Почему сувенирная продукция тульских мастеров проигрывает заморской штамповке и подделкам?
Самый раскрученный тульский бренд - самовары. Ну какой еще региональный товар может похвастать народной пословицей, - а уже не одно столетие каждый знает, что "в Тулу со своим самоваром не ездят". Но почему именно в Тулу, ведь самовары делали в Москве и Петербурге, во Владимире и Ярославле?
- Тому есть две причины, - пояснила директор музея казенного завода "Штамп" - единственного в России (и в мире, вероятно) производителя жаровых самоваров - Ольга Полунина. - Тула покорила разнообразием фасонов - здешние мастера выпускали 150 видов самоваров. Вторая причина - высокое качество. В середине XIX века в Туле было 77 самоварных фабрик. Конкуренция была жесточайшая. Тогда мелкие детали к самоварам изготавливали кустари, на фабриках же ковали корпуса, собирали и продавали готовые изделия. Сегодня - наоборот: заводские самовары "дорабатывают" самостийные ремесленники. Кстати, продавали самовары до революции на вес: чем тяжелее, тем дороже. К примеру, водогрей из латуни стоил 64 рубля за пуд, а из красной меди - 90. Сегодня цена формируется иначе.
До 90 процентов продаваемых в России сувениров привезены из Китая, Польши, Беларуси, Украины
Идею министерства культуры о продвижении продукции под брендом "Национальный российский сувенир" на предприятии восприняли почти с восторгом. "Это лучшее, что можно придумать", - так отреагировали на новость на заводе "Штамп", с ностальгией вспомнив, что в советские времена тульские самовары, поставляемые на экспорт, уже имели лэйбл "madе in Russia".
Как выяснилось, не все в Туле хотели бы, чтобы традиционные бренды продавались в специальных сувенирных лавках с гарантированным качеством. В торговой точке при заводе, понятно, реализуется промышленная продукция. Но единственный производитель - далеко не единственный продавец. Сегодня чуть ли не в каждом торговом центре продают самовары, разнообразные водогреи наряду с китайским ширпотребом стоят в магазинах подарков. Цены на жаровые самовары в них колеблются от нескольких до десятков тысяч рублей. Продавцы объясняю этот тем, что самые дорогие - восстановленные старинные самовары. К сожалению, частенько ничего раритетного в этих образцах нет и в помине.
В советское время тульский завод выпускал самовары миллионами штук. К примеру, в 1988 году было выпущено два миллиона самоваров. Работали в три смены, делали по пять тысяч водогреев в сутки. Сегодня столько не производят и за год. Тогда наибольшей популярностью пользовались электрические самовары - они заменяли дефицитный электрочайник. На стыке веков интерес к тульским самоварам резко упал. Однако сегодня он вновь возрождается, но уже не к электрическим, а к жаровым. На это оперативно среагировал бизнес. Ремесленники скупают за копейки старые и не очень самовары, латают и выставляют на продажу. Чаще всего за "восстановленные старинные" выдают самовары, сделанные на "Штампе" до 1960 года. На заводе всегда придерживались традиционной самоварной формы - банки, рюмки, вазы. Это позволяет нечистоплотным торговцам выдавать свои переделки за раритеты, и тогда цены на них вырастают на порядок. На самом "Штампе" промышленной реставрацией самоваров не занимаются, но, по словам Ольги Полуниной, есть в Туле и надежные реставраторы, которым специализированная торговля была бы выгодна. Зато для армии кустарей, у которых где-нибудь в гараже имеются гальванические ванны, официальный порядок ни к чему.
Наиболее нелепо выглядят самовары, расписанные под хохлому, гжель или палех. "Мода" на них зародилась в 1980-е годы в Липецке на фабрике, где расписывали деревянные изделия: на досуге кто-то из тамошних художников разукрасил заодно и самовар. Когда липецкие мастера начали закупать в Туле совсем уж большие партии, туляки сообразили, что упускают выгоду, - и создали собственный цех. В те годы на тульском заводе работали около 300 художников. Сегодня остался один - спроса нет. Впрочем, в продаже эти странные изделия еще имеются.
Странно, что местные торгаши ещё не впаривают китайские тульские пряники.