ВойтиРегистрация


О проекте|Связаться с нами

Главная / Фольклор « 21 января 2010 »


Потомки Мамая и Тамерлана в российской истории


 

Непрерывное расширение территории Российского государства, включение в его состав Поволжья, Приуралья, Сибири, Крыма, части Польши, Кавказа, Туркестана сделали подданными России многочисленные народы, исторически исповедующие Ислам. К концу XIX в., по материалам первой Всеобщей переписи населения 1897 г., из 130 млн. человек населения России примерно 14 млн. составляли мусульмане. Подавляющее большинство их были суннитами, лишь на Кавказе и на Памире /современный Таджикистан/ часть мусульман являлись шиитами. Важнейшей задачей имперской власти было создание системы отношений с мусульманским нобилитетом, являвшимся наряду с духовенством и купечеством ведущей силой мусульманской общины в России. Значительную часть мусульманской светской элиты составляла наследственная родовая знать — потомки Чингизидов, других именитых фамилий. 
 

В XVI — первой половине XVIII вв. в отношениях Российского государства со своими подданными мусульманами не все бывало просто и гладко. В целом, Ислам и его религиозные учреждения в средневековой России никогда не были запрещены, но все же переход в Православие весьма приветствовался. В составе русского дворянства прослеживается несколько сот фамилий тюркского происхождения — Юсуповы, Тенишевы, Урусовы и многие другие, сыгравшие огромную роль в политической, военной и культурной истории России. Представитель одной из таких семей — Борис Годунов — был в 1598-1605 гг. русским царем. 
 

Ряд знатных татарско-башкирских родов служили России, сохранив Ислам: им были оставлены и даже дарованы земли, платилось жалование, но было запрещено владеть крестьянами-христианами. На протяжении XVI-XVII вв. южнее Москвы существовало вассальное от России мусульманское ханство — так называемое Касимовское царство, где жили служилые татары и правителем мог быть только мусульманин-чингизид.
 

В многочисленных войнах, которые вело со своими противниками Московское государство, на стороне Москвы активно участвовали отряды татар-мусульман. Они сыграли значительную роль в разгроме на р. Шелони в 1471 г. войска непокорного Новгорода Великого; в поход на Казань в 1552 г. вместе с русскими православными воинами отправились и верные вассалы Москвы — мусульманские отряды касимовских татар. В последующих за присоединением Поволжья непростых событиях русской истории, несомненно, имевшие место внутренние противоречия чаще всего строились не по принципу «русские contra нерусские (в т.ч. и татары)», а заключались в противостоянии сторонников существования единого многонационального государства и врагов российской государственности, причем национальная и религиозная принадлежность и тех, и других далеко не всегда определяла выбор их позиции. 
 

Так, например, когда в 1612 г. в рядах сводного русско-татарского отряда, прибывшего для участия в Земском ополчении в Ярославль из Казани, произошел раскол, то часть православных и мусульман остались служить общероссийскому делу освобождению Родины от иноземного ига, другие же, казанцы /русские и татары/, предпочли продолжить бунт, смуту и «многую пакость земле поделаша», как гласит «Новый летописец». В утвержденной Земским собором 1613 г. грамоте об избрании на русский престол царя Михаила Федоровича Романова стояли подписи семи татарских мурз, от имени мусульман России высказавшихся за возрождение единого Российского государства.
 

Важный поворот в государственно-религиозной политике, в том числе и по отношению к Исламу, произошел в царствование императрицы Екатерины Великой. 17 июня 1773 г. ею был подписан указ о терпимости всех вероисповеданий в России. В 1774 г. по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору русское правительство гарантировало неприкосновенность всех религиозных свобод для мусульман. С этого времени вплоть до начала XX века Россия признала за турецкими султанами право на халифат, то есть верховную духовную власть над мусульманами-суннитами, в том числе и подданными России. 
 

В этот же период русское правительство приступило к инкорпорации мусульманской аристократии Империи в состав российского дворянства. В результате реализации данной политики к концу XIX в. в России насчитывалось примерно 70 тысяч мусульман — потомственных и личных дворян и классных чиновников /с семьями/, что составляло около 5% от общего числа дворян Империи.
 

Наиболее надежным путем закрепления мусульманской знати в дворянском сословии стала государственная военная и гражданская служба. Так, в 1814 г. Уфимское дворянское собрание признало в дворянском достоинстве сразу 64 мусульманина — участников Заграничных походов против наполеоновской Франции. К началу XX в. представители ряда дворянских мусульманских фамилий Европейской России: Юсуповы, Акчурины, Гиреи, Еникеевы, Тевкелевы — активно участвовали в политической жизни страны, многие из них получили высшее светское и военное образование, они занимали высокие должности, для них был характерен дух заметного европейского космополитизма.
 

Известным своеобразием отличалось положение самой западной группы мусульманского нобилитета — татар-дворян, проживавших на землях бывшей Речи Посполитой. Попавшие в разное время на территорию Литвы и Польши, татары не обладали рядом привилегий, доступных лишь христианской шляхте Речи Посполитой, но незыблемо располагали главным правом дворянства — правом владеть землей и крестьянами, причем без различия их вероисповедания. Включение территорий бывшей Речи Посполитой в состав России во второй половине XVIII — начале XIX вв. создал в положении дворян-татар известный юридический казус, ибо по российскому законодательству мусульманам не разрешалось иметь в услужении и собственности христиан. Российская власть, однако, не стала менять сложившуюся на Западе Империи систему владений мусульманско-татарского дворянства (численностью около 200 родов). Убедившись в лояльности западных дворян-татар, имперская власть специальными решениями и указами /особенно в 1840 г./ узаконила особый, исключительный статус этой части светской мусульманской знати России. 
 

По-иному, чем в Европейской России, складывалось положение мусульманского нобилитета на Кавказе и в Туркестане. Отношения в обществе здесь еще во многом регулировались нормами обычного права. Система сословных дворянских учреждений для мусульманской знати в азиатских районах не сложилась, оформление корпоративных прав дворян приняло затяжной характер и в целом так и не было завершено вплоть до 1917 г.

Землевладельческая и кочевая знать Кавказа и Туркестана в основном сохранила собственность на землю и скот, служила на военной и гражданской службе, получала чины, ордена, звания, дававшие, в конечном счете, как правило, статус личного дворянства. Практически все средние и низшие должности в системе местного управления мусульманских районов Кавказского наместничества, Степного (современный Казахстан) и Туркестанского (современная Средняя Азия ) краев были заняты представителями мусульманской светской элиты (султаны, беки, наибы, аксакалы). Те из них, кто получал чин или орден, дававший право на обретение потомственного дворянского достоинства, в случае соответствующего согласия, могли участвовать в жизни выборных дворянских организаций за пределами своих территорий.
 

Важной стороной жизни мусульманского нобилитета была его служба в вооруженных силах Империи. Десятки мусульман — офицеров и генералов отличились в многочисленных войнах, которые приходилось вести России. Так, в Заграничных походах 1813-1814 гг. высокую доблесть показали 33 башкирских и татарских конных полка, проявили свою отвагу мусульмане Поволжья, Приуралья, Крыма, Белоруссии. В 30-х — 80-х гг. XIX в. группа воинов — знатных мусульман /горцы Кавказа и крымские татары/ постоянно входила в состав самой приближенной к трону части Императорской гвардии — Собственного Его Императорского Величества конвоя. Известен ряд специальных указов и инструкций, демонстрирующих особое внимание правительства к созданию необходимых условий для соблюдения религиозных обрядов воинами лейб-гвардии Кавказского Горского эскадрона и лейб-гвардии Крымско-татарского эскадрона.
 

Среди известных мусульман-генералов России можно назвать такие имена, как Алиханов-Аварский, Еникеев, Тевкелев, Халилов, Хан-Нахичеванский и другие. В ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. прославились героизмом защитники Порт-Артура офицеры-мусульмане Самадбек Мехмандаров и Али Ага Шихлинский, ставшие позже генералами Русской армии. Их земляком, также уроженцем Азербайджана, был незаурядный предприниматель Гаджи Зейнал Аб-Дин Тагиев, который проделал путь от бедного подмастерья до миллионера-нефтепромышленника, благотворителя и мецената. Тагиеву был присвоен генеральский чин, он был награжден высшими орденами Империи, в 1910 г. Император Николай II возвел его в потомственное Российской Империи дворянское достоинство. 
 

Таким образом, мусульманский нобилитет в целом пользовался покровительственным вниманием со стороны русской власти. Он играл свою, во многом особую роль в системе государственного управления, политической и военной истории России вплоть до 1917 г., когда ему пришлось столкнуться с теми испытаниями, которые выпали на долю всего российского дворянства.

 

Pastor Shlang

Комментарии к статье




Зашифрованный канал связи, анонимность гарантирована

Четверг, 10:20 - 21 янв 10
гость — «808» пишет:

Мамай Чингизид, ты в почете!

Четверг, 10:57 - 21 янв 10
гость — «Мамай» пишет:

Я не чингизит, но Шланг объективен.

Четверг, 11:12 - 21 янв 10
гость — «наши никуда не уходили» пишет:

мамай» пишет:
Вы, туляне и есть потомки и убитых (у них были дети, почти у всех, даже у монахов), и оставшихся в живых после Куликовского мероприятия. И Дмитрий ,и я, Мамай герои того времени, мы братья. Наши воины и мы - ваши общие предки. Неразделима Русь и прежнее могучее государство, неразделимы братские народы. Западники и иудеи нашли приёмы и методы, посеяли межнациональную вражду там, где её не было в прошлом в истории. Ленинская нацональная политика, не понятая Сталиным после его гибели, разрушила нашими трудами и трудами потомков созданное великое государство предателями Михой меченым и Бэриской беспалым. Потерпите маленько и моя и Дмитрия кровь вознесут нового героя и страна станет вновь великой необычайно.

Четверг, 12:50 - 21 янв 10
гость — « Виктор Афонин» пишет:

Лично меня шокировала новость про открытие трех аэродромов в области в т. ч. ефремовского, и Дякун - дежурный зитц глава района.

Четверг, 17:12 - 21 янв 10
гость — «Русский Иван» пишет:

Русские, будте внимательны, осторжны. и там, где сладко, и там, где горько. Наши просторы многим нужны.

Четверг, 17:17 - 21 янв 10
гость — «Русский Иван» пишет:

А крымские татары думают по-другому!

Четверг, 18:34 - 21 янв 10
гость — «Фрол» пишет:

Ничего удивительного...сейчас находяться борзописцы которые доказывают что только мужество кавказцев и азиатов спасло Москву в 41 от захвата гитлеровцами..если бы не азеры то кирдык был бы полный..так что первая ласточка уже вылетела.Теперь ждите стаю...она на подлете...

Четверг, 18:58 - 21 янв 10
гость — «Мамай» пишет:

Русский Иван моя кровь.

Четверг, 19:54 - 21 янв 10
гость — «Русский Иван Мамаю» пишет:

Потомки Мамая - моя кровь.

Четверг, 21:08 - 21 янв 10
гость — «мамай» пишет:

братан!

Четверг, 22:04 - 21 янв 10
гость — «Русский Иван Мамаю» пишет:

Единокровный.

Пятница, 16:47 - 22 янв 10
гость — «Историк» пишет:

Бредятина. А ссылки на источники где?

Пятница, 17:52 - 22 янв 10
гость — «Историку» пишет:

http://www.argumenti.ru/news/2010/01/20/46682

Пятница, 21:11 - 22 янв 10
гость — «мамай» пишет:

скушал?

Воскресенье, 16:54 - 24 янв 10
гость — «С. Куприянов» пишет:

Я считаю, что Мамай, если бы ситуация была совершенно другая в стране, если бы именно был бы в нашей c вами родине демократический строй, как во всех государствах, Мамай - кандидатура одна из самых подходящих, которая находится.

Пятница, 22:11 - 12 фев 10
гость — «хорошее пророчество!» пишет:

наши никуда не уходили» пишет:
мамай» пишет:
Вы, туляне и есть потомки и убитых (у них были дети, почти у всех, даже у монахов), и оставшихся в живых после Куликовского мероприятия. И Дмитрий ,и я, Мамай герои того времени, мы братья. Наши воины и мы - ваши общие предки. Неразделима Русь и прежнее могучее государство, неразделимы братские народы. Западники и иудеи нашли приёмы и методы, посеяли межнациональную вражду там, где её не было в прошлом в истории. Ленинская нацональная политика, не понятая Сталиным после его гибели, разрушила нашими трудами и трудами потомков созданное великое государство предателями Михой меченым и Бэриской беспалым. Потерпите маленько и моя и Дмитрия кровь вознесут нового героя и страна станет вновь великой необычайно.

Суббота, 10:46 - 13 фев 10
гость — «мамай» пишет:

Защита только в размножении со страшной древней русско-азиатской силой. Непобедим народ с огромной энергией размножения. Это доказали русские, татары вековой практикой. Всего делов то - восстановить мотивацию размножения и ответственности. Бросаем пить и начинаем со страшной силой размножаться и пендосы, китаёсы, жидовины, прочие пидармены просто станут смешными со своей экспансией. Чиновники повсеместно энурезом изойдут от такого поворота, их хватит диарея. Народ - вперёд, ураа!

Понедельник, 19:33 - 28 фев 11
Копалыч пишет:

Мамай - «наши никуда не уходили» - все правильно. А статья хорошая, но не все в ней отражено,то есть, хорошо, но мало.

Вообще-то предлагаю на тему "ига" и вообще противпоставления русских и татар в сочиненной врагами наших предков "Истории россии" , прочитать внимательно книгу независимого историка-гумилевца Г.Р. Еникеева "Корона ордынской империи" (в феврале с.г. книга вышла второй раз в издательстве "Алгоритм"): http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=1310120

О содержании книг Г.Р. Еникеева представление можно получить (да и много интересного узнать) вот по этим статьям:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35130/
http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Чингиз-хан_и_татары


А о мурзах-ордынцах татарских и их потомках можно получить верное представление вот по этой статье Г.Р. Еникеева: ХРАНИТЕЛИ НАСЛЕДИЯ ТАТАРСКОЙ ОРДЫ

Это выступление (доклад) Еникеева Г.Р. на Всероссийской научно-практической конференции «Татарские мурзы и дворяне: история и современность» (г. Казань, 2010 г.), где этот независимый историк-гумилевец разгромил оппонетнов - историков-западников, пытавшихся отстаивать на Конференции, на которой собрались потомки татарских мурз со всего мира, постулаты "Черной ллегенды".

Среда, 01:39 - 2 мар 11
гость — «помню Лановой здоровски читал» пишет:

"...Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык..."

Из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1833) , А. С. Пушкина (1799-1837)

Среда, 08:00 - 2 мар 11
гость — «Вълкъ -» пишет:

«В кровавом болоте московского рабства, а не в суровой славе нормандской эпохи стоит колыбель России. Сменив имена и даты, увидим, что политика Ивана III и политика современной московской империи являются не просто похожими, а и тождественными...

Россия порождена и воспитана 6 отвратительной и ничтожной школе монгольского рабства. Сильной она стала лишь потому, что в мастерстве рабства стала непревзойденной. Даже и тогда, когда Россия стала независимой, она и далее осталась страной рабов. Петр I объединил политическую хитрость монгольского раба с высокомерием монгольского властителя, которому Чингисхан завещал покорить мир...

Русская политика — неизменна. Русские способы, тактика менялись и будут меняться, но путеводная звезда российской политики — покорить мир и править в нем — есть и будет неизменной. Московский панславизм — это лишь одна из форм московского захватничества".

Карл Маркс

Среда, 09:17 - 2 мар 11
Копалыч пишет:

Господин "Вълкъ" приводил интересную цитату из высказываний основоположника "научного коммунизьма" Карла Маркса.

Ка же, помнмим-помним их "научную историю", в которой "крестьяне добровольно шли в колхозы" (на самом деле в крепостное рабство "по советски"), и "все делалось для блага народа" (на самом деле с точностью наоборот) и т.п. мифы.

Да также помним основанные на "научной истории", также не менее "научные", освященные высокими званиями да словесами обещания верного последователя оного Карла - Никиты Сергеевича - о том, что "ныешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". От стервец - не обманул почти!!! Правда, он СВОИХ почти не обманул, они как жили при "коммунизьме", так и продолжали жить - именно "по потребности" имея усе.
А народ, то бишь нас - как оказывается, как обманывали ИХ "научны историки "мифами-памфлетами о "вековечной вражде русских и татар", "об иге монголо-татарском", "о благодеяниях Романовых", о благодеяниях "большевиков-ленинцев" и т.п. - так и продолжают далее "научно обманывать".

См. в моем предыдущем сообщении источники Правды об истории нашего Отечества.

Среда, 09:57 - 2 мар 11
гость — «Вълкъ -» пишет:

Ещё есть одна интересная книжица.
Владимир Белинский «Страна Моксель или открытие Великороссии» …Зачем ему понадобилось за тысячу километров от Киева за год до смерти «закладывать Москву», остается величайшей загадкой.
knigosite.ru › 81684-strana…belinskij-vladimir.html

Среда, 22:35 - 2 мар 11
гость — «Петрович» пишет:

Известный православный монастырь близ Калуги решил нести веру в массы, отправляя SMS-сообщения россиянам на злободневные темы.

Мужской монастырь Оптина Пустынь, у которого уже есть своя группа в социальной сети ВКонтакте, страничка на Facebook и микроблог в Twitter, начал каждый день в 9:00 (мск) бесплатно рассылать по подписке поучения своих старцев, сообщает Reuters.

На сайте монастыря опубликованы десятки изречений почти на все случаи жизни: о деньгах, долгах, начальстве, вере, дружбе и любви.

По преданию, монастырь был основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта. В XVIII веке Оптина стала одним из духовных центров России. Прославился монастырь также благодаря своим старцам и их изречениям, которые и использует для SMS-рассылки.

Цитатник

Прежний губернатор был хорош, а этот еще лучше, еще масштабнее.

О.Д.Лукичев, председатель Тульской областной думы 3-го созыва

Наш опрос

У вас есть долги по кредитам?







Последние комментарии

Топ обсуждаемых за 10 дней

Рекомендуем

© Copyright © Тульские PRяники. Все права защищены 2003-2024
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка https://www.pryaniki.org/ обязательна.
Яндекс.Метрика