" Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? (...)
Разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку!"
(М.Булгаков, «Собачье сердце»)
Со смешанными чувствами встречает свой 145-й день рождения одно из крупнейших тульских предприятий — бывшие Паровозные мастерские, а ныне — завод ЗАО «Тулажелдормаш».
Казалось бы, с чего печалиться? В отличие от множества машиностроительных заводов страны, «Тулажелдормаш» успешно преодолел тяжелейшие кризисные периоды 1990-х годов, сумел сберечь и даже расширить производство. В 1992-м завод акционировался, превратился в ЗАО, и в том же году его возглавил один из опытнейших заводчан — Юрий Захарович Тарасов.
Проработав на «паровозном» почти четверть века, Юрий Захарович чувствовал пульс предприятия почти на уровне инстинктов. Верно выбрав вектор развития, Юрий Захарович поставил в приоритеты модернизацию, инновации, разработку и внедрение самой передовой техники.
Машины, которые завод стал выпускать при Юрии Тарасове, словно сошли со страниц фантастических романов. Один такой рельсовый дракон (самоходный струг СС-3) зимой очищает железнодорожные пути от снега и льда, а летом с помощью особых «крыльев» самостоятельно копает и чистит кюветы. Другой, похожий на бугрящегося мышцами носорога «ЩОМ-6У», очищает от мусора и грязи гравий вдоль железнодорожных путей. Третий, и вовсе напоминающий по формам межпланетную космическую станцию «ВПО-3-3000С», умеет ремонтировать практически все повреждения железнодорожной насыпи и полотна, возвращая пути в состояние «как только что построили». И таких примеров — несколько десятков!
За восемь лет предприятие, чудом спасшееся из всепожирающего пламени беспощадных «реформ» начала 1990-х годов, окрепло, развилось, и к концу 2000-х годов вернуло себе статус отраслевого лидера. Лучшие рабочие, лучшие инженерно-технические кадры, самые передовые разработки и уникальные технологии — всё это было на «Тулажелдормаше».
К 2010 году заводом было изготовлено и выпущено на железные дороги России и сопредельных стран более 4,5 тысяч единиц специальной и особой железнодорожной техники. Тульские агрегаты, выпущенные в этот период, сегодня обслуживают практически все железные дороги бывшего СССР. На «Паровозном» в этот период трудилось более 1000 человек. Высокие зарплаты, хорошие прибыли, мощный поток налогов в городскую казну. Казалось бы, жить и радоваться! Но что же огорчает тульских «паровозников» в преддверии 145-го юбилея? Что не даёт им со спокойной душой и радостным сердцем смотреть в будущее?
Увы, не всё сегодня на заводе гладко… Опытнейший руководитель и производственник, ветеран «Тулажелдормаша» Юрий Захарович Тарасов уже не молод. Преклонный возраст и пошатнувшееся здоровье заставили его оставить дела, отойти от непосредственного «ручного управления» заводом, ограничив свои обязанности лишь представительскими и консультационными функциями. Непосредственное же управление производством пришлось перепоручить молодым. Вот тут-то и оказалось, что посвящая все свои силы и время заботам о родном заводе, Юрий Захарович не сумел подготовить себе достойную смену.
В результате «власть» на заводе фактически захватил директор по экономическим вопросам — сын Юрия Захаровича, Роман Тарасов. В отличие от отца, Тарасов-младший не имеет за плечами никакого производственного стажа и опыта, не знает ни предприятия, ни реальной работы, ни технологий. Нет у него и необходимых знаний в области техники и машиностроения. Тарасов-младший — из того самого хваткого молодого поколения «эффективных менеджеров», которым всё равно чем управлять — лишь бы управлять. Его цель — не сохранить и развить производственное предприятие, а максимально быстро получить сиюминутную выгоду. Желательно — не заводу и заводчанам, а себе лично и своим приближенным.
Известно, к чему ведёт приход к управлению предприятиями молодых «хищников» из менеджерской стаи. Производство реальной продукции — не самый быстрый способ получения шальных прибылей. Гораздо выгоднее заниматься арендой площадей, перепродажей собственности и сомнительными экономическими операциями. Результат управленческого ража Романа Тарасова-младшего не замедлил сказаться. Прошло всего два года «эффективного управления» — и наследство отца благополучно промотано. Некогда процветающее передовое предприятие стоит на пороге банкротства.
Две трети производственных мощностей остановлено. Половина рабочих и технических специалистов — сокращено. Уникальное технологическое оборудование — какое продано, какое «заморожено», а какое под шумок и исчезло в неизвестном направлении. Имущество завода отдано в залог под банковские кредиты, а бывшие производственные площади и цеха — сдаются в аренду разнообразным предпринимателям.
Полностью ликвидировано производство чугунного литья, закрыты литейные цеха и модельные участки. Остановлена работа филиалов «Мир» и «Октябрьский». Говорят, что сами филиалы подготовлены к продаже на сторону. Почти 85% из имеющихся 647 единиц технологического оборудования и станков — выработали свой ресурс и не обновляются. Ликвидированы цеха высокоточного сложного производства (гидроцилиндров, редукторов и др.), а рабочие и инженеры из них – уволены.
Что интересно: рабочие и технические специалисты сокращаются, а вот управленческо-бюрократический персонал — весь сидит на местах. В результате на сегодняшний день из 530 сотрудников ЗАО «Тулажелдормаш» 400 человек составляет управленческий персонал. На каждого специалиста или рабочего приходится в среднем по три руководителя!
За три последних года, когда у руля завода стал Роман Тарасов, не приобретено ни одного нового металлорежущего или металлообрабатывающего станка. И правда, зачем станки, если на них некому работать? Да и сдавать в аренду под склады китайского ширпотреба удобнее пустые цеха, безо всяких станков...
Зато Тарасов-младший поднаторел в других делах. Он очень эффективно «раскручивает» государство, хитростью и обещаниями (а также добрым именем своего заслуженного отца) получая многомиллионные вливания из гос.фондов, созданных для повышения обороноспособности страны. Куда эти деньги потом деваются, если завод разваливается, а производство сворачивается? На что тратятся, если станки не покупаются, а рабочие увольняются? Этого никто не знает… И этим интересным вопросом уже заинтересовались, наконец, правоохранительные органы. Начато расследование по подозрению в нецелевом использовании бюджетных средств.
Однако, «освоенных» бюджетных вливаний молодому «эффективному менеджеру» показалось маловато. «Раскручивает» Тарасов-младший не только государство, но и банки, набирая кредиты под залог остатков заводского имущества и производственных площадей. Пытается «крутить» и заказчиков, набирая заказы на производство спецтехники, изготавливать которую зачастую уже некому и не на чем: и специалистов, и оборудования у завода «Тулажелдормаш» становится с каждым днём всё меньше и меньше: всё превращается в «звонкую монету» и исчезает в неведомой дали...
В результате, на сегодняшний день долги завода «Тулажелдормаш», включая не выплаченные кредиты и не выполненные заказы, почти в шесть раз (!) превышают общую стоимость основных фондов, т.е. всего завода в целом, с его площадями, цехами и оборудованием. Чем и как отдавать такие долги — непонятно. Репутация и доброе имя «Паровозного», нарабатывавшиеся не одно десятилетие, нынче стремительно утрачиваются.
Бедственное положение завода, который процветал и развивался всего три года назад, когда им руководил Тарасов-старший, нынешнее руководство и Тарасов-младший пытаются объяснить неким неведомым «кризисом». Позвольте, какой такой «кризис»?! Завод успешно пережил жесточайшие экономические кризисы 1992, 1998, 2008 годов, не только не потеряв мощности, но и нарастив её! Что же это за «кризис» такой вдруг наступил в благополучные и спокойные годы? А кризис только один — кризис управления предприятием! Личный кризис неэффективного и социально безответственного руководителя Романа Тарасова, ставящего личные корыстные интересы гораздо выше интересов государства и общества. И если сегодня не защитить завод от этого «кризиса» — то не пройдёт и года, как молодой и хищный «эффективный менеджер» окончательно добьёт производство, и завод, почти полтора века представляющий собой гордость тульского машиностроения, пойдёт по пути многих и многих бывших советских предприятий. По пути туда, откуда нет возврата...
tula_wikileaks
Проклятые буржуи убивают завод. Не хотят покупать наши паровозы и конки, говорят есть что-то современнее и дешевле. хехе