ВойтиРегистрация


О проекте|Связаться с нами

Главная / Фольклор « 10 ноября 2021 »


“По городу ездил единственный танк…

К 80-летию обороны Тулы: рассказ сына тульского ополченца.

На южной стене Всехсвятского кладбища состоялось открытие мемориальной доски, посвященной обороне города в 1941 году. Именно здесь с 30 октября по 7 ноября 1941 года проходили ожесточенные бои. Стена до сих пор хранит следы от вражеских пуль и осколков снарядов, сообщило правительство области. Может быть, поэтому региональные и городские власти раздумали реставрировать старые стены самого главного кладбища Тулы. 

80-летие обороны Тулы, которое отмечается в эти дни, заслуживает того, чтобы вновь возвратиться к этой страничке истории города, которую официальные власти пытаются подвергнуть всяческой лакировке и по большому счету заболтать это, безусловно, историческое событие, свидетелями и участниками которого были туляки, некоторые из которых до сих пор помнят и хранят в памяти такие детали, по которым и можно сейчас оценивать значимость тех осенних дней сорок первого.

Туляк Сергей Скворцов, чей отец Борис Сергеевич Скворцов был в рядах народного ополчения в дни обороны Тулы, поделился рассказом о событиях осени 41-ого года     

“Я родился и вырос в Туле, это мой родной город, и мне особенно близка его история, которой я по праву горжусь. Я не стану вдаваться в стратегию и тактику ведения боёв, а опишу эти события с точки зрения рядовых защитников города, в первую очередь бойцов народного ополчения.

Непосредственных участников боёв 1941 года уже давно нет в живых, и не удивительно, что мои земляки, подавляющее большинство которых гордится тем, что Тула – город-герой, как правило, воспринимают её оборону как “преданья старины глубокой”.

Со мной дело обстоит иначе – я знаю об обороне Тулы, можно сказать, из первых рук. Я ведь очень поздний ребёнок - когда я родился, моему отцу, Борису Сергеевичу Скворцову, уже исполнилось полвека. 1941 год он встретил зрелым мужчиной тридцатипятилетнего возраста, а похоронил я его, когда мне самому уже исполнилось 35 лет. Так что у нас было достаточно времени, чтобы не раз откровенно и обстоятельно обсудить события первой военной осени, которые я теперь вижу глазами отца. Его воспоминания я постараюсь использовать и сейчас.

В октябре 1941 года ситуация стала очень тяжёлой – немцы прорвали фронт и стремительно приближались к Туле. В тот момент в городе не осталось никаких боеспособных частей, кроме остатков 50-й армии, наспех сформированного городским комитетом обороны и полка НКВД, в принципе не предназначенного для ведения боевых действий. Отец рассказывал, как по городу ездил единственный танк, причём танкист страшно ругался - вот, дескать, везде всё перекопали и перекрыли баррикадами (к обороне готовились на совесть).

Кроме стойкости и мужества, защитники Тулы мало что могли противопоставить наступавшим силам немцев (основу которых, между прочим, составляла танковая армия Гудериана). Первыми в бой вступили зенитчики под командованием лейтенанта Волнянского, которые вопреки самой природе зениток использовали свои орудия против танков, наводя их буквально по стволу. Других средств борьбы с танками, кроме изготовленных на тульском ликёро-водочном заводе бутылок с горючей смесью, в распоряжении защитников не было.

Особенность зенитных пушек такова, что снаряд имеет очень большую начальную скорость, поэтому при попадании в танк у того буквально сносит башню. Это весьма эффективно, но связано со смертельным риском. Зенитчики тогда нанесли немецким войскам серьёзный урон, за короткое время боя уничтожив 14 танков. Гудериана они остановили, но и сами почти все погибли, в том числе и лейтенант Волнянский, имя которого сейчас носит одна из тульских улиц.

Танкисты Гудериана ещё несколько раз пытались взять город с ходу, но все их атаки были отбиты. А вот с подоспевшей немецкой пехотой пришлось иметь дело ополчению и полку НКВД.

Как формировалось ополчение, я расскажу на примере собственного отца, который, кстати, был беспартийным. Уже давно вовсю шла война, но на военную службу его почему-то не призывали. В конце октября 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Туле, а отец, по специальности горный инженер, подготовил к взрыву последнюю шахту, он сам пошёл в военкомат, чтобы спросить, что же ему делать. Стали искать его личное дело и… не нашли – видимо, какой-то нерадивый работник его куда-то засунул. Тогда отцу, по его словам, предложили на выбор два варианта: или эвакуироваться, или пойти в народное ополчение.

Как рассказывал отец, он рассудил так: “Здесь мой дом, здесь моя мать. Как же я могу куда-то уехать?”. И записался в один из истребительных батальонов Тульского рабочего полка. Рядовым бойцом, хотя в своей сфере он уже был высококвалифицированным специалистом.

Тульский рабочий полк был сформирован из тех людей, которые в принципе не подлежали призыву – пожилых людей, инвалидов, безусых юнцов и тех, кто, как мой отец, не захотели эвакуироваться. Воевать они были не обязаны, но в почти безнадёжной ситуации совершенно осознанно и добровольно решили бороться с врагом до последнего.

Бойцам выдали из арсенала старые французские винтовки, у которых затвор располагался как-то необычно – в бою они были очень неудобны. Военную подготовку ополченцы пройти не успели, их направляли прямо в окопы, причём в гражданской одежде, в которой они пришли из дома – в состав Красной Армии рабочий полк вошёл лишь после окончания боёв за Тулу и на армейском довольствии не состоял. Когда враг пошёл в атаку, ополченцам стали командовать «трубка такая-то, прицел такой», но, увы, большинство из них не имело понятия, что это значит. Стреляли просто по силуэтам и плохо попадали. Впрочем, первую атаку они отбили, а «своего» фашиста отец застрелил уже почти в упор.

В те первые дни обороны ополченцы вместе с полком НКВД выполнили свою задачу - сумели устоять, отразив вражеские атаки, - а затем начали подходить подкрепления. В частности, подошли хорошо обученные дальневосточные полки, которых туляки называли «сибирскими» и смотрели на них как на чудо-богатырей.

Тем не менее, весь ноябрь ситуация вокруг Тулы всё ухудшалась и ухудшалась. К началу декабря немцы практически окружили город, который, однако, не сдавался и продолжал сопротивление, в свою очередь, сковав две немецкие армии. А в самой Туле ветераны-оружейники на допотопном оборудовании, которое при эвакуации тульских предприятий просто оставили, не считая нужным вывозить, наладили выпуск стрелкового оружия и ремонт орудий и танков.

Измотанные немцы 5 декабря перешли к обороне, а уже на следующий день без оперативной паузы, что совершенно необычно для военной стратегии, советские войска начали Тульскую наступательную операцию, в ходе которой быстро отбросили врага далеко на запад.

В дальнейшем Тульский рабочий полк стал кадровой частью Красной Армии, в частности, сыграв решающую роль в освобождении Калуги. А тех, кто вступил в него осенью, не пожелав эвакуироваться, вернули в народное хозяйство. Несмотря на рассказы отца о том, как ему предлагали на выбор два варианта, похоже, что на самом деле всё же существовал лишь один полностью законный вариант – иначе за то, что он пошёл в ополчение, ему потом не грозили бы судом, и отцу не пришлось бы писать объяснение, копия которого до сих пор хранится в семейном архиве. К счастью, никого из не уехавших в эвакуацию бойцов ополчения реально к ответственности не привлекли.

Я глубоко уважаю отца за то, что он так поступил. Ведь тогда он не просто имел законное право, что называется, «откосить» от фронта, а, в общем-то, обязан был это сделать. Так что, если бы он не пошёл воевать, никто был бы не вправе его за это упрекнуть – никто, кроме собственной совести”.

 

Комментарии к статье




Зашифрованный канал связи, анонимность гарантирована

Среда, 21:44 - 10 ноя 21
гость — «Туляк» пишет:

Было время , были ЛЮДИ!!!

Среда, 22:14 - 10 ноя 21
гость — «лохушка» пишет:

Немного странно, когда рядовой ополченец четко знает, что перед ним армия Гудериана (ни дна ему, ни покрышки), какие задачи стояли перед полком НКВД и как он формировался. Чтобы знать тонкости наведения орудия "через ствол", надо, как минимум, рядовому ополченцу находиться рядом в окопе. Зенитчики, как артиллеристы, намечали реперы (пристрелянные и намеченные точки на местности).
В бою было подбито 14 танков. Значит в природе это возможно, а вот панфиловцев в наше время дерьмом облили.
Вечная Слава всем, кто отстоял Тулу и страну в целом. Низкий поклон и павшим и живым !

Четверг, 09:25 - 11 ноя 21
гость — « jon digger» пишет:

" Бойцам выдали из арсенала старые французские винтовки, у которых затвор располагался как-то необычно – в бою они были очень неудобны" Ну вот А кто то у нас тут пишет о том,что на вооружении у них были "светки" И бойцы метко стреляли и наносили врагу большой урон (СМ «Капризная» и легендарная «Светка»: разработка Федора Токарева - Тульские новости (newstula.ru).Тульские журналисты сумели "отличиться" и здесь, в угоду общему настрою на праздничность мероприятий, подкрашивая даже историю обороны города. Жажда быть в струе и писать то,что надо сейчас не истребима.Это такое своеобразное проявление холопства перед властями, апология мудрой власти,которая все обеспечила и организовала. Нам есть ч чем и кем гордиться . У нас есть и были герои, которые сумели даже когда не было ничего победить. И не надо умалять их подвиг таким вот подкрашиваниями истории Как и не надо умалять его плохим русским языком в текстах открываемых мемори
альных досок.

Четверг, 10:06 - 11 ноя 21
гость — «Автору» пишет:

А факты таковы,что Тула была первым городом,который не сдался!Тула была полностью в окружении(правда недолго),тогда 3 дня не было света,почта,некоторые магазины и пивные работали!!! Мой тесть,тогда безусый юнец,со товарищи должны были ловить парашютистов в лесу.Дали одну неисправную винтовку Мосина на 5 чел.без патронов (что бы друг друга не перестреляли!).Но они винтовку быстро сделали (мастеровые всё-таки!) патроны купили за 0,5 у служивых и пуляли по бутылкам в лесу (водка продавалась с открытия магазина!).Потом винтовку и охотничье ружьё отняли,дали по оплеухе и отправили восстанавливать промышленность!

Четверг, 10:56 - 11 ноя 21
гость — «Гость» пишет:

Моему деду было 15 лет, так они с другом прибавили по году, вступили в этот рабочий полк. Только вот оружия не дали. Его дед дал им из своих закромов обрез еще с гражданской войны и 20 патронов к нему. Друга убили, а дед потом в учебку попал под Архангельск... И прошел войну с 1942 года и закончил ее на Курилах. Кстати выжил в боях на озере Балатон, как он говорил - вот там был ад! Жаль умер дед в 1997 году.

Четверг, 11:43 - 11 ноя 21
Редактор пишет:

Мои рордители вспоминали, что Тулу первоначально хотели сдавать фашистам, как и Москву. Город готовился к эвакуации. Когда пришел другой приказ, городу оружейников пришлось обороняться теми силами, которые оставались. Поэтому туляки, несомненно героои, а тогдашняя власть как всегда...

Четверг, 13:12 - 11 ноя 21
гость — «Гость» пишет:

Даже здесь, судя по последнему отзыву, всякого рода ублюдочные скоты гадости пишут

Четверг, 13:40 - 11 ноя 21
гость — «гостю 11.43 "Редактор"» пишет:

Не надо врать и передергивать.

Четверг, 13:50 - 11 ноя 21
гость — «Свои?» пишет:

"В Германии нет фашизма, а у нас свои хуже фашистов!"

Свои? Ты кто по национальности?..

Четверг, 23:47 - 11 ноя 21
гость — «Туляк» пишет:

Слава героям,защитникам Тулы!!!

Пятница, 11:06 - 12 ноя 21
гость — «Bok Van Blerk» пишет:

Немцы везде ездили с фотоаппаратами и кинокамерами. Покажите кто-нибудь фото танковых "армад" Вермахта в Туле. Бабушка (1917) и папа (1937) жили в Щёкино, но за время оккупации не видели ни одного немецкого танка. Автомобили, мотоциклы и сани с телегами - да

Пятница, 14:29 - 19 ноя 21
гость — «Вадим» пишет:

Хорошая статья тронуло до слёз, От души спасибо Автору

Цитатник

То есть вы понимаете, что президента поставили в очень неудобное положение.

В. Стародубцев

Наш опрос

У вас есть долги по кредитам?







Последние комментарии

Топ обсуждаемых за 10 дней

Рекомендуем

© Copyright © Тульские PRяники. Все права защищены 2003-2024
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка https://www.pryaniki.org/ обязательна.
Яндекс.Метрика