать туляки.
Именно такие виртуальные акции сопротивления теперь формируют гражданскую позицию, причем не только в Туле, но и по всей России. Следующий шаг, если власть не услышит, – выход массы людей на улицы в рамках их конституционного права на выражение своего мнения по поводу защиты своего города.
140 подписавшихся... Может, стоить создать петицию, и посмотреть, сколько подпишется ЗА? Все же некорректно продвигать исключительно свою позицию. Не по-журналистски. Думаю, большинство прекрасно понимает, что это только концепт.