
Заметки тульского управдома со вчерашнего праздника
Вообще-то международный День левшей празднуется 13 августа. Но британцы, которые этот праздник придумали, тулякам не указ, хотя герой Николая Лескова и ездил учиться в Англию и танцующую блоху, изготовленную тамошними мастерами, подковал, чтобы она больше не отплясывала.


Туляки же решили и здесь отличиться и провести первый День Левши 6 июля. Возможно, этот день был выбран для того, чтобы привлечь внимание к Всероссийскому туристическому форуму по кластерному развитию территорий, который открылся в здании Тульского драматического театра.
Вообще-то термин кластерное развитие территорий сегодня стал модным и передовым.
Но музейщикам, которых теперь объединяют в те самые кластеры, он решительно не нравится. Об этом, очевидно, хотела сказать мне заместитель директора по науке музея-заповедника “Поленово” Наталья Грамолина. Но передумала, потому что с 1 июля нецензурно выражаться в публичных местах запрещено, а она человек, не стесняющийся этих слов.
Более того, применять термин “кластер” к культурным объектам отказался даже первый заместитель губернатора и председатель правительства Юрий Андрианов, о чем он фактически заявил, отвечая на вопрос корреспондента “Российской газеты” Елены Шулеповой.
- Приносит ли доход области событийный туризм, развитием которого озабочены областные власти?
(Поначалу Юрий Михайлович попытался переадресовать этот вопрос к члену координационной коллегии Минкульта России и министру культуры и туризма Татьяне Рыбкиной, но затем решил принять удар на себя.)
- Пока приносит совсем немного . Честно говоря, мы начали этим заниматься только с января прошлого года. А до этого никто никогда ничем не занимался.
Вот так безжалостно председатель правительства Тульской области перечеркнул все достижения в сфере событийного туризма, которые все же имели место быть и при прежнем руководстве области.
- И Бежин луг был, и Куликово поле, - робко напомнила моя коллега тульскому премьеру…
А можно было бы напомнить и про фестиваль Крапивы, и Епифанскую ярмарку, которые появились задолго до того, как пришло нынешнее тульское правительство, благодаря энтузиазму музейщиков, правда, не без помощи прежних областных властей.
Но председатель тульского правительства без боя сдаваться не собирался.
- Куликово поле - это не туризм, скорее, культурное мероприятие. Это сейчас влепили. Событийное, кластерное, а до этого просто было историческое и культурное наследие. И ни в коем случае не туристическое. И никто никогда так не делал. Всегда это проводилось по линии культуры. А сегодня мы начинаем по-новому: бренды, тренды, событийный туризм, кластерный туризм (прости меня, господи!).
Может быть, людей не надо пугать термином “кластерный туризм”? – спросил, я, вмешиваясь в диалог.
- Вот и я говорю об этом, - подержал Юрий Михайлович, но предпочел уйти от продолжения разговора, предоставив право разъяснить современную культурную политику Татьяне Рыбкиной.
Татьяна Вячеславовна о туристических кластерах говорить не стала, зато охотно рассуждала о событийном туризме. По ее мнению, фестивали в Крапивне и на Бежином лугу дают возможность заработать мелким предпринимателям, в том числе тем, кто занимается народными промыслами.
- И вообще, событийный туризм имеет мультипликативный эффект, и посчитать, сколько оставил денег каждый турист, нелегко. Но вскоре появятся специальные счета, с помощью которых каждый турист будет расплачиваться за все услуги.
В качестве примера развития событийного туризма министр культуры привела Веневский район. По подсчетам местных краеведов, поток неорганизованных туристов туда вырос за год в четыре раза. Правда, с какой цифры начинался отсчет она не уточнила. Возможно, сработал эффект так называемой нулевой базы. В прошлом году было 10 туристов, а в этом приехало, например, 40.
На самом же деле любая цифра в устах чиновника звучит убедительно.
Пока Татьяна Рыбкина расписывала преимущества событийного туризма, мне не терпелось задать следующий вопрос, который, кстати, подсказала мне Наталья Грамолина.
- А вот финансирование федеральных музеев в будущем году правительство урезает на 40%. Как же быть с событийным туризмом, Ведь именно вокруг музеев он и развивается?
- А я считаю, что это неплохо, - ответила Татьяна Рыбкина, - потому что министерство культуры немножко переориентировалось от федеральных музеев к регионам.
Теперь, кажется, мне стало понятно, для чего Татьяна Вячеславовна ратует и за туристические кластеры, и за развитие событийного туризма.
Между тем День Левши продолжался, правда, похвастаться большим количеством туляков, пришедших поглазеть на новый праздник, было решительно нельзя.
То ли они решили посвятить теплый июльский день отдыху на природе, то ли просто не знали о том, что такой праздник будет отмечаться.
Между тем, пока в сквере перед тульским драмтеатром перед немногочисленной публикой продолжались выступления творческих коллективов, нв сквере напротив Гостиного двора на площади Ленина готовили к открытию памятник Тульскому прянику .
Как известно, прежде здесь был пустырь и небольшой обелиск, на месте которого должен был стоять памятник “Доблестным предкам нашим”.
С постройкой торгово-развлекательного центра устанавливать здесь именно этот монумент выглядело бы совсем не в тему.
Инвестор и меценат Рафик Папян (так его во всяком случае назвала министр культуры) решил рядом с фонтаном напротив нового ЗАГСа поставить памятник (или, как теперь модно выражаться, арт-объект) Тульскому прянику.

Отливали его в Москве, и, как сообщил сам Рафик Гарникович, получилось дешевле, чем запросили местные левши.

Глава тульского правительства Юрий Андрианов, выступая перед немногочисленной публикой, первый делом поинтересовался: "Поднимите руку, кто ни разу не пробовал тульский пряник?"

Рафика Папяна на торжествах представлял его сын Гарник Рафикович, скромный молодой человек, только что получивший диплом МГУ по специальности “Госуправление”.
Он сообщил, что сам Рафик Гарникович не смог присутствовать на торжествах (улетел на родину навестить болеющую маму).
Он выразил надежду, что памятник Тульскому прянику станет одним из главных символов новой Тулы. Очевидно, что таким же символом будет и воссозданная колокольня Успенского собора, открытие которой планируется в День города.
Но новоиспеченному политологу эта мысль в голову не пришла, хотя памятник Тульскому прянику действительно пришелся, что называется, к месту и наверняка понравится горожанам.
А вот достойного памятника Левше в Туле нет. Хотя лесковский герой - фигура и смешная и трагическая, как, впрочем, и судьба многих творческих людей в России. Что касается самой организации первого Дня Левши в Туле, то сама идея хороша.
Правда, для того, чтобы этот праздник действительно стал популярным, не хватает, пожалуй, главного - профессионализма и творчества, то есть участия самого Левши. Но, как говорят у нас в таких случаях: “Лиха беда начало… “
А памятник Левше есть, около Зареченского моста со стороны Машзавода, рядом с ротондой.