В минувшее воскресенье в Доме культуры “Ясная Поляна” состоялся показ фильма “Дурак” и встреча с режиссером картины Юрием Быковым.
Эту авторскую работу молодого российского сценариста и режиссера нередко ставят рядом с “Левиафаном” Андрея Звягинцева. Поэтому, наверное, не случайно, в марте этого года в Ясной Поляне показывали картину Звягинцева, а теперь на встречу с туляками был приглашен Быков с его “Дураком”.
Как известно, этот фильм снимался в Туле, причем выбор места режиссер объяснил тем, что в столице снимать и дорого и неудобно, а город оружейников доступен во всех отношениях и находится в непосредственной близости от Москвы.
Сюжет картины, выдержанной в традициях социальной драмы, не основан на каких-то реальных событиях. Скорее фильм создает образ России 90-х – начала 2000-х годов: с тотальной коррупцией власти и обществом с деформированными ценностями, где главной целью существования большинства “простого народа” является лишь выживание в жестоком рыночно-бандитском мире.
Но даже в этой неприглядной российской реальности есть место для тех, кто решается жить не по лжи. То есть сюжет почти классический.
Главный герой картины – молодой слесарь-сантехник Дмитрий Никитин, который живет в провинциальном городе и учится на инженера-строителя. В общежитии (зданию 40 лет, и его практически ни разу капитально не ремонтировали), куда Никитин приехал устранять прорыв водопроводной трубы вместо ушедшего в запой коллеги, он обнаруживает, что кирпичное здание находится в аварийном состоянии и может в любой момент рухнуть (съемки проходили в общежитии на ул. Металлургов, 85).
Чтобы спасти более 800 обитателей общаги, Дмитрий Никитин решает рассказать всю правду мэру города - Галагановой, которая в это время отмечает свой юбилей в одном из местных кафе.
Оказавшись перед нелегким выбором – начать эвакуацию (переселять людей из аварийного общежития, как оказалось, некуда) или оставить все как есть, – она вместе со своим замом решается свалить вину на подчиненных.
Чтобы замести следы, полицейские (по указанию начальника полиции Саяпина, который почему-то внешне напоминает экс-областного прокурора Олега Черныша), убивают под мостом (над рекой Воронкой) начальника пожарной охраны Матюгина и руководителя департамента ЖКХ Федотова.
К смерти чиновниками был “приговорен” и Дмитрий Никитин, но Федотов просит полицейского пожалеть парня. Молодому сантехнику приказывают бежать с семьей под угрозой смерти. Однако, выезжая из городка, тот оставляет молодую жену с ребенком в автомобиле и направляется в общежитие, из которого власти так и не решились эвакуировать жильцов. Дмитрий выводит оттуда людей, но в ответ один из местных алкашей натравливает толпу на “дурака”, и его жестоко избивают.
В конце фильма зритель видит тело Дмитрия Никитина, а жильцы общежития возвращаются в здание. Жизнь в провинциальном городке продолжается…
Убивая своего главного героя с помощью толпы обитателей совковой общаги, Юрий Быков по сути переписывает русский миф о том, что дураки (юродивые) на Руси спасали мир одной правдой.
Сегодня в правду не верит никто, и русский мир обречен. А дураки (юродивые) больше вызывают не сочувствие, а, наоборот, агрессию.
Правда никому не нужна. Даже Маша, любящая жена главного героя, перед расставанием говорит ему об этом.
Казалось, такое общество закономерно должно рухнуть так же, как и общежитие. Ведь деньги на капремонт, разумеется, разворовали мэр и ее подчиненные. Но здание, вопреки всем законам, стоит до сих пор. И это, наверное, еще одна загадка России, которую умом вообще понять нельзя.
Фильм Быкова оказывается страшнее, чем “Левиафан”, потому что сюжетно он даже ближе к российской реальности.
Как и ожидалось, одним из первых и, наверное, главных вопросов, который был задан режиссеру, касался именно концовки фильма. Ведь общежитие в конце фильма не рухнуло, а Дмитрий Никитин действительно остался в дураках, за что его еще и побили (убили) те, кого он хотел спасти.
Поначалу Юрий Быков пытался отшутиться и ответил, что у него просто не хватило денег на компьютерную графику. Но затем он высказался предельно откровенно: “Меня интересовала среда, в которой такое произошло. Если ты не идешь на компромисс с действительностью, тебя съедят”. По мнению режиссера, он создавал документ времени, в котором делается попытка “прожить какой-то отрезок времени в понимании идеальной морали”.
“Я отдаю дань человеческому в той нечеловеческой системе, в которой мы все когда-то были и, может быть, еще находимся. Я не врач, не таблетки раздаю, я думаю, что заниматься авторским кино как практикующей терапией – это немного пошловато”, – заявил Юрий Быков.
Как известно, “Дурака” Быков снимал на деньги российского Минкульта, как и Андрей Звягинцев своего “Левиафана”. По словам режиссера, положительная концовка фильма была, но только лишь в качестве уловки для Минкульта. В итоге режиссер все же отказался от хеппи-энда.
Как известно, в прошлом году министр культуры Владимир Мединский выразился весьма откровенно по поводу финансирования подобных авторских проектов: “Единственное, в чем я не вижу смысла, – это снимать фильмы на деньги Министерства культуры, которые оплевывают выбранную власть, даже не критикуют. Это про тех, кто снимает кино по принципу „Рашка-говняшка“. Зачем? Какой-то государственный мазохизм. Этого мы делать не будем, в остальном поддерживаем широкий спектр фильмов".
“Дурак” Юрия Быкова так и не вышел в большой прокат, а на телевидении его показал в ночные часы канал ТНТ, как и многие другие “авторские“ киноленты. С такой судьбой своего фильма режиссер согласен и даже считает ее вполне оправданной.
Авторское кино не востребовано именно потому, что оно не вписывается в рынок. “Скорее всего, мы сможем снимать альтруистическое кино, то есть за свои деньги, – считает Юрий Быков. Поэтому позитивного будущего он для такого кино не видит. “Но ведь Россия всегда была страной дураков и штучного товара!“ – оправдывает режиссер существование авторского кино в стране. Массовое же российское кино, с большой вероятностью, будет сниматься под контролем западных компаний, но только лишь с целью получить этот рынок.
То есть именно рынок заставит российское кино быть позитивным, а смотреть фильмы про “Рашку-говняшку” будут лишь немногие любители правдоискательства…
Источник
Если честно, то показ фильмов в Ясной Поляне - хорошее явление. Сегодня музей=заповедник становится культурной Меккой Тульской области. Да и Музей оружия подтягивается - он вышел на первое место по посещаемости среди государственных музеев.