ВойтиРегистрация


О проекте|Связаться с нами

Главная / PRяники печатные « 25 ноября 2015 »


Рост внутреннего туризма заставляет регионы благоустраивать парки по примеру Москвы


Парки и скверы российских городов активно перенимают столичные концепции общепита

 

«Культурная программа современного мегаполиса все больше концентрируется вокруг парков, улиц, площадей, набережных», – говорит Сергей Георгиевский, руководитель агентства стратегического развития «Центр». В Москве обновление общественных пространств началось именно с парков, которые, по словам Георгиевского, «долгое время функционировали как исключительно бюджетные учреждения, постепенно умирали как рекреационные зоны и лишь формально выполняли культурно-досуговую функцию».

Сейчас парки становятся культурными центрами, где можно самостоятельно выбрать программу: послушать симфонический концерт под открытым небом, поиграть с детьми в детской игровой зоне, провести время на катке или в кафе на веранде. Только газона и деревьев уже недостаточно, считают участники рынка недвижимости. «Парк в отличие от музея или консерватории – пространство более демократичное. К составлению программы парка нужно подходить с учетом множества интересов, у каждого направления должен быть куратор, чтобы не снижать качество», – рассуждает Георгиевский.

Парк Горького в 2011 г. стал флагманским проектом реконцепции общественных пространств. В 2013 г. была утверждена программа «Москва – город, удобный для жизни». Виктория Камлюк, директор направления «стрит-ритейл» компании Knight Frank, уточняет, что суть модернизации парковых пространств, конечно, не в том, чтобы повсеместно создавать объекты коммерческой инфраструктуры – магазинчики, кафе, стойки буккроссинга или фитнес-студии, а в том, чтобы обеспечить горожанам качественный отдых. Для этого объекты и нужны. Самые востребованные из них отведены под стрит-ритейл и объекты общепита.

«Людей стараются вытащить из дома, стимулировать проводить время в городских парках – и в том числе тратить там деньги. Общепит – один из наиболее успешных форматов», – говорит Светлана Ярова, начальник отдела стрит-ритейла JLL. 90% арендаторов в парках, по мнению Натальи Блохиной, заместителя директора департамента коммерческой недвижимости Kalinka Group, – это предприятия фастфуда: «Они не занимают много места, иногда вокруг нет даже столов, что позволяет арендаторам экономить, ограничиваясь арендой павильона». Первопроходцами в парках Блохина называет сети «Теремок», «Крошка картошка», Wokker, Glow Subs. В числе лидеров по количеству заведений – центральные и наиболее благоустроенные московские «Музеон», сад «Эрмитаж», парк Горького, ВДНХ.
 

История и еда

По словам Анны Никандровой, регионального директора департамента торговой недвижимости «Colliers International Россия», безусловным лидером с точки зрения разнообразия представленных концепций общественного питания и их количества является ЦПКиО им. Горького. Его посещает 40 000 человек в будни и 250 000 в выходные и праздничные дни. На территории парка работает около 30 точек общепита (не считая передвижных лотков с кукурузой, сладкой ватой и мороженым) 20 различных концепций в нескольких форматах: от киосков с фастфудом до небольших ресторанов. Акцент сделан на здоровой еде.

Средний чек в заведениях малого формата (лотки и киоски) – около 300–400 руб., в кафе – 500–700 руб., в ресторанах – 1500–3000 руб. В парке Горького представлены грузинский street food AC/DC, сетевые проекты Glow Subs, Wokker, «Хлеб насущный». Работают кафе и рестораны под управлением крупных холдингов: «Пряности и радости», «Оливковый пляж» от Ginza Project и Mercato от TableTalk. Ежегодно происходит незначительная ротация арендаторов.

В «Сокольниках» действует около 20 точек, в основном в формате стационарного кафе. Среди сетевых проектов – Wokker, «Баскин Роббинс» и «Пян Се», траттория «Меркато» и кафе «Пион».

На территории ВДНХ в основном кормят культурно отдыхающих небольшие несетевые предприятия фастфуда. На главной аллее работает крытый фудкорт «Фестиваль еды», есть открытая площадка, где наиболее узнаваемые заведения «Теремок», «Пян Се» и «Те самые пончики». Есть несколько кафе, в сентябре 2015 г. недалеко от главного входа возобновил работу «Макдоналдс».

В саду «Эрмитаж» больше креатива: там представлены рестораны уличной еды по типу фудфургонов «Дары природы». «В ярких, креативных ресторанных проектах с хорошим качеством и приемлемой ценой заинтересованы абсолютно все. Для некоторых ресторанов развитие и начиналось с точечного присутствия в парках, хотя таких примеров не так много», – говорит Илья Фокин, директор департамента брокериджа NAI Becar. По данным JLL, «Руспыш», которая готовит и продает «те самые пончики» на ВДНХ, сейчас заинтересована в расширении сети и аренде площадок вне парка.

«Каждый парк отрабатывает свою «историю»: молодежную, семейную, ностальгическую, соответственно подбираются арендаторы», – говорит Ярова. Большая их часть работает круглый год. Зимой посетители тоже есть, популярностью у горожан пользуются ледовые катки. И возрастает спрос на горячее питание в закрытых и отапливаемых павильонах.
 

Архитектура и условия аренды

Интерьеры и архитектура парковых заведений радуют разнообразием: ретро-автоматы, велолотки в разных стилях, вагончики на колесах и без, контейнеры, киоски, кафе-рестораны, террасы, шатры с прилавками для еды, перечисляет Фокин. Парку в среднем надо 10–15 точек с разнообразными концепциями, считает он. По мнению Павла Хегая, архитектора, партнера IND Architects, точек питания должно быть ровно столько, чтобы не превращать место отдыха в «обжорный ряд»: «Необходимо учитывать удаленность точек питания от различных частей парка и анализировать пешеходные потоки и их специфику. У детской площадки разместить кафе-мороженое или павильон с соками и лимонадами, на маршруте велосипедиста или бегуна поставить автоматы с водой и полезными снэками».

Условия аренды для предприятий общественного питания на территории парков, по данным Colliers International, не отличаются от среднерыночных. Но могут корректироваться в зависимости от места, сезона и того, как и чем кормят. Как правило, ресторанам администрации парков предлагают фиксированную ставку аренды сроком от года до трех лет плюс процент с продаж, уточняет Фокин, и разброс цен велик. Ставки варьируются от 45 000 до 400 000 руб. в месяц, а процент с продаж – от 5 до 20%.

В Kalinka Group говорят, что ставки аренды в популярных парках в среднем превышают ставки в других местах в 2–3 раза, а условия аренды обсуждению практически не подлежат. «Для крупной сети ресторанов быстрого питания аренда в топовом парке обходится в 220 000–260 000 руб. за 1 кв. м в год, место с хорошим трафиком возле метро или у железнодорожного вокзала – 100 000–160 000 руб. за 1 кв. м в год», – сравнивает Блохина.

«Принцип работы с операторами в каждом парке свой. Учреждения сами выставляют предложения на открытые торги в соответствии с постановлением правительства Москвы № 26-ПП, – объясняет Марина Люльчук, директор «Мосгорпарка». – Все чаще парки предлагают бизнесу долгосрочные договоры (3–5 лет). Департамент культуры города Москвы и «Мосгорпарк» оказывают содействие в подготовке аукционной документации».
 

С оглядкой на столицу

Регионы занялись благоустройством собственных зеленых территорий. «Екатеринбург, Казань, Ульяновск, Уфа, Пермь, Санкт-Петербург – руководство этих городов все чаще путешествует с целью обмена опытом, за консультацией приезжают не только в Москву, но и в крупнейшие города мира. По недавно опубликованной Ростуризмом статистике, в отдельных регионах страны рост внутреннего туризма за последний год – 30–40%. А культурно-досуговая инфраструктура в постсоветских городах сильно устарела либо очень перегружена – не может удерживать внимание новоприбывших туристов», – объясняет такую активность Георгиевский. Именно сейчас большая часть ярких проектов реновации общественных пространств будет появляться в регионах, их потенциал в плане формирования комфортной среды для горожан выше, чем у Москвы, уверен он. Инструментами привлечения всемирно известных кураторов или инвесторов для подобных проектов станут механизмы конкурсной практики и ГЧП.

В сентябре в Казани подводили итоги открытого международного конкурса по развитию 10-километровой необустроенной территории системы озер Кабан. Из 10 международных архитектурных команд из России, Франции, Италии, Испании, Нидерландов, Великобритании и Китая победу одержал российско-китайский консорциум Turenscape + МАП architects, который получил приз – 1 млн руб. – и контракт на разработку дизайн-проекта набережных в центре Казани.
 

Выгодное объединение

«Сегодня не выживают нишевые, полулюксовые, несетевые форматы, рассчитанные на средний, чуть выше среднего классы, – считает Дарья Женихова, директор компании «Культура потребления». – Освободившиеся площади, находящиеся хотя и в самых интересных местах, пустуют, что свидетельствует об общем спаде покупательской активности. Вместе с тем ряд франшизных, малых бизнес-проектов расширяется. Например, бренд-первопроходец по знакомству москвичей c качественным кофе «Даблби» открывает все больше точек в пешеходном центре, зачастую просто корнеры внутри других магазинов или ресторанов. Такое объединение выгодно».

«Мы стараемся не изобретать велосипед, а делать что-то новое с теми, кто уже имеет успешный опыт. И планируем продолжать конкурсную практику – парков, скверов и набережных в нашем городе хватит еще лет на 7–10», – сказал, подводя итоги конкурса, мэр Казани Ильсур Метшин. В Татарстане 140 парков (из них 30 расположены в столице республики). В соответствии с республиканской программой «Год парков и скверов» подходят к завершению работы по их благоустройству. Идеологию общественных пространств в этом регионе формирует Наталия Фишман, помощник президента Татарстана. Инвестиции бизнеса в проекты благоустройства общественных пространств в некоторых случаях превышают бюджетные в 10 раз. «Компания «Унистрой» сделала полностью парк «Континент», потратив более 88 млн руб. «Ак барс» много денег вкладывает в развитие общественных территорий, и не только в Казани, но и в целом в республике. Частные инвесторы в Татарстане традиционно активно участвуют в этом процессе», – приводит примеры Фишман.

Но в том, что касается разнообразия и качества общепита в парках, другие города сильно отстают от Москвы, в лучшем случае он представлен лишь несколькими концепциями, сетует Никандрова: «В крупнейшем в Санкт-Петербурге Приморском парке Победы на Крестовском острове всего четыре концептуальных кафе. В других крупных региональных центрах заведения в парках нельзя отнести к качественным проектам».

Столичные же предприниматели, управляющие точками общественного питания в парках Москвы, пока не спешат осваивать общественные территории в региональных городах. «Выход в другие регионы сдерживается в том числе и текущей ситуацией на рынке. Все еще главной площадкой для пилотных проектов общепита остаются столичные парки с высокой посещаемостью и аудиторией, открытой для экспериментов», – уверена Никандрова. Но таким толчком к появлению новых резидентов – игроков общепита в регионах может послужить городская или республиканская программа, как та, что помогла Казани. «При поддержке властей через пару лет некоторые из гастроэнтузиастов научатся эффективно вести торговлю», – считает и Дарья Женихова, директор компании «Культура потребления», владелец бренда Urban Art Market. Команда Stay Hungry провела этим летом в Калининграде конференцию и фестиваль уличной еды Street Food Weekend, где участвовали как местные, так и московские команды, приводит она пример.

«Правительство Татарстана всерьез задумалось о создании новых общественных пространств и развитии парков. Были приглашены специалисты из Москвы, которые ранее занимались развитием концепции парка Горького. Вполне вероятно, что интерес московских ритейлеров к этому городу увеличится», – подчеркивает Елена Ключарова, консультант отдела исследований рынка CBRE. Вместе с тем эксперты отмечают, что в условиях кризиса многие представители малого бизнеса спешно закрывают торговые точки. Эксперт CBRE прогнозирует, что пик массового освоения регионов придется на 2017–2018 гг.

С Ключаровой согласен и Василь Бадреев, организатор фестивалей в казанских парках: «Здесь у нас парки только начинают наполняться резидентами. Это радует, но их пока единицы. Среди первых точек городской еды, например, фудтраки с едой, машины с кофе, выездные лотки с татарским фастфудом. Но сейчас их так мало, что одни и те же компании перемещаются между парками, где они наиболее востребованы. Необходимость в достойной организации питания в парках существует, и, думаю, что так или иначе мобильный фудкорт или небольшое кафе актуальны в каждом парке, не только на центральных и больших площадках. Хорошим тест-драйвом был прошедший в сентябре этого года фестиваль «Дни парков и скверов», который инициировала Фишман. Я был его продюсером и изнутри видел проблематику с общепитом в парках. Проще говоря, нам не хватало достойных (я не говорю сейчас про попкорн и сладкую вату) участников с едой, чтобы равномерно распределить их по всем паркам. Но я убежден, что это временное явление».
 

Праздник каждый день

Что в Москве, что в Казани в парках проводятся фестивали. По мнению Ключаровой, за последние 3–4 года уличных мероприятий стало больше в несколько раз. Больше всего посетителей собирают фестивали, связанные с едой («Ода! Еда!», Stay Hungry и т. д), где можно дегустировать различные блюда или учиться правильно их готовить. Завоевывает популярность и формат дизайнерских «барахолок», где можно продать или купить авторскую одежду и аксессуары. Этим летом впервые на открытом воздухе прошла ярмарка Sunday up market в саду им. Баумана, а «Фестиваль еды» проводился в том числе и в небольших «Дружбе» и «Усадьбе Воронцово». Как правило, аренда в день фестиваля стоит от 25 000 до 350 000 руб. за место в зависимости от типа арендатора и популярности мероприятия. «Участвуют в подобных фестивалях не ради заработка, а для маркетингового продвижения тех или иных товаров и услуг», – уточняет Камлюк из Knight Frank. А Никандрова уже предвкушает ежегодные масленичные гуляния, рождественские ярмарки и ярмарки выходного дня.

В августе в казанском ЦПКиО им. Горького прошел первый Open Food Market. «Это было отличное мероприятие, будем делать его регулярно», – доволен Бадреев. Однако организаторы обнаружили, что даже популярные и любимые многими кафе не всегда готовы работать в парках постоянно, а не только на фестивале. «Нужен дополнительный персонал, оборудование, навыки работы в таком формате и т. п. Но есть спрос, а он и рождает предложение», – подчеркивает Бадреев

 

Ведомости 

Вот только про тульские парки ни слова. А ведь есть что обсудить...

Комментарии к статье




Зашифрованный канал связи, анонимность гарантирована

Среда, 13:09 - 25 ноя 15
гость — «Адекват» пишет:

Да, в России, а особенно в Туле, проблем не осталось, теперь можно и развлекаловкой заняться. Да из дома выйти противно! Разруха и срач кругом неимоверные! Дома обшарпанные, дворы разбитые, дороги узкие, грязь кругом...

Среда, 13:10 - 25 ноя 15
гость — «ыунр» пишет:

Предлагаю утроить в ЦПКиО забег черепашек (прикольно и ставки можно делать (

Среда, 13:34 - 25 ноя 15
гость — «Есть» пишет:

В эти выходные в гостях был один москвач, который в Тулу посещал крайний раз лет 5 назад. Заезжал через Красные ворота, Венёвку. Когда уезжал посетил центр Тулы, Кремль, посмотрел набережную, Шлем и ещё чего-там по пути. Когда ехал обратно по телефону высказал положительные эмоции от увиденного- от дорог до всего остального, отметив, что Тулу действительно не узнать и теперь есть что посмотреть.
Вот Вам и реакция постороннего и совершенно не заинтересованного лица у которого есть что с чем сравнить в периоде.

Среда, 13:37 - 25 ноя 15
гость — «гость » пишет:

Вот где бы денег на это нарыть? Вся социалка региона в загоне. За октябрь месяц госдолг области увеличился на 1,1 млрд. руб. Увеличиваются затраты бюджета на переобучение людей, оставшихся без работы из-за сокращения штата и приостановки деятельности предприятий или перевода сотрудников на общественные работы.
Если у Груздева хватит денег на поддержание чистоты и порядка на территории парков Тулы, уборки поваленных, вырубки аварийных и напрочь больных деревьев, то это будет хорошо.

Среда, 14:05 - 25 ноя 15
гость — «гость» пишет:

Все это очень интересно, конечно. И парки наши похорошели, но, к сожалению, есть еще очень много мест, где не так уютно, как в парках. Например, в некоторых дворах: ни асфальта, ни газонов, ни детских площадок, только грязь, переполненные мусорные контейнеры и множество автомобилей

Среда, 14:16 - 25 ноя 15
гость — «NO COMMENT» пишет:

Пару недель назад утренние тульские "ВЕСТИ" заявили, что Белоусовский парк входит в десятку лучших парков Европы. Так что чего тут обсуждать? Слава Губернатору, ДОЛГИЕ ЛЕТА, Лучезарнейший и Мудрейший туляк всех времен и народов. AVE!

Среда, 14:36 - 25 ноя 15
гость — «Ату!!» пишет:

Да, сделали уже из парка сквозняк не семи вертах! Осталось теперь, по подобию министерства культуры и туризма,
и парк переименовать в парк культуры и туризма имени Белоусова и Ыбкиной! А почему фамилия носит название на "Ы"?
Это чтобы никто не догадался)))
А если серьезно, то не впервой пишу здесь: сворачивать надо плакат с модным словом "туризм"! Не надо "засирать"
туристами город и область! Кому надо и так прибудет поглазеть в количестве естественного желания самого, без
напряга со стороны местных культуристов

Среда, 14:53 - 25 ноя 15
гость — «Ату!» пишет:

теперь, с подачи кого-то, находящегося под сильным воздействием заблуждения,
что коротышки заросщие копнами красиво, стало модным корнать деревья,повсеместно
и даже какой-нибудь полоумной бабище стало доступно добиться по звонку, чтобы
у дома, где она проживает, специалисты корежить, обхреначили деревце в рогатый столб,
а то и совсем в пень...
на моей памяти все деревья, что поуродовали в городе, ради наживы, были и оставались
на протяжении десятков лет такими же по величине из года в год. Так что никому они
не мешали, что очень сильно вымахали! Но вот чтобы вырастить такое же одно по развитию
дерево, нужны десятки лет.
нужно остановить незамедлительно эту вакханалию безумия, ведь деревья сами этого не могут
так кто же?!

Среда, 15:21 - 25 ноя 15
гость — «Ату!» пишет:

Вы заметили, что аварий с наездами на пешеходов, и вообще аварий стало гораздо больше-- это во многом от
того, что дороги стали быстроноснее, блЯгодаря удовлетворительному ремонту, на поводу желания носиться
с комфортом. К чёрту все эти желания! Пусто трясутся по ямам если хотят передвигаться как паралитики в своих
тележках!!!
Поэтому, чтобы ездили правильно, чтобы было меньше аварий, лучше экология, здоровье потенциальных водителей,
и дроги сохраннее нужно подходить комплексно:
запретить большегрузам свободно катать по городу, максимально ограничив это; ограничить максимальную скорость
движения в черте города 60 км. в час, поднять стоимость бензина до 100 рублей за литр, что в свою очередь,
приведет к востребованности пользования у них муниципальным городским транспортом, ну, и конечно, надо для
этого навести надлежащий порядок в этой сфере, то есть, регулярное движение его, снижение стоимости проезда,
(при бесплатности его для участников и ветеранов ВОВ), обеспечить директора МКП "Тулгорэлектротранс"
подходящей высокой зарплатой равной 20 000 рублей в месяц (грязными)!!!

Среда, 15:35 - 25 ноя 15
гость — «тущд» пишет:

Вообще, лучше всего наша область жила при Стародубцеве (1997-2005). Он сделал,по крайней мере, два богоугодных дела - вернул здание тульской семинарии и построил новый дом - интернат. Вот, что значит - бывший председатель колхоза, крепкий хозяйственник - коммунист ! Сельские рулят !

Среда, 18:02 - 25 ноя 15
гость — «для АТУ» пишет:

А Вы прикиньте,при стоимости 100руб сколько будет стоить проезд в общественном транспорте и стоимость продуктов?

Среда, 18:10 - 25 ноя 15
БелAрус пишет:

"Вот только про тульские парки ни слова. А ведь есть что обсудить... "

Потому что о своей стране знают меньше, чем о загранице.

Среда, 18:11 - 25 ноя 15
БелAрус пишет:

"Вообще, лучше всего наша область жила при Стародубцеве (1997-2005)"

Что, действительно тогда в Маслове лучше кормили? Или ты в Петелине лежал?

Среда, 18:30 - 25 ноя 15
гость — «тущд» пишет:

БелАрусу - Да,при Стародубцеве! А ты,наверное, опущенным зону топтал.

Среда, 18:38 - 25 ноя 15
гость — «тущд-у» пишет:

И Груздев делал богоугодные дела. Построил колокольню, вернул детям радость игр на спортивных площадках.

Четверг, 02:12 - 26 ноя 15
гость — «Ату!» пишет:

Среда, 18:02 - 25 ноя 15
гость — «для АТУ» пишет:
А Вы прикиньте,при стоимости 100руб сколько будет стоить проезд в общественном транспорте и стоимость продуктов?

--------------------------------------------------
это же не цена за нефть

разве стоимость продуктов сильно зависит от отпускной цены на горючее для владельцев личного транспорта?
например, Вы имеете жигуля, заправили его по цене 50 коп. или 100 рублей, то как это должно отразиться
на ценехлеба?
или владелец магазина, которому все привезут, из оптовки заломит в три раза? нет найдутся,
кто доставит так, что раньше.
просто ездить без толку будут в три раза меньше все, экономнее!
и на удорожании проезда в общественном транспорте это не скажется, так как для этих целей будут отпускать
бензин по низкой цене,-- я ведь полагал о увеличении отпускной цены для владельцев личных легковушек
а что для службу такси? например я один раз в жизни пользовался такси еще в где-то в 80-х годах, счетчик
показал 1 р.20 коп. дал таксисту два рубля и сижу жду сдачу, а он сидит и не соображает этого! с тех пор
у меня выработалось стойкое отвращение к такому явлению
я часто возвращаюсь домой по ночам и повсюду вижу желающих "срубить" извозом в надежде на мой кошелек
но скорее отстегну такому 100 рублей, чтобы при том пойти все же, а не ехать.
люди просто избаловали подобный тип любителей заработать.как какой-нибудь дурак нарежется в ресторане и
хочет, чтобы его отвезли. а надо заставить его добираться ногами, проветрить мозги
водитель, если он занимается извозом получать должен не триста рублей с пассажира за одну поездку из конца в
конец города, а пятьсот рублей за 8 часов работы, иначе он представляется паразитом, в той мере, в какой
не отработал то, что что получил, так же как большинство завсегдатаев ресторанов и кафе. если кто получает
10--15 тысяч, ему не захочется переплачивать в ресторане за еду и питье 500 %, а нормальный человек при любом
большом заработке туда не пойдет из принципа "не обеспечивать ресторанный бизнес" паразитирующий на любителях
развлечений, в свою очередь живущих на нетрудовые доходы.
цены в магазинах неадекватны это зависит от дармовых денег перекупщиков, и аппетитов торгашей, распущенных
властью на местах, распустившейся так же, назначающей себе оклады и надбавки без всякого стыда и совести.
пока есть возможность жировать некоторым, цены зависят от этого

Четверг, 08:27 - 26 ноя 15
гость — «Туда не ходи» пишет:

Не надо выходить из подъезда и смотреть вокруг-задоринка!Вы посмотрите центр напротив дома Оборонная 7а огромный старый тополь того гляди рухнет на головы проходим и непонятное сооружение из старых кирпичей около магазина "Ангелочек",хозяин которого еще тот дизайнер.засрал битыми кирпичами всю площадь.А это центр Тулы,в з -Х минутах ходьбы от белого дома

Четверг, 09:37 - 26 ноя 15
гость — «Гость» пишет:

Кто такой БелАрус, до Груздева никто его не знал и не упоминал?

Четверг, 11:01 - 26 ноя 15
гость — «Ура товарисчи...» пишет:

Очень хочется погулять в Белоусовском парке но прогулки и свежий воздух теперь стоят денег (платная парковка вокруг парка), которых в новой экономической реальности на жратву и сандали ещё собрать надо. Прогулки по парку отменяются ёптать.

Четверг, 13:20 - 26 ноя 15
гость — «пешеход» пишет:

Если пешком дойти облом и жаба давит за 20 рублей стоянки доехай до ближайшей посадки по Венёвке и гуляй себе. И подышишь и пукнешь и всё задаром.

Пятница, 15:48 - 27 ноя 15
гость — «Мишаня» пишет:

БелаРус - это штатная гнида.

Суббота, 18:14 - 28 ноя 15
гость — «Туляк» пишет:

Тульский парк по-настоящему расцвёл! Есть где погулять с ребёнком, просто отдохнуть и развлечься. Помню, как три год назад там был разваленный асфальт и лес. Всё. Зато можно было колоться по кустам.

Суббота, 18:15 - 28 ноя 15
гость — «Мишане» пишет:

А если человек имеет своё мнение, отличное от твоего, то он гнида? Бред говоришь, ты только гадить умеешь.

Воскресенье, 13:54 - 29 ноя 15
гость — «Ага» пишет:

В Горелках в лесу (!) сделали асфальтовые дорожки и провели освещение. Для кого? Для крыс, белок и ворон? Между тем в нескольких метрах люди ломают ноги и бьют машины на танковых направлениях под названием переулки Поддубный и Соснянский. Дорога от Московского шоссе до Хомяково не освещается вообще. Всё для людей, короче...

Воскресенье, 13:56 - 29 ноя 15
гость — «Угу» пишет:

/Он сделал,по крайней мере, два богоугодных дела - вернул здание тульской семинарии /

Только попы, как обычно, от жадности взяли больше, чем смогли переварить, и теперь не знаю, куда девать огромное здание по ул. Староникитской.

Понедельник, 09:20 - 30 ноя 15
гость — «Мишаня» пишет:

Его мнение опасно для общества, значит пользы не имеет, как и гнида.
Вот почему гнида.

Понедельник, 09:37 - 30 ноя 15
гость — «гость * 619 » пишет:

Среда, 18:10 - 25 ноя 15
БелAрус пишет:
"Вот только про тульские парки ни слова. А ведь есть что обсудить... "

Потому что о своей стране знают меньше, чем о загранице.
Среда, 18:11 - 25 ноя 15
БелAрус пишет:
"Вообще, лучше всего наша область жила при Стародубцеве (1997-2005)"

Что, действительно тогда в Маслове лучше кормили? Или ты в Петелине лежал?


А у БелАруса опять бред и несвязные речи не понятно о чем.

Понедельник, 09:45 - 30 ноя 15
гость — «гость *619 » пишет:

Среда, 13:34 - 25 ноя 15
гость — «Есть» пишет:
В эти выходные в гостях был один москвач, который в Тулу посещал крайний раз лет 5 назад. Заезжал через Красные ворота, Венёвку. Когда уезжал посетил центр Тулы, Кремль, посмотрел набережную, Шлем и ещё чего-там по пути. Когда ехал обратно по телефону высказал положительные эмоции от увиденного- от дорог до всего остального, отметив, что Тулу действительно не узнать и теперь есть что посмотреть.
Вот Вам и реакция постороннего и совершенно не заинтересованного лица у которого есть что с чем сравнить в периоде.

Москвач, говорите? Сомневаюсь,что он тут был, а не по карте и сообщениям об успехах Груздева в Тулу путешествовал . Милок, где Веневка ,а где Красные ворота? А набережную в Туле он где увидел? В груздевских мечтах ? А Шлем ,это что, объясни? А еще чего там по пути.... Вообще ,это все о чем написано? Бред какой -то. Господа груздевские тролли,Вы прежде чем писать изучили бы что и где в Туле находится и что реально сделано , а что существует только в проектах и губернаторских хотелках. Оборзели вы, тролли безмозглые, даже думать не хотите ,что пишите.Только бабло рубить за свои комменты хотите.

Понедельник, 09:54 - 30 ноя 15
гость — «Рос Пил» пишет:

Нам нравится, когда много денег в благоустройство....

Цитатник

Фракция подвисла, значит, но моя позиция железная.

О. Лебедев, депутат Тульской областной думы

Наш опрос

У вас есть долги по кредитам?







Последние комментарии

Топ обсуждаемых за 10 дней

Рекомендуем

© Copyright © Тульские PRяники. Все права защищены 2003-2024
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка https://www.pryaniki.org/ обязательна.
Яндекс.Метрика