Парламент ввел новации в избирательный закон: вернулись одномандатники, откорректированы нормативы по допуску к выборам партийных новичков, введены жесткие пороговые значения для допустимых огрехов в подписных листах. Однако эксперты убеждены, что самое важное еще впереди — это нарезка округов.
На фото: Дмитрий Орешкин
Знаете ли вы наши избирательные округа? Нет, вы не знаете наших округов! Газета "Коммерсантъ" на прошлой неделе опубликовала историю "лепестковой" нарезки округов в Тульской области. Просто, как все гениальное.
Вводная известна: города с их грамотным и самостоятельным населением, большим числом наблюдателей и менее зависимыми членами избирательных комиссий — проблема для номенклатуры, заинтересованной в "управляемом голосовании". Поэтому умные головы в Тульской электоральной администрации вместо того, чтобы формировать обычные городские округа, придумали разделить Тулу на мелкие кусочки и каждый слить с обширными сельскими территориями по соседству, которые всегда голосуют лояльно к власти. Чтобы в каждом из новых округов было по чуть-чуть от злого города и много-много от доброго села.
Превращение Тулы из компактного городского пространства в электоральный цветочек, простирающий лепестки далеко в сельский пейзаж, местные начальники изящно объяснили стремлением наконец-то реализовать вековую мечту русского народа о стирании грани между городом и деревней. Раньше все как-то руки не доходили, а вот сейчас — наконец-то.
Авторы идеи очень горды находкой. По наивности не зная, что всего лишь скопировали практику электорального жульничества, более 200 лет назад реализованного в США. Тогда губернатор штата Массачусетс Элбридж Джерри догадался так нарезать округа, чтобы в центре их было поменьше, а вдоль периферии, где он рассчитывал на преимущество, побольше. В результате вдоль границ штата вытянулась полоса "правильных" округов, полукольцом сжимавшая центр. Противники губернатора сразу обозвали это несимпатичное новообразование "саламандрой Джерри". Так родился международный термин для обозначения манипуляций с предвзятым формированием избирательных округов: джерримандеринг. В Америке тогда случился скандал и длительные судебные процессы, по итогам которых практику нарезки округов из рук регионального начальства (и связанных с ним региональных судов) было решено передать в сферу ответственности судов федерального уровня, менее зависимых от губернаторских прихотей.
Сообразительные потомки тульского Левши вряд ли знают, что и на просторах любезного Отечества приоритет в разведении "саламандры" тоже принадлежит не им. Вплоть до 2003 года в столице Башкортостана — Уфе, в самом ее центре, существовал Октябрьский избирательный округ. В свое время там баллотировался и побеждал оппозиционный к республиканским властям депутат А. Аринин, умеренный демократ, один из лидеров партии ПРЕС. В конце концов президенту Муртазе Рахимову это надоело. Сначала был снят с выборов сам депутат, а потом для верности перекроили и "нехороший" округ. Его, точно как ныне в Туле, расчленили на четыре куска и каждую часть по отдельности выдали замуж за изрядный кусок башкирской глубинки. Поскольку округ был в самом центре Уфы, пришлось для соблюдения формальной цельности электоральных территорий протянуть тоненькие полоски через городские кварталы на волю, в пампасы. Лепестки тогда вышли диво как хороши, на зависть тульским. Вроде лопухов: изящный стебелек в центре города и здоровенный лапоть на сельском приволье. И сразу в Уфе настал полный и окончательный электоральный порядок, каковым республиканская столица наслаждается и по сей день. Кичливых горожан растворили в смиренном деревенском электорате считай без следа.
Дальнейший прогресс в изобретениях подобного рода был остановлен отменой одномандатных округов. Но вот они вернулись. Ровно по той же необходимости, из-за которой в свое время ушли: чтобы помочь избраться правильным людям. Значит, много еще открытий чудных подарит нам фантазия мастеров филигранной резьбы по территориям.
Дмитрий Орешкин, "Огонёк" (полная версия материала)
Так Костенко всего то ДЖЕРРИМАНДЕРИНГ учинил у нас? Для погоняла - слово трудно произносимое, а для диагноза - как раз.