Вчера в рамках ежегодного фестиваля “Сад гениев”, проходящего в Ясной Поляне, Активный театр показал спектакль “Толстого нет”.
Из-за дождя его пришлось перенести из усадьбы в Дом культуры, поэтому зал был полон до отказа. Среди зрителей были не только туляки, но и гости из столицы, специально приехавшие на фестиваль, чтобы увидеть одну из самых обсуждаемых столичной театральной критикой постановку по пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой, которую режиссировала Марина Перелешина.
Действие спектакля происходит в яснополянском доме писателя, где его домочадцы обсуждают не только семейные проблемы и самого Толстого, но и, конечно же, вечные русские вопросы.Надо отметить, что автором пьесы проделана колоссальная работа - в основу положены дневниковые записи писателя, его жены Софьи Андреевны и их детей. Сюжет спектакля - почти кухонные разговоры с участием Софьи Андреевны, дочери Александры, сыновей Льва Николаевича – Ильи и Льва, секретаря Валентина Булгакова, лечащего врача семьи Толстых и горничной Катюши.
Из кружева диалогов и монологов объемно и точно сплетается образ самого Толстого, который на сцене так и не появляется. У всех домашних яснополянского дома в руках вязание и рефреном звучащая фраза “Надо работать!”.Но за диалогами на кухне - почти драматические судьбы уставшей хозяйки дома, ее сыновей и незамужней дочери, которые так и не смогли выйти из тени великого старца. Главная проблема толстовской семьи в том, что вся их жизнь подчинена хозяину дома и его чудачествам. Вольно или невольно они стали его заложниками, точно так же, как и сам писатель оказался заложником своей семьи. При этом так и хочется вспомнить библейскую истину о том, что “враги человека - домашние его”.Но тексты, звучащие на сцене, многослойны и многозначны. Да что там семья писателя - вся Россия оказалась заложницей толстовства - как символа противоречий не только прошлого, но и нынешнего века в самом глубоком понимании этого слова!
Игра всех актеров безупречна. Но в первую очередь, конечно, Ольги Лапшиной в роли Софьи Андреевны. У нее в руках не только стареющий и чудаковатый муж, который мнит себя пророком, но и весь дом с его остальными домочадцами.Не менее талантлива в роли дочери писателя Александры Милена Цховребова. Казалось бы, она противоположность своей матери и самая верная последовательница учения отца. Но в финальной сцене, когда она объявляет о том, что стала наследницей творчества Толстого, кажется, что это была всего лишь игра, с целью заполучить желаемое.
В финале автор пьесы Ольга Погодина-Кузьмина и постановщик спектакля Марина Перелешина развенчивает вовсе не Толстого (он лишь, говоря ленинским языком, “зеркало революции”), а толстовство как движение.Активный театр вовлекает в постановку зрителя, который становится непосредственным участником спектакля. Не только когда поет вместе с актерами “духовные песни” и пьет вино, закусывая булочками, которые раздают со сцены участники спектакля, но и когда отвечает на вопрос: готовы ли вы отказаться от своей собственности ради России?
Это ли не развенчание философско-религиозного учения нашего великого земляка?Думается, что обращение Активного театра к теме Толстого именно сегодня отнюдь не случайно. Как и в начале прошлого века, Россия вновь на переломе, в поисках выхода из очередного исторического тупика.Именно язык театра и литература позволяют осознать и предупредить нас от скатывания в очередное безвременье в поисках какого-то особого пути вместо того, чтобы просто работать и созидать...
Тульская PRовинция
Наверно не нужно было в Ясной поляне показывать этот спектакль о "почти драматических судьбах уставшей хозяйки дома, ее сыновей и незамужней дочери, которые так и не смогли выйти из тени великого старца...". В Ясной поляне в этот же день или несколько дней назад упало знаменитое Дерево Любви, в котором дуб и береза сплелись воедино. Не выдержало дерево такой крамолы.