На днях побывал в Никольском-Вяземском - фамильном имении Толстых. Лев Николаевич получил его в наследство после смерти старшего брата Николая Николаевича Толстого в 1860 году. Писатель после этого был здесь довольно часто, и, как считают литературоведы, природа, крестьянский быт Чернского уезда запечатлен в произведениях “Война и мир”, “Труждающиеся и обремененные”, “Анна Каренина”.
Поездку в толстовский музей я все время откладывал, поскольку был наслышан о разбитой дороге в усадьбу, которая расположена в 10 километрах от трассы. “Может быть, отремонтировали? ” – подумал я, и в погожий денек мы с женой двинулись в путь.
Трасса М2 за последние два года изменилась в лучшую сторону. Ее расширили, покрыли новым асфальтом, и она стала если не двух, то, по крайней мере, полутораполосной.

Благополучно доехали до поворота на Платицино (с названиями населенных пунктов в Тульской области просто беда, потому что на указателях пишут “Платицино” и Плотицыно”, “Монастырщино” и “Монастырщина”).

Первые пять километров дороги до Александровки полотно хоть и с ямками, но оказалось вполне пригодным, чтобы проехать на скорости 30 км/час. Но после началась настоящая “фронтовая” дорога с ямищами. Хотелось, конечно, полюбоваться живописными далями с полями и перелесками, освещаемыми ярким осенним солнцем, но вместо этого надо было смотреть на дорогу.

Настоящий ужас автомобилиста меня ждал впереди, непосредственно перед въездом в село, где и расположено имение Льва Толстого. Дорога была полностью разбита, что называется, яма на яме, поэтому местные проложили рядом колею, чтобы объехать этот опасный участок.

По ней как раз двигалось “Шевроле” с курскими номерами. Объезжая ямы, автомобиль чиркал днищем по земле. Но это все же лучше, чем об асфальт. Увидев, как я снимаю автомобиль, водитель и ее пассажир улыбнулись: мол, правильно делаешь.
В самом селе дорогу все же отремонтировали, особенно перед усадьбой, возле местной школы.
Никольское-Вяземское и сегодня оставалось бы заброшенным селом, если бы директор Туламашзавода Вадим Сергеевич Усов в середине 80-х не восстановил дом писателя. И дорогу до Никольского-Вяземского, похоже, не ремонтировали как раз с того самого времени.

Главная улица этого поселения тоже названа в честь легендарного Вадима Усова. С тех пор прошло уже почти 30 лет, но, как мне показалось, в усадьбе мало что изменилось, а ведь Никольское-Вяземское с 1999 года является филиалом яснополянского музея. Так и не восстановлен полностью храм Успения Пресвятой Богородицы.
Поначалу не сразу смог найти вход на территорию усадьбы. Помогли две школьницы, шагающие по дороге. Они указали мне на неприметную калитку, ведущую в школьный двор.
- А что, дорога до вашего села давно уже такая разбитая?
- Давно… все время, - ответила одна из девочек и улыбнулась.

Идем через школьный двор и упираемся в храм Успения Пресвятой Богородицы, на котором монументальная доска с информацией, что церковь реставрируется. Пока восстановили только колокольню.




Шагаем по тропинке к усадьбе по аллее старых кленов. И вот бревенчатый дом, возле которого скромный памятник писателю. Кругом ни души… Подергали за ручки дверей, обошли вокруг. Никого.
Идем к домику охраны. Там сидит сторож и смотрит новости по телевизору. “ А уже все дома !- отвечает он, - музей до четырех часов вечера работает”. Выходит, мы опоздали всего на полчаса.
А ведь так хотелось посмотреть! Хотя и усадьба, если ее привести в порядок, хороша.
Я, конечно, понимаю, что музей в Никольском-Вяземском присоединен к Ясной Поляне всего лишь 15 лет назад, что он далеко от Москвы и Тулы. Но ведь дорогу-то до села можно отремонтировать? Пусть не всю, но хотя бы те самые разбитые 5 километров полотна!
Ведь если сделать дорогу, туристов будет больше!

Возвращаясь домой, мы остановились около живописного березняка и набрали ведро крепких груздей.
Две трехлитровые банки грибов будут зимой напоминать нам о поездке в Никольское-Вяземское.
Тульская PRовинция
В районе все так где-то чуть подлатают а в основном разруха и никому этот район не нужен да и по сути как такового чернского района уже нет есть Плавско-Чернский