ВойтиРегистрация


О проекте|Связаться с нами

Главная / Фольклор « 8 декабря 2015 »


Нобелевская лекция Светланы Алексиевич

Лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич выступила в Стокгольме с традиционной Нобелевской мемориальной лекцией. 

О проигранной битве

Я стою на этой трибуне не одна... Вокруг меня голоса, сотни голосов, они всегда со мной. С моего детства. Я жила в деревне. Мы, дети, любили играть на улице, но вечером нас, как магнитом, тянуло к скамейкам, на которых собирались возле своих домов или хат, как говорят у нас, уставшие бабы. Ни у кого из них не было мужей, отцов, братьев, я не помню мужчин после войны в нашей деревне – во время второй мировой войны в Беларуси на фронте и в партизанах погиб каждый четвертый беларус. Наш детский мир после войны – это был мир женщин. Больше всего мне запомнилось, что женщины говорили не о смерти, а о любви. Рассказывали, как прощались в последний день с любимыми, как ждали их, как до сих пор ждут. Уже годы прошли, а они ждали: «пусть без рук, без ног вернется, я его на руках носить буду». Без рук...без ног... Кажется, я с детства знала, что такое любовь...

Вот только несколько печальных мелодий из хора, который я слышу...

Первый голос:

«Зачем тебе это знать? Это так печально. Я своего мужа на войне встретила. Была танкисткой. До Берлина дошла. Помню, как стоим, он еще мне не муж тогда был возле рейхстага, и он мне говорит: «Давай поженимся. Я тебя люблю». А меня такая обида взяла после этих слов – мы всю войну в грязи, в пыли, в крови, вокруг один мат. Я ему отвечаю: «Ты сначала сделай из меня женщину: дари цветы, говори ласковые слова, вот я демобилизуюсь и платье себе пошью». Мне даже ударить хотелось его от обиды. Он это все почувствовал, а у него одна щека была обожжена, в рубцах, и я вижу на этих рубцах слезы. «Хорошо, я выйду за тебя замуж». Сказала так...сама не поверила, что это сказала...Вокруг сажа, битый кирпич, одним словом, война вокруг...»

Второй голос:

«Жили мы около Чернобыльской атомной станции. Я работала кондитером, пирожки лепила. А мой муж был пожарником. Мы только поженились, ходили даже в магазин, взявшись за руки. В день, когда взорвался реактор, муж как раз дежурил в пожарной части. Они поехали на вызов в своих рубашках, домашней одежде, взрыв на атомной станции, а им никакой спецодежды не выдали. Так мы жили ... Вы знаете ... Всю ночь они тушили пожар и получили радиодозы, несовместимые с жизнью. Утром их на самолете сразу увезли в Москву. Острая лучевая болезнь... человек живет всего несколько недель ... Мой сильный был, спортсмен, умер последний. Когда я приехала, мне сказали, что он лежит в специальном боксе, туда никого не пускают. «Я его люблю, – просила я. – «Их там солдаты обслуживают. Куда ты?» – «Люблю». – Меня уговаривали: «Это уже не любимый человек, а объект, подлежащий дезактивации. Понимаешь?» А я одно себе твердила: люблю, люблю... Ночью по пожарной лестнице поднималась к нему... Или ночью вахтеров просила, деньги им платила, чтобы меня пропускали... Я его не оставила, до конца была с ним... После его смерти...через несколько месяцев родила девочку, она прожила всего несколько дней. Она... Мы ее так ждали, а я ее убила ... Она меня спасла, весь радиоудар она приняла на себя. Такая маленькая... Крохотулечка... Но я любила их двоих. Разве можно убить любовью? Почему это рядом – любовь и смерть? Всегда они вместе. Кто мне объяснит? Ползаю у могилы на коленках ...»

Третий голос:

«Как я первый раз убил немца... Мне было десять лет, партизаны уже брали меня с собой на задания. Этот немец лежал раненый... Мне сказали забрать у него пистолет, я подбежал, а немец вцепился в пистолет двумя руками и водит перед моим лицом. Но он не успевает первым выстрелить, успеваю я ...

Я не испугался, что убил... И в войну его не вспоминал. Вокруг было много убитых, мы жили среди убитых. Я удивился, когда через много лет, вдруг появился сон об этом немце. Это было неожиданно ... Сон приходил и приходил ко мне ... То я лечу, и он меня не пускает. Вот поднимаешься...Летишь...летишь...Он догоняет, и я падаю вместе с ним. Проваливаюсь в какую-то яму. То я хочу встать...подняться...А он не дает...Из-за него я не могу улететь...

Один и тот же сон... Он преследовал меня десятки лет...

Я не могу своему сыну рассказать об этом сне. Сын был маленький – я не мог, читал ему сказки. Сын уже вырос – все равно не могу...»

Флобер говорил о себе, что он человек – перо, я могу сказать о себе, что я человек – ухо. Когда я иду по улице, и ко мне прорываются какие-то слова, фразы, восклицания, всегда думаю: сколько же романов бесследно исчезают во времени. В темноте. Есть та часть человеческой жизни – разговорная, которую нам не удается отвоевать для литературы. Мы ее еще не оценили, не удивлены и не восхищены ею. Меня же она заворожила и сделала своей пленницей. Я люблю, как говорит человек... Люблю одинокий человеческий голос. Это моя самая большая любовь и страсть.

Мой путь на эту трибуну был длиной почти в сорок лет. – от человека к человеку, от голоса к голосу. Не могу сказать, что он всегда был мне под силу этот путь – много раз я была потрясена и испугана человеком, испытывала восторг и отвращение, хотелось забыть то, что я услышала, вернуться в то время, когда была еще в неведении. Плакать от радости, что я увидела человека прекрасным, я тоже не раз хотела.

 

Я жила в стране, где нас с детства учили умирать. Учили смерти. Нам говорили, что человек существует, чтобы отдать себя, чтобы сгореть, чтобы пожертвовать собой. Учили любить человека с ружьем. Если бы я выросла в другой стране, то я бы не смогла пройти этот путь. Зло беспощадно, к нему нужно иметь прививку. Но мы выросли среди палачей и жертв. Пусть наши родители жили в страхе и не все нам рассказывали, а чаще ничего не рассказывали, но сам воздух нашей жизни был отравлен этим. Зло все время подглядывало за нами.

Я написала пять книг, но мне кажется, что все это одна книга. Книга об истории одной утопии...

Варлам Шаламов писал: «Я был участником огромной проигранной битвы за действительное обновление человечества». Я восстанавливаю историю этой битвы, ее побед и ее поражения. Как хотели построить Царство Небесное на земле. Рай! Город солнца! А кончилось тем, что осталось море крови, миллионы загубленных человеческих жизней. Но было время, когда ни одна политическая идея XX века не была сравнима с коммунизмом (и с Октябрьской революцией, как ее символом), не притягивала западных интеллектуалов и людей во всем мире сильнее и ярче. Раймон Арон называл русскую революцию «опиум для интеллектуалов». Идее о коммунизме по меньшей мере две тысячи лет. Найдем ее у Платона – в учениях об идеальном и правильном государстве, у Аристофана – в мечтах о времени, когда «все станет общим» ... У Томаса Мора и Таммазо Кампанеллы ... Позже у Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Что-то есть в русском духе такое, что заставило попытаться сделать эти грезы реальностью.

Двадцать лет назад мы проводили «красную» империю с проклятиями и со слезами. Сегодня уже можем посмотреть на недавнюю историю спокойно, как на исторический опыт. Это важно, потому что споры о социализме не утихают до сих пор. Выросло новое поколение, у которого другая картина мира, но немало молодых людей опять читают Маркса и Ленина. В русских городах открывают музеи Сталина, ставят ему памятники.

«Красной» империи нет, а «красный» человек остался. Продолжается.

Мой отец, он недавно умер, до конца был верующим коммунистом. Хранил свой партийный билет. Я никогда не могу произнести слово «совок», тогда мне пришлось бы так назвать своего отца, «родных», знакомых людей. Друзей. Они все оттуда – из социализма. Среди них много идеалистов. Романтиков. Сегодня их называют по-другому – романтики рабства. Рабы утопии. Я думаю, что все они могли бы прожить другую жизнь, но прожили советскую. Почему? Ответ на этот вопрос я долго искала – изъездила огромную страну, которая недавно называлась СССР, записала тысячи пленок. То был социализм и была просто наша жизнь. По крупицам, по крохам я собирала историю «домашнего», «внутреннего» социализма. То, как он жил в человеческой душе. Меня привлекало вот это маленькое пространство – человек ... один человек. На самом деле там все и происходит.

Сразу после войны Теодор Адорно был потрясен: «Писать стихи после Освенцима – это варварство». Мой учитель Алесь Адамович, чье имя хочу назвать сегодня с благодарностью, тоже считал, что писать прозу о кошмарах XX века кощунственно. Тут нельзя выдумывать. Правду нужно давать, как она есть. Требуется «сверхлитература». Говорить должен свидетель. Можно вспомнить и Ницше с его словами, что ни одни художник не выдержит реальности. Не поднимет ее.

Всегда меня мучило, что правда не вмещается в одно сердце, в один ум. Что она какая-то раздробленная, ее много, она разная, и рассыпана в мире. У Достоевского есть мысль, что человечество знает о себе больше, гораздо больше, чем оно успело зафиксировать в литературе. Что делаю я? Я собираю повседневность чувств, мыслей, слов. Собираю жизнь своего времени. Меня интересует история души. Быт души. То, что большая история обычно пропускает, к чему она высокомерна. Занимаюсь пропущенной историей. Не раз слышала и сейчас слышу, что это не литература, это документ. А что такое литература сегодня? Кто ответит на этот вопрос? Мы живем быстрее, чем раньше. Содержание рвет форму. Ломает и меняет ее. Все выходит из своих берегов: и музыка, и живопись, и в документе слово вырывается за пределы документа. Нет границ между фактом и вымыслом, одно перетекает в другое. Даже свидетель не беспристрастен. Рассказывая, человек творит, он борется со временем, как скульптор с мрамором. Он – актер и творец.

Меня интересует маленький человек. Маленький большой человек, так я бы сказала, потому что страдания его увеличивают. Он сам в моих книгах рассказывает свою маленькую историю, а вместе со своей историей и большую. Что произошло и происходит с нами еще не осмысленно, надо выговорить. Для начала хотя бы выговорить. Мы этого боимся, пока не в состоянии справиться со своим прошлым. У Достоевского в «Бесах» Шатов говорит Ставрогину перед началом беседы: «Мы два существа сошлись в беспредельности ... в последний раз в мире. Оставьте ваш тон и возьмите человеческий! Заговорите хоть раз голосом человеческим».

Приблизительно так начинаются у меня разговоры с моими героями. Конечно, человек говорит из своего времени, он не может говорить из ниоткуда! Но пробиться к человеческой душе трудно, она замусорена суевериями века, его пристрастиями и обманами. Телевизором и газетами.

Мне хотелось бы взять несколько страниц из своих дневников, чтобы показать, как двигалось время...как умирала идея... Как я шла по ее следам...


1980 — 1985 гг.

Пишу книгу о войне... Почему о войне? Потому что мы военные люди – мы или воевали или готовились к войне. Если присмотреться, то мы все думаем по-военному. Дома, на улице. Поэтому у нас так дешево стоит человеческая жизнь. Все, как на войне.

Начинала с сомнений. Ну, еще одна книга о войне... Зачем?

В одной из журналистских поездок встретилась с женщиной, она была на войне санинструктором. Рассказала: шли они зимой через Ладожское озеро, противник заметил движение и начал обстреливать. Кони, люди уходили под лед. Происходило все ночью, и она, как ей показалось, схватила и стала тащить к берегу раненого. «Тащу его мокрого, голого, думала одежду сорвало, - рассказывала. – А на берегу обнаружила, что притащила огромную раненую белугу. И загнула такого трехэтажного мата – люди страдают, а звери, птицы, рыбы – за что? В другой поездке услышала рассказ санинструктора кавалерийского эскадрона, как во время боя притащила она в воронку раненого немца, но что это немец обнаружила уже в воронке, нога у него перебита, истекает кровью. Это же враг! Что делать? Там наверху свои ребята гибнут! Но она перевязывает этого немца и ползет дальше. Притаскивает русского солдата, он в бессознании, когда приходит в сознание, хочет убить немца, а тот, когда приходит в сознание, хватается за автомат и хочет убить русского. «То одному по морде дам, то другому. Ноги у нас, – вспоминала, – все в крови. Кровь перемешалась».

Это была война, которую я не знала. Женская война. Не о героях. Не о том, как одни люди героически убивали других людей. Запомнилось женское причитание: «Идешь после боя по полю. А они лежат .. Все молодые, такие красивые. Лежат и в небо смотрят. И тех, и других жалко». Вот это «и тех, и других» подсказало мне, о чем будет моя книга. О том, что война – это убийство. Так это осталось в женской памяти. Только что человек улыбался, курил – и уже его нет. Больше всего женщины говорят об исчезновении, о том, как быстро на войне все превращается в ничто. И человек, и человеческое время. Да, они сами просились на фронт, в 17-18 лет, но убивать не хотели. А умереть были готовы. Умереть за Родину. Из истории слов не выкинешь – за Сталина тоже.

Книгу два года не печатали, ее не печатали до перестройки. До Горбачева. «После вашей книги никто не пойдет воевать, – учил меня цензор. – Ваша война страшная. Почему у вас нет героев?» Героев я не искала. Я писала историю через рассказ никем не замеченного ее свидетеля и участника. Его никто никогда не расспрашивал. Что думают люди, просто люди о великих идеях мы не знаем. Сразу после войны человек бы рассказал одну войну, через десятки лет другую, конечно, у него что-то меняется, потому что он складывает в воспоминания всю свою жизнь. Всего себя. То, как он жил эти годы, что читал, видел, кого встретил. Во что верит. Наконец, счастлив он или не счастлив. Документы – живые существа, они меняются вместе с нами ...

Но я абсолютно уверена, что таких девчонок, как военные девчонки 41-го года, больше никогда не будет. Это было самое высокое время «красной» идеи, даже выше, чем революция и Ленин. Их Победа до сих пор заслоняет собой ГУЛАГ. Я бесконечно люблю этих девчонок. Но с ними нельзя было поговорить о Сталине, о том, как после войны составы с победителями шли в Сибирь, с теми, кто был посмелее. Остальные вернулись и молчали. Однажды я услышала: «Свободными мы были только в войну. На передовой». Наш главный капитал – страдание. Не нефть, не газ – страдание. Это единственное, что мы постоянно добываем. Все время ищу ответ: почему наши страдания не конвертируются в свободу? Неужели они напрасные? Прав был Чаадаев: Россия – страна без памяти, пространство тотальной амнезии, девственное сознание для критики и рефлексии.

Великие книги валяются под ногами ...

 1989 г.

Я – в Кабуле. Я не хотела больше писать о войне. Но вот я на настоящей войне. Из газеты «Правда»: «Мы помогаем братскому афганскому народу строить социализм». Всюду люди войны, вещи войны. Время войны.

Меня вчера не взяли в бой: «Оставайтесь в гостинице, барышня. Отвечай потом за вас». Я сижу в гостинице и думаю: что-то есть безнравственное в разглядывании чужого мужества и риска. Вторую неделю я уже здесь и не могу отделаться от чувства, что война – порождение мужской природы, для меня непостижимой. Но будничность войны грандиозна. Открыла для себя, что оружие красиво: автоматы, мины, танки. Человек много думал над тем, как лучше убить другого человека. Вечный спор между истиной и красотой. Мне показали новую итальянскую мину, моя «женская» реакция: «Красивая. Почему она красивая?» По-военному мне точно объяснили, что если на эту мину наехать или наступить вот так ... под таким-то углом ... от человека останется полведра мяса. О ненормальном здесь говорят, как о нормальном, само собой разумеющимся. Мол, война ... Никто не сходит с ума, от этих картин, что вот лежит на земле человек, убитый не стихией, не роком, а другим человеком.

Видела загрузку «черного тюльпана» (самолет, который увозит на Родину цинковые гробы с погибшими). Мертвых часто одевают в старую военную форму еще сороковых годов, с галифе, бывает, что и этой формы не хватает. Солдаты переговаривались между собой: «В холодильник привезли новых убитых. Как будто несвежим кабаном пахнет». Буду об этом писать. Боюсь, что дома мне не поверят. В наших газетах пишут об аллеях дружбы, которые сажают советские солдаты.

Разговариваю с ребятами, многие приехали добровольно. Просились сюда. Заметила, что большинство из семей интеллигенции – учителей, врачей, библиотекарей – одним словом, книжных людей. Искренне мечтали помочь афганскому народу строить социализм. Сейчас смеются над собой. Показали мне место в аэропорту, где лежали сотни цинковых гробов, таинственно блестели на солнце. Офицер, сопровождавший меня, не сдержался: «Может тут и мой гроб... Засунут туда... А за что я тут воюю?» Тут же испугался своих слов: «Вы это не записывайте».

Ночью мне снились убитые, у всех были удивленные лица: как это я убит? Неужели я убит?

Вместе с медсестрами ездила в госпиталь для мирных афганцев, мы возили детям подарки. Детские игрушки, конфеты, печенье. Мне досталось штук пять плюшевых Мишек. Приехали в госпиталь – длинный барак, из постели и белья у всех только одеяла. Ко мне подошла молодая афганка с ребенком на руках, хотела что-то сказать, за десять лет тут все научились немного говорить по-русски, я дала ребенку игрушку, он взял ее зубами. «Почему зубами?» – удивилась я. Афганка сдернула одеялко с маленького тельца, мальчик был без обеих рук. – Это твои русские бомбили». Кто-то удержал меня, я падала...

Я видела, как наш «Град» превращает кишлаки в перепаханное поле. Была на афганском кладбище, длинном как кишлак. Где-то посредине кладбища кричала старая афганка. Я вспомнила, как в деревне под Минском вносили в дом цинковый гроб, и как выла мать. Это не человеческий крик был и не звериный... Похожий на тот, что я слышала на кабульском кладбище...

Признаюсь, я не сразу стала свободной. Я была искренней со своими героями, и они доверяли мне. У каждого из нас был свой путь к свободе. До Афганистана я верила в социализм с человеческим лицом. Оттуда вернулась свободной от всех иллюзий. «Прости меня отец, – сказала я при встрече, – ты воспитал меня с верой в коммунистические идеалы, но достаточно один раз увидеть как недавние советские школьники, которых вы с мамой учите, (мои родители были сельские учителя) на чужой земле убивают неизвестных им людей, чтобы все твои слова превратились в прах. Мы – убийцы, папа, понимаешь!?» Отец заплакал.

Из Афганистана возвращалось много свободных людей. Но у меня есть и другой пример. Там, в Афганистане, парень мне кричал: «Что ты, женщина, можешь понять о войне? Разве люди так умирают на войне, как в книгах и кино? Там они умирают красиво, а у меня вчера друга убили, пуля попала в голову. Он еще метров десять бежал и ловил свои мозги ...» А через семь лет этот же парень – теперь удачливый бизнесмен, любит рассказывать об Афгане. – Позвонил мне: «Зачем твои книги? Они слишком страшные». Это уже был другой человек, не тот, которого я встретила среди смерти, и который не хотел умирать в двадцать лет ...

Я спрашивала себя, какую книгу о войне я хотела бы написать. Хотела бы написать о человеке, который не стреляет, не может выстрелить в другого человека, кому сама мысль о войне приносит страдание. Где он? Я его не встретила.

 1990-1997 гг.

Русская литература интересна тем, что она единственная может рассказать об уникальном опыте, через который прошла когда-то огромная страна. У меня часто спрашивают: почему вы все время пишите о трагическом? Потому что мы так живем. Хотя мы живем теперь в разных странах, но везде живет «красный» человек. Из той жизни, с теми воспоминаниями.

Долго не хотела писать о Чернобыле. Я не знала, как об этом написать, с каким инструментом и откуда подступиться? Имя моей маленькой, затерянной в Европе страны, о которой мир раньше почти ничего не слышал, зазвучало на всех языках, а мы, беларусы, стали чернобыльским народом. Первыми прикоснулись к неведомому. Стало ясно: кроме коммунистических, национальных и новых религиозных вызовов, впереди нас ждут более свирепые и тотальные, но пока еще скрытые от глаза. Что-то уже после Чернобыля приоткрылось ...

В памяти осталось, как старый таксист отчаянно выругался, когда голубь ударился в лобовое стекло: «За день две-три птицы разбиваются. А в газетах пишут, ситуация под контролем».

В городских парках сгребали листья и увозили за город, там листья хоронили. Срезали землю с зараженных пятен и тоже хоронили – землю хоронили в земле. Хоронили дрова, траву. У всех были немного сумасшедшие лица. Рассказывал старый пасечник: «Вышел утром в сад, чего-то не хватает, какого-то знакомого звука. Ни одной пчелы ... Не слышно ни одной пчелы. Ни одной! Что? Что такое? И на второй день они не вылетели и на третий ... Потом нам сообщили, что на атомной станции – авария, а она рядом. Но долго мы ничего не знали. Пчелы знали, а мы нет». Чернобыльская информация в газетах была сплошь из военных слов: взрыв, герои, солдаты, эвакуация... На самой станции работало КГБ. Искали шпионов и диверсантов, ходили слухи, что авария – запланированная акция западных спецслужб, чтобы подорвать лагерь социализма. По направлению к Чернобылю двигалась военная техника, ехали солдаты. Система действовала, как обычно, по-военному, но солдат с новеньким автоматом в этом новом мире был трагичен. Все, что он мог, набрать большие радиодозы и умереть, когда вернется домой.

На моих глазах дочернобыльский человек превращался в чернобыльского.

Радиацию нельзя было увидеть, потрогать, услышать ее запах ... Такой знакомый и незнакомый мир уже окружал нас. Когда я поехала в зону, мне быстро объяснили: цветы рвать нельзя, садиться на траву нельзя, воду из колодца не пить ...Смерть таилась повсюду, но это уже была какая-то другая смерть. Под новыми масками. В незнакомом обличии. Старые люди, пережившие войну, опять уезжали в эвакуацию – смотрели на небо: «Солнце светит... Нет ни дыма, ни газа. Не стреляют. Ну, разве это война? А надо становиться беженцами».

Утром все жадно хватали газеты и тут же откладывали их с разочарованием – шпионов не нашли. О врагах народа не пишут. Мир без шпионов и врагов народа был тоже не знаком. Начиналось что-то новое. Чернобыль вслед за Афганистаном делал нас свободными людьми.

Для меня мир раздвинулся. В зоне я не чувствовала себя ни беларуской, ни русской, ни украинкой, а представителем биовида, который может быть уничтожен. Совпали две катастрофы: социальная – уходила под воду социалистическая Атлантида и космическая – Чернобыль. Падение империи волновало всех: люди были озабочены днем и бытом, на что купить и как выжить? Во что верить? Под какие знамена снова встать? Или надо учиться жить без большой идеи? Последнее никому незнакомо, потому что еще никогда так не жили. Перед «красным» человеком стояли сотни вопросов, он переживал их в одиночестве. Никогда он не был так одинок, как в первые дни свободы. Вокруг меня были потрясенные люди. Я их слушала ...

Закрываю свой дневник ...

Что с нами произошло, когда империя пала? Раньше мир делился: палачи и жертвы – это ГУЛАГ, братья и сестры – это война, электорат – это технологии, современный мир. Раньше наш мир еще делился на тех, кто сидел и кто сажал, сегодня деление на славянофилов и западников, на национал-предателей и патриотов. А еще на тех, кто может купить и кто не может купить. Последнее, я бы сказала, самое жестокое испытание после социализма, потому что недавно все были равны. «Красный» человек так и не смог войти в то царство свободы, о которой мечтал на кухне. Россию разделили без него, он остался ни с чем. Униженный и обворованный. Агрессивный и опасный.

Что я слышала, когда ездила по России...

– Модернизация у нас возможна путем шарашек и расстрелов.

– Русский человек вроде бы и не хочет быть богатым, даже боится. Что же он хочет? А он всегда хочет одного: чтобы кто-то другой не стал богатым. Богаче, чем он.

– Честного человека у нас не найдешь, а святые есть.

– Не поротых поколений нам не дождаться; русский человек не понимает свободу, ему нужен казак и плеть.

– Два главных русских слова: война и тюрьма. Своровал, погулял, сел ... вышел и опять сел ...

– Русская жизнь должна быть злая, ничтожная, тогда душа поднимается, она осознает, что не принадлежит этому миру ... Чем грязнее и кровавее, тем больше для нее простора ...

– Для новой революции нет ни сил, ни какого-то сумасшествия. Куража нет. Русскому человеку нужна такая идея, чтобы мороз по коже ...

– Так наша жизнь и болтается – между бардаком и бараком. Коммунизм не умер, труп жив.

Беру на себя смелость сказать, что мы упустили свой шанс, который у нас был в 90-ые годы. На вопрос: какой должна быть страна – сильной или достойной, где людям хорошо жить, выбрали первый – сильной. Сейчас опять время силы. Русские воюют с украинцам. С братьями. У меня отец – беларус, мать – украинка. И так у многих. Русские самолеты бомбят Сирию ...

Время надежды сменило время страха. Время повернуло вспять... Время сэконд-хэнд...

Теперь я не уверена, что дописала историю «красного» человека...

У меня три дома – моя беларуская земля, родина моего отца, где я прожила всю жизнь, Украина, родина моей мамы, где я родилась, и великая русская культура, без которой я себя не представляю. Они мне все дороги. Но трудно в наше время говорить о любви.

Комментарии к статье




Зашифрованный канал связи, анонимность гарантирована

Вторник, 00:28 - 8 дек 15
гость — «любопытный» пишет:

Вот за этот материал спасибо. Какая мудрая, достойная, вызывающая восхищение личность.

Вторник, 00:45 - 8 дек 15
БелAрус пишет:

И здесь опубликовали это дерьмо.

Вторник, 00:51 - 8 дек 15
гость — «Быдлу» пишет:

Ну вот и поперло дерьмо...

Вторник, 00:54 - 8 дек 15
Редактор пишет:

Реакция большинства наших читателей предсказуема. Но для них эти тексты...

Вторник, 01:03 - 8 дек 15
БелAрус пишет:

Это не литература. И не журналистика. Совок Алексиевич, которая так и не смогла вырваться из СССР и перестройки, продолжает клепать свой сэконд-хэнд. Кому это интересно?

Вторник, 01:11 - 8 дек 15
БелAрус пишет:

А вот что говорит эта "белорусская писательница":
"Белорусский язык очень крестьянский и литературно недозрелый".
"Символ Беларуси — неспособная к переменам деревня, которая задерживает развитие страны".
Дура - она и в Африке дура.

Вторник, 01:15 - 8 дек 15
БелAрус пишет:

У нас был только один великий белорусский писатель, который был достоин Нобеля: Василь Быков. Который, в отличие от Алексиевич, писал на этом "деревенском литературно незрелом" белорусском языке.

Вторник, 01:21 - 8 дек 15
гость — «читатель» пишет:

И куда только Батька смотрит? Литература из разряда ОБС - одна баба сказала.

Вторник, 01:36 - 8 дек 15
гость — «Штык» пишет:

1989 г.
Я – в Кабуле. Я не хотела больше писать о войне. Но вот я на настоящей войне.

Я видела, как наш «Град» превращает кишлаки в перепаханное поле. Была на афганском кладбище, длинном как кишлак. Где-то посредине кладбища кричала старая афганка. Из газеты «Правда»: «Мы помогаем братскому афганскому народу строить социализм».
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А в каком году из Кабула вывели последние части вместе госпиталем? А? И в какой интересно провинции "наш "Град" превращал кишлаки в перепаханное поле в 1989 году. В качестве кого и кто мог её возить тогда по кишлакам, что за птица такая? Это же бред для тех кто понимает. Ну и в дополнение, что-то не видно главы о хотя бы желании туда съездить сегодня и посмотреть во что и кто там сегодня превращает кишлаки. А потом процитировать, например, "Вашингтон-Пост" на тему их не рыдающих над гробом матерей и что там "миролюбивцы-демократизаторы" помогают сегодня строить и что построили.
Какая то дешёвая и не понятная писанина. Хотела "подвиг" Пастернака повторить? Ну так же сольют, чуть погодя.

Вторник, 01:45 - 8 дек 15
БелAрус пишет:

У нее взгляды меняются вместе с линией партии. В 1970-х она так же самозабвенно восхваляла Дзержинского.
http://varjag-2007.livejournal.com/9261278.html

Вторник, 01:54 - 8 дек 15
гость — «Вопрос» пишет:

Интересно было бы узнать у авторши к коим она относит страну американцев, к сильным или к достойным? Вроде бы людям жить там хорошо, не всем, но хорошо, а самолеты инхние бомбят и Сирию, и Ирак, и Афганистан, и Ливию, и было дело даже в Европе отбомбились, пока Россия искала свой "шанс, который у нас был в 90-ые годы" ...
Или это тот шанс, который похоронил бы Россию до уровня региональной заправки?

Вторник, 01:59 - 8 дек 15
гость — «танкист-штыку» пишет:

В каком бы году не вывели наши войска из Афганистана..правда еще о той войне не сказанна!У вас наверняка память "отшибло" если не помните как одевали молодых ребят-"азиатской внешности",в афганские одежды и заставляли сносить эти же кишлаки и уничтожая все вокруг,выступая в роли провокаторов, а теперь и "в сирию полезли"...неймется?

Вторник, 02:34 - 8 дек 15
гость — «Неймется - танкисту» пишет:

Кому неймется, Америге?
Это они полезли в Афган после ухода советских войск.
Это они бомбили Югославию.
Это они вторглись в Ирак.
Это они уничтожили Ливию.
Это их провокаторы дважды мутили майдан.
Кому неймется?

Вторник, 08:13 - 8 дек 15
гость — «неймату за чужой счет» пишет:

Мне-"АмериГа"- по барабану,там не был и не могу сравнить(сожалею,хотелось бы)
"Они" все же полезли после нас-подчищать.
Бомбили Югославию...и войнушка,сразу закончилась!
Вторглись в Ирак...не нужно истреблять собственный народ,финансировать-11 сентября и проч.
...да и символом Америки,(ковер хусейна)как и любым другим,нельзя утирать ноги!
Ливию уничтожил каддафи и приспешники,скольких инакомыслящих уничтожили?Даже жен опозиции отдали солдатам...
майдан мутили-вороватые-януки и Ко!
Кому неймется?

Вторник, 08:32 - 8 дек 15
гость — «Шел мимо» пишет:

В Афгане пиндосы не вводили войска после нас! Пиндосовский посол плакал от ярости, когда наши борта приземлялись на аэродром! Они опоздали на несколько часов! Лезли в "мягкое подбрюшье" Советского Союза! Хороший пиндос - мертвый пиндос!

Вторник, 08:56 - 8 дек 15
гость — «Глас вопиющего» пишет:

После нобилиата Обамы, следует ли удивляться?
Вся эта бодяга с премией выродилась в свою полную противоположность.
Предполагалось награждать за заслуги, а получилось что награждают за политику.

Вторник, 09:12 - 8 дек 15
гость — «гость» пишет:

БелоТруска, как ни странно, права в этом случае!

Труд - рабочим, гранты и премии - евреям?!
Она жрет наши деньги в виде пенсии, ни для ни работая, катаясь по заграницам и имеет несколько домов, которые надо содержать и у него не это есть деньги.
Она позорит Россию, Белоруссию,т.к. у евреев нет своей национальной территории (Израиль не может вместить всех евреев, да большинство евреев не хочет туда) и поэтому ей ничего не дороге этой писаке.

цитаты из ее мудовых опер:

"А мой муж был пожарником." Если бы ты, быдло, была действительно замужем за человеком мужественной профессии, то бы, гадина, знала бы, что так назвать - опозорить своего мужа!
Пожарник - тот, кто устраивает пожары, вольно или невольно, но является причиной.
Пожарный - тот, кто спасает пожарника!

Третий голос:
«Как я первый раз убил немца...

Ложь!
Партизаны убивали оккупантов России - фашистских захватчиков, а не по национальному признаку, т.к. в Белоруссии были украинцы, мадьяры, венгры, румыны, белочехи, болгары и другие национальности фашистов!
Какая ты историк-литератор, если ты не знаешь этого? Ты еврейка, а евреи всегда в глубоком тылу на хлебном месте!

Про Афган, как ты, еврейка, пишешь, не было такого, чтобы Советские войска просто так, "для забавы" уничтожали "Градами".

Вторник, 09:42 - 8 дек 15
гость — «Гостья» пишет:

Шел бы ты ....куда и шел-продавцы совести!

Вторник, 10:02 - 8 дек 15
гость — «гость» пишет:

В Конституции России говорится о многонациональном едином народе России.
Почему тогда евреи какие-то диаспоры, общины поддерживают?
Получается, что не хотят интегрироваться в единый российский многонациональный народ - граждан РФ?!

Вторник, 10:05 - 8 дек 15
гость — «витек» пишет:

"военные", "ветераны-военные" они никогда не служили в тайге, горячих точках и на ледовитом океане!
не были участниками ликвидации аварии на ЧАЭС, но приписывали себе "участие".
Они по национальности, в основном, евреи, поэтому они здоровье берегли с рождения, поэтому сидели в штабах, складах и прочих золотых и хлебных местах "службы".
Настоящие ветераны и участники ВОВ умерли в возрасте 60-65 лет.
А "известные" мелькающие на экране и в газетках, заранее приписали себе 5-6 лет, пользовались неразберихой после войны.
Они тоже евреи, которые, сидя в штабах лепили себе награды, звания, "службу".
Многие "заслуженные" в других регионах России, оказались "участниками" ВОВ, но служили полицаями, в верхмахте и абвере!

Один "туляк" подал документы на высокую награду. Но у Груздева в кадрах сидят не дураки, и увидели букет несостыковок, приписок. Не наградили.

Но "ветерана"-"туляка" это не смутило, и он по-прежнему бодро сидит на первых креслах президиума, в т.ч. на парадах!

Настоящие афганцы остались в плену, погибли без вести, стали инвалидами, или умерли!

Но спрут-мафия в действии!
"афганцы" Альховик и Шамота, прикрываясь погибшими настоящими афганцами, все для себя лично и своих семей получили!
Шамота вообще лжец! Дома летает, как истребитель, а на людях его носят на руках те, кому он купил звания полковник.

Вторник, 10:08 - 8 дек 15
гость — «гость» пишет:

http://wow-impulse.ru/news/23426-otkuda-poyavilis-broshennye-plakaty-pogibshih-rodnyh.html

Откуда появились брошенные плакаты погибших родных


Памятная акция "Бессмертный полк", прошедшая в Москве и других городах 9 мая, вызвала неоднозначную реакцию в российском интернет-сообществе. В соцсетях разгорелись ожесточенные споры по поводу нескольких фотографий, которые косвенно могут свидетельствовать о недобровольном участии некоторых в шествии памяти. После шествия в соцсетях стали появляться фотографии, на которых видны сваленные в кучу транспаранты. "Увидел в Сети фотографию. Куча брошенных штендеров с портретами фронтовиков. После Бессмертного полка. Кажется не фейк. Если не фейк - означает только одно: поработал административный ресурс. Со всем административным усердием. Постарались. Организовали. Отчитались. Молодцы. Никто своего деда на обочину не выбросит. Вот в это самое и могут превратить Бессмертный полк попытки им поруководить сверху", - прокомментировал в "Фейсбуке" главный редактор ТВ-2 Виктор Мучник.

Вторник, 10:09 - 8 дек 15
гость — «гость» пишет:

С чего Вы решили, что Сокол Борис - уважаемый туляками человек?!
Обыкновенный еврей, каких много во власти и на должностях крупных предприятий.
Наград себе наград, как и его подчиненный Лебедев. Друг с другом что-ли соревнуются или с Дудазвоном или евреем Джеком Воробьем, у которых не только на груди, но и на спине, на брюках были нацеплены награды!

Вторник, 10:40 - 8 дек 15
гость — «лицемерка» пишет:

"Ни у кого из них не было мужей, отцов, братьев, я не помню мужчин после войны в нашей деревне – во время второй мировой войны в Беларуси на фронте и в партизанах погиб каждый четвертый беларус.."
Используя факты человеческой трагедии умалчивает о правде ...От чего погиб житель Белоруссии..Немецкие захватчики оставили после себя жуткий кровавый след, беды и невиданное разорение. Это был заранее разработанный, обдуманный и целенаправленный план геноцида, уничтожения людей, разграбления национального богатства страны, ликвидации государственного строяЗа годы оккупации гитлеровцы провели свыше 140 карательных операций, во время которых полностью или частично уничтожили 5454 деревни. Страшным символом преступлений гитлеровцев на белорусской земле стала деревня Хатынь, сожженная вместе со всеми жителями. Ее судьбу разделили еще 618 сельских населенных пунктов, 188 из которых уже никогда не были восстановлены.

Вторник, 11:24 - 8 дек 15
гость — «Алекс.» пишет:

гость редактору
реакция на материал у большинства здравомыслящих читателей естественно будет отрицательная. В последнее время нобелевскую премию по литературе можно получить лишь только гавкая на Россию, чем и воспользовалась эта убогая старушка.

Вторник, 11:28 - 8 дек 15
гость — «Brig» пишет:

Гостю за "Бессмертный полк" - респект. Желание заорганизовать это благое дело, чуть не испортило его. Нельзя заставлять человека делать то, чего он не хочет. Это прямая дорога для того, что бы испортить это дело. Но наши чиновники с бычьим упрямством, напролом, с большим упорством заставляли не заинтересованных в этом людей нести портреты воевавших и принявших все невзгоды ВОВ. Хотели показать, как они умело руководят процессом? Нельзя, нельзя было этого делать. Фальш сразу видна. Люди делали это сохраняя добрую память по всем погибшим своим родственникам, от чистого сердца. И их никто не заставлял. Можно сказать - это был их крик души. А тем, кто не хотел принимать участия в этом действе, можно пожелать - идите с миром своей дорогой. Видать вам богом не дано быть человечным. Ваше сознание на уровне инстиктов.

Вторник, 11:39 - 8 дек 15
гость — «Штык - лицемерке» пишет:

"Ни у кого из них не было мужей, отцов, братьев, я не помню мужчин после войны в нашей деревне – во время второй мировой войны в Беларуси на фронте и в партизанах погиб каждый четвертый беларус.."
-------------------------------------------------------------------------------------
А чего она может помнить о войне и после войны если она 1948 года рождения? Ну и простите, а от кого она зачата была в 1947 от пленного немца что-ли? Хотя пишут, что мама белоруска, а папа хохол. Феерично.

Вторник, 11:54 - 8 дек 15
гость — «"Русский"» пишет:

"На вопрос: какой должна быть страна – сильной или достойной, где людям хорошо жить, выбрали первый – сильной."
-----------------------------------------------------------------
Честная, но наивная женщина. Россия может быть только сильной или никакой -её растащат на кусочки, раздерут (даже сейчас проскальзывают мнения, что у России слишком много всего, надо делиться), к сожалению быть одновременно и достойной у нас не получается.

Вторник, 12:08 - 8 дек 15
гость — «Настя» пишет:

Как всем тролям не нравятся правда!Люди,не дайте себя задурить,вглядитесь в лицо этой женщины!Она-с в я т а я!!!

Вторник, 12:10 - 8 дек 15
гость — «Штык» пишет:

Вчера в испанской «EL MUNDO» была опубликована статья PABLO PARDO «США, страна, воюющая против себя самой».

"Страна развязывает настоящую внутреннюю войну, в которой ежедневно от выстрелов гибнет 90 человек.
Каждые 33 дня количество погибших становится равным количеству жертв 11 сентября."
В войне с кем? Очевидно, Соединенные Штаты находятся в войне сами с собой. Это страна, в которой 31.000 человек гибнет от выстрелов каждый год. Из них 12.000 убитых и 19.000 случаев самоубийств. 90 погибших в день. Каждые два месяца количество жертв огнестрела превышает количество американцев, погибших в Ираке. И каждые 33 дня гибнет столько же, сколько 11-S."
--------------------------------------------------------------------------
Свежачок, кстати, и не первый канал.

Вторник, 12:17 - 8 дек 15
гость — «штыкУ» пишет:

Зачем нам заграница?Сколько у нас уехало,не родилось,бедных и нищих?

Вторник, 12:58 - 8 дек 15
гость — «вопрос» пишет:

Для чё опубликовали чё-то об этой психованной?...

Вторник, 13:19 - 8 дек 15
гость — «Штык, тому кто мне в 12-17» пишет:

Зачем нам заграница?Сколько у нас уехало,не родилось,бедных и нищих?
---------------------------------------------------------------------------
С тех пор как начали нормально освещать и появилась возможность общаться на прямую, то выяснилось, что "уехавших, не родившихся, бедных и нищих" у нас меньше где бы это не было. Да и кто уехал то, на кого ровняться, не подскажите? Не на Солженицина и ему подобным, часом? Посмотрите на цифры реэмиграции, в том числе и трудовой и там всё видно будет. Не зря говорят, где родился-там и сгодился. А всем остальным - Одесса, пароход, Париж. Всё равно от них толку, как от этой писательницы.

Вторник, 13:43 - 8 дек 15
гость — «Ату!» пишет:

нобелевская премия, как и все остальные, говорит только об одном, что человек получил деньги и расписался
в получении, поэтому и премия!
премии так же говорят о том, что где-то в помещении эти деньги получили, а присудили их за какие-либо
успехи или заслуги перед начальством например когда деньги не начальника личные, а народные всего лишь (из бюджета),
или по глупости начальника, ели это деньги его собственные, которых куры не клюют!
разве Гоголь был лауреатом этой самой премии? нет! может быть не достоин?! дайте Гоголю нобелевскую премию и будет он
тогда не просто Гоголь, а лауреат нобелевской премии Шёголь? что меняет эта или иная другая премия в глазах и умах
людей, у одних, обладателей-- это поза и денежка, у наблюдателей, одних-- штамп, что перед ними человек этот как
нечто особенное, черная икра например или золотая цепь на шее, или швейцарские часики или прочее фуфло, имеющее
дороговизну при своей полезности равной обычным часам, куску селедки и ошейнику...у других наблюдателей ничего при
этом не колышется, а для меня обычная глупость, возведенная в степень! потому, что Гоголь-- это Гоголь и ему никакие
припарки не идут, кроме его авторства!!

Вторник, 13:55 - 8 дек 15
гость — «Штык для Ату!» пишет:

Как же Вы правы! А Салтыков-Щедрин, а Николай Рубцов? А ещё много кто, кому действительно "цацки ни к чему", потому что любовь - это то, что в сердце, в делах, а не трибуне...

Вторник, 17:43 - 8 дек 15
гость — «Ответ Витьку» пишет:

Один "туляк" подал документы на высокую награду. Но у Груздева в кадрах сидят не дураки, и увидели букет несостыковок, приписок. Не наградили.

Но "ветерана"-"туляка" это не смутило, и он по-прежнему бодро сидит на первых креслах президиума, в т.ч. на парадах!
*******************************
Только на вчерашнем торж.собрании, посвящённом дню обороны Тулы некоторые "ветераны" по 2 раза выходили за наградами. Причём, получили за "просто так", потому что настоящих-то уже почти никого нет. Но, кто крутится возле начальства, тот и получает. А примазавшиеся к разным категориям, например, "Дети войны", якобы работающие с 5 лет, вызывают удивление. Соц.службе и администрации нужно тщательно проверять так их "ветеранов", чтобы не вызывать в людях негатив. Респект кадрам Груздева, что начали думать, кто есть кто.
*******************************
Алексеевич ещё в советское время вознесли, думаю, не заслуженно. Лить грязь на своё гнездо ума не надо. И не зря "батька" так разгневался, когда она получила премию. Но, видите , кто получает премии? Солженицын, который также писал про ГУЛАГ и т. д. Но почему-то никто не задумался, почему после такой страшной войны Россия практически восстановилась через неполных 10 лет.

Вторник, 19:42 - 8 дек 15
гость — «Музыкант - Беларусу» пишет:

Мне это интересно. И слог хороший: читаешь не напрягаешься.

Хотя в твоих рассуждениях есть сермяжная правда.

Меня тоже умилял двухтомник Волкогонова о Ленине.

Вторник, 20:30 - 8 дек 15
гость — «дааа» пишет:

такие длинные тексты уже невозможно просто так прочесть- только за деньги...

Вторник, 20:39 - 8 дек 15
гость — «Насте» пишет:

Вгляделась. Она не святая - она очень-очень злая... Не любит свою страну, свой народ, язык. Она клевещет, а за клевету и дают нобелевку. К сожалению, по литературе дают именно за клевету на свою страну... Слушала ее интервью иностранной журналистке - это же полнейший гнус и ненависть, злоба и изрыгания... Первую Нобелевскую премию в литературе получил Бунин. Да, он не воспринял революцию, но он не чернил свою страну - он ее любил...

Вторник, 20:49 - 8 дек 15
БелAрус пишет:

"Мне это интересно. И слог хороший: читаешь не напрягаешься"

Ага. Ее писанину можно читать только после пары рюмок водки. Но все равно, редкая птица долетит до середины Днепра.

Вторник, 20:52 - 8 дек 15
гость — «Насте» пишет:

Нет, Настя! Эта женщина не святая, а как раз наоборот. Это сатана в женской одежде, с горящим от злобы взглядом и ненавистью к стране, где родилась, выросла, выучилась и жила. Это чувствуешь в каждой строчке ее рассказа, не смотря на ухищрения скрыть это.

Вторник, 20:54 - 8 дек 15
гость — «старый» пишет:

Люди-будте добрее.Человек с детства слышит голоса.Если небыло мужиков-кто ее папа?

Вторник, 21:06 - 8 дек 15
гость — «Волосы дыбом после прочтения» пишет:

"Я жила в стране, где нас с детства учили умирать. Учили смерти. Нам говорили, что человек существует, чтобы отдать себя, чтобы сгореть, чтобы пожертвовать собой. Учили любить человека с ружьем. Если бы я выросла в другой стране, то я бы не смогла пройти этот путь. Зло беспощадно, к нему нужно иметь прививку. Но мы выросли среди палачей и жертв. Пусть наши родители жили в страхе и не все нам рассказывали, а чаще ничего не рассказывали, но сам воздух нашей жизни был отравлен этим. Зло все время подглядывало за нами."
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Про какую страну говорит это душевнобольная??? И за это ей дали премию??? Теперь понятно, за что дают премию по литературе. Лично я выросла в стране, где учили добру, взаимовыручке, трудолюбию, и где рядом с нами не было палачей! У нее явно шиза с малых лет...

Вторник, 21:25 - 8 дек 15
гость — «Гость» пишет:

Хватит печатать материал, не относящийся к Туле. Делать вам нечего.

Вторник, 21:28 - 8 дек 15
гость — «читатель» пишет:

хороший текст.

Вторник, 22:08 - 8 дек 15
гость — «любопытный» пишет:

Посмотрел, как совки от зависти и злобы слюной брызгают. Ну что тут скажешь? Забавно. Ничего нового: собака брешет - ветер относит.

Про какую страну говорит это душевнобольная? А ты сходи на Московский вокзал и посмотри на памятник милитаризма и идиотизма. Реакция многих людей: стараются не смотреть и побыстрее пройти мимо. Это естественная реакция на замысел: Мы вам в печенки залезем с этим, чтобы ни на минуту не забывали, что вокруг враги и надо готовиться к войне. Денег потрачено, видимо, десятки миллионов. А сколько солдатских могил в области заброшено и заросло бурьяном? Думаю, что десятки точно, если не сотни. Только я о нескольких знаю.А сколько солдат еще не захоронено? Сотни тысяч? Государство лжи и лицемерия. И большинство обывателей такие же.

Вторник, 22:40 - 8 дек 15
гость — ««любопытному»» пишет:

Покрутите пёстрый глобус и найдите в Европе, Азии, Северной Америке, страны, где их правители считали бы Россию своим другом и товарищем? Нет таких или их очень мало? Значит действительно кругом одни враги. И об это надо помнить и не забывать никогда. И быть готовыми защищать свою страну и свой народ.

Вторник, 23:00 - 8 дек 15
гость — «любопытный» пишет:

И почему же это так? Вот у США - десятки союзников в мире. А от путинской Раши почти все соседи шарахаются, даже бывшие братья по совку: Прибалтика, Украина, Грузия. Только братья-диктаторы вроде рядом, но продадут в любой момент. Может надо прекратить донимать соседей и заняться развитием страны? Тогда приступ милитаризма не понадобится.

Вторник, 23:04 - 8 дек 15
гость — «РОССИЯНИН» пишет:

Хохляцкая проститутка

Вторник, 23:11 - 8 дек 15
гость — «задроте любопытной» пишет:

Вот у США - десятки союзников в мире
______________________________________________________________
Это кто тебе сказал, задрота? Они союзники до тех пор пока из ФША чего нибудь потянуть можно, не далее этой черты. Вырастишь поймешь, а пока вытри сопли и иди учи уроки, а то двойку получишь завтра.

Вторник, 23:29 - 8 дек 15
гость — «Казюк - БелAрусу» пишет:

А Короткевич?!!

Среда, 01:15 - 9 дек 15
БелAрус пишет:

Короткевич - внутрибелорусский писатель. Более любимый, но национальный.

Среда, 02:35 - 9 дек 15
гость — «100» пишет:

Зачем вообще писать про эту хохляцко-белорускую рожу.

Среда, 02:58 - 9 дек 15
гость — «шнобилевская пьемия» пишет:

Э, как Беларусевич наехал на Алексиевич!
Ни Алесь Ажамович, ни Василь Быков не удостоились такой чести, а она называет их своими учителями.
Теперьчи она обошла своих учителей, выходит? У БеАрусевича, как пейсателя, усё ышо упереди, надейся и бди!

Среда, 03:21 - 9 дек 15
гость — «"Надо чтобы по справедливости!" цитата из собрания произведений М.С. Паниковского» пишет:

Ей надоть поделиться премиальными с учителями Адамовичем и Быковым (не тем, с чиим поэттитьческим творчеством
тут все хорошо знакомы)и четверть отслюнявить критику БелАрусевичу! Тогда, да!

Среда, 08:29 - 9 дек 15
гость — «любопытному» пишет:

А соседей кто-то донимает? Расскажите о случаях донимания бывших союзных республик, а ныне стран Прибалтики, Грузии, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и т.п.?

Среда, 08:31 - 9 дек 15
гость — «По справедливости» пишет:

Ни с кем не нужно делится премией,нужно вручить заработанное-Адамовичу,Быкову....

Среда, 08:55 - 9 дек 15
гость — «Факт» пишет:

Донимание союзных республик - это строительство в них школ, детских садов, университетов,, музеев, производств, жилых домов, дорог и проч. финансирование НО! Никто не просил Союз это делать, хе-хе

Среда, 08:56 - 9 дек 15
гость — «гость» пишет:

гость — «По справедливости» пишет:
Ни с кем не нужно делится премией,нужно вручить заработанное-Адамовичу,Быкову....
..............................
Они, что также ненавидели свою страну?

По справедливости этой тетке -"литераторше" надо переслать премию тому президенту США, во время правления которого были основательно засраны мозги советской гражданки Светланы Алексиевич.

Среда, 09:43 - 9 дек 15
гость — «любопытному» пишет:

Вот и вали отсюда - из государства лжи и лицемерия в любимую Америку. И вытирай слюни Обаме, хорошему президенту, разбомбившему Югославию, Ливию, Ирак и т.д. Тварь ты и все подобные.

Среда, 11:00 - 9 дек 15
гость — «любопытный» пишет:

Пропагандоны! Визжите, визжите, денежки халявные кончаются. Через годик ваши вопли послушаем.

Среда, 11:18 - 9 дек 15
гость — «любопытный» пишет:

Пропагандоны! Грузины не просили Красную армию захватывать Грузию в 21-м году, прибалты Прибалтику в 39-м, Украину в 19 году. Так как вы лезете до сих пор, вас они презирают и ненавидят. Сегодня они отказываются от ваших газа и нефти. Вам будет хорошо.

Среда, 11:37 - 9 дек 15
гость — «любопытному» пишет:

Ты в чем нас пытаешься убедить? Что грузины предали царицу Тамару? Прибалты и Турки спят и видят возрождение Речи Поспалитой и Асманской Империи? А янычары на украинных русских землях возрождения гитлеризма? Ты хочешь нас убедить, что враг не дремлет и раввины не спят? Мы - русские это видим и знаем. Мы видим, что власть в стране нашей захвачено инородцами - иноверцами. Ты нам не рассказывай, ты расскажи грузинам, что не хорошо предавать царицу Тамару. Что оставшись одни на Кавказе они станут жертвой для мусульманского мира. Неси им правду, любопытный ты наш.

Среда, 11:45 - 9 дек 15
гость — «Ком» пишет:

Среда, 11:00 - 9 дек 15
гость — «любопытный» пишет:

Пропагандоны! Визжите, визжите, денежки халявные кончаются. Через годик ваши вопли послушаем.
_________________________________
Похоже у тебя денежек никогда и не было и ты бедолага ходя жопой вперёд уже не знаешь как их заработать. Не истери ты сейчас накуй не кому ненужен а через годик твоих воплей никто уже и не услышыт. У нас то точно всё будет хорошо.

Среда, 11:47 - 9 дек 15
гость — «По каком местам ездила Светлана Алексиевич ?» пишет:

Что я слышала, когда ездила по России...
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Она что объехала все синагоги России и там набралась этой хрени? Нет национальности беларус и украинец - это янычары воспитанные врагами России. Она дочь врагов России?

Среда, 11:52 - 9 дек 15
гость — « «любопытному» » пишет:

Ты считаешь, что 0,999 живущих сейчас в России, это пропогандоны. Тебе ужасно не комфортно и противно жить рядом с нами, вот такими, какие мы есть. Так чего же ты делаешь в этой стране? Пакуй чемоданы и на выезд. Поверь, что в аэропорту в тебя никто с потоком слез, соплями и воплями: "Останься здесь!" вцепляться не будет. Или ты уже там, но жизнь не сложилась и поэтому каждый день, стуча по клавиатуре на этом и других сайтах, пытаешься выплеснуть свою досаду за несбывшиеся мечты?

Среда, 11:59 - 9 дек 15
гость — «Тому кто любопытному» пишет:

Как бы нам еще уговорить всю "Единую Россию" с их отделениям ЛДПР и КПРФ покинуть нашу Родину и дать нам, русским, жить в своей стране по своим законам?

Среда, 12:17 - 9 дек 15
гость — «гостю в 11:59» пишет:

Вы тоже относитесь к тому же виду что и "любопытный"? Тогда ваше мировоззрение мало кому интересно интересно и вас тоже здесь никто не держит.

Среда, 12:22 - 9 дек 15
гость — «РОССИЯНИН ЛЮБОПЫТНОЙ МРАЗИ» пишет:

Тебе не нравится РОССИЯ.УЁ отсюда,тебя здесь никто не держит.Чемодан вокзал Украина,прибалтика,США,Грузия,Турция.Все твои любимые страны,выберай на вкус.

Среда, 12:26 - 9 дек 15
гость — «Для Среда, 12:17 - 9 дек 15» пишет:

Нет я отношусь к исконно русскому, православному мировоззрению, на основе которого построено государство Российское. Вы к какому мировоззрению себя относите? Вы не сосед по их поезду или самолету?

Среда, 12:28 - 9 дек 15
гость — «РОССИЯНИНИНУ» пишет:

Тебе кто дал право решать на Руси? Здесь решают русские. Вы Россияне так же бегите по своим домам.

Среда, 12:36 - 9 дек 15
гость — «РОССИЯНИН ДЛЯ СРЕДЫ 12-28» пишет:

Я РУССКИЙ!! А вот ты кто??????

Среда, 12:44 - 9 дек 15
гость — «РОССИЯНИНИНУ» пишет:

Так ты - русский или россиянин? Ты определись. Я - русский и не стану россиянином, как не стал советским.

Среда, 14:13 - 9 дек 15
гость — «гость» пишет:

Правильно Толстой отказался от этой премии! Знал, во что она превратится!

Среда, 14:41 - 9 дек 15
гость — «Гость» пишет:

Не дано ей понять душу русского человека, не чувствуется что она способна любить тех кто находится вокруг, неестественное восприятие всего окружающего -- УЩЕРБНОСТЬ!!!

Среда, 18:25 - 9 дек 15
гость — «гостю Brig» пишет:

вот обращение к гостю тому, кто «Пил на трибунах».

Ты, мразь чиновничья, должен был вместе с народом идти, а не кайфовать на трибуне!

И не впереди колонны, а вместе с народом!
И рядом с народом ты обязан был идти!

Но получилось так, что народ за патриотизм, а чиновники нет?

Среда, 18:26 - 9 дек 15
гость — «РУССКИЕ ВОЕВАЛИ, А НЕ ЧУРКИ!» пишет:

РУССКИЕ ВОЕВАЛИ, а евреи и чурки и татары были завхозами на складах.
Жирели не по дням а по часам! Во время блокады Ленинграда евреи-кладовщики скупали за кусочек хлеба дорогие антикварные вещи.
В Грузии во время войны не было продуктовых карточек.
Армяне, Грузины, Азербайджанцы,Казахи, не воевали, а прятались!

ЧИТАЙТЕ ПРАВДУ!

http://sputnikipogrom.com/quotes/4243/soviet_djigits_1942/#.VUtitY6nHGg

Докладная записка об отношении к кавказцам в советских войсках (документ, 1942 год)
Ближ. зарубежье, История, Россия, Цитаты / 28 августа 2013 г.


Share on livejournalShare on odnoklassniki_ruShare on mymailruMore Sharing Services
2
Докладная записка руководителя группы агитаторов ГлавПУРККА Ставского заместителю начальника ГлавПУРККА И. В. Шикину о результатах поездки на Закавказский фронт (4 декабря 1942 года):
«Даже среди руководящего командно-политического состава довольно свободно и безнаказанно гуляет „теория“, что якобы кадры нерусской национальности не умеют и не хотят воевать. Пренебрежительно-насмешливые клички по отношению к народностям Кавказа имеют широкое хождение („Сыны Кавказа“, „братья славяне“ (?), „кучерявенькие“, „черненькие“ и т. д.). Даже среди ряда несомненно авторитетных руководящих работников армий неправильные разговоры на данную тему не только не находят должного отпора, но и снисходительно поощряются.
Нам приходилось, к примеру, слушать такую постановку вопроса. Скажем, при неудаче той или иной военной операции — „Эх, если бы не эти сыны Кавказа“, при разборе фактов перехода на сторону врага — „Ну, конечно, это опять кучерявенькие“, при получении нового пополнения — „Ни за что ни возьму никого, кроме русских, украинцев и белорусов“, при общих разговорах на эту тему — „Воевать они не умеют и не хотят, говорят, что русского языка не знают. И есть у них 2 русских слова, которые только от них и слышишь: ‘я — балной’ или ‘Курсак (живот) болит’“.
Сплошное охаивание качеств и преданности Родине целых народов (азербайджанцев, армян, грузин, узбеков и т. д.) проникает и в среду бойцов. Отношение к бойцам нерусской национальности, особенно не знающим русского языка, подчас бывает недопустимо высокомерным, грубым, способным только озлобить и оттолкнуть». Даже имело — среди среднего комсостава — такое определение: «израсходовать в первом же бою (по поводу пополнения с Кавказа и Средней Азии), чтобы прислали пополнение из русских, украинцев и белорусов».
0_885e3_53ea7bc8_XL
Артиллеристы П.С. Тараканова ведут бой. Закавказский фронт, 1942 год.

Среда, 18:28 - 9 дек 15
гость — «еврейке-бендеровке» пишет:

Ей, еврейка-бендеровка!
Прекрати писать гадости про русских солдат Победы!
Это вы, бендеровцы, сожгли Хатынь!
Найдутся ли РУССКИЕ СОЛДАТЫ, такие, как у Кадырова, чтобы разобраться с тобой, как разбирается Кадыров в таких случаях.
Разобраться с тобой нужно, как положено по законам совести!
Лишить ее Белорусского гражданства!

Среда, 18:31 - 9 дек 15
гость — «Спецу» пишет:

Здесь засела еврейка, которая поганит честь и доблесть ПОГИБШИХ НА ВОЙНЕ РУССКИХ СОЛДАТ?
http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/literature/laureates/2015/alexievich-lecture_ry.html
Мертвые сдачи ей не дадут, к сожалению. Но они переворачиваются в гробах или земле (если не похоронили в гробе) от твоих высказываний
Будь еврейка проклята за оскорбление Солдат Победы - мертвых Героев России!

Среда, 19:04 - 9 дек 15
гость — «Противно» пишет:

Как же мерзко и противно читать эти её строки! Сколько лжи!

Среда, 20:17 - 9 дек 15
гость — «У нее ни одного дома» пишет:

Думаю, у этой злобной женщины нет ни одного дома, ибо о родных домах плохо не пишут, потому что они РОДНЫЕ. Сколько же надо впитать в себя ненависти ко всему, что окружало, чтобы написать так мерзко. Обиженная-переобиженная в детстве эта особа решила выместить злобу таким образом на всей большой славянской стране. По-другому не получится, так решила изрыгнуть из своей гнилой душонки все дерьмо. Только в будущем оно ей же и вернется...

Четверг, 10:38 - 10 дек 15
гость — «любопытному» пишет:

Покрути глобус и найди "друзей" у тех же США.Все на уровне трепотни в СМИ.У Наполеона,Гитлера союзниками была вся Европа (по нынешним меркам Евросоюз с Африкой,НАТО)и што?!Потом колошматить стали своих благодеятелей не по детски.Да и у СССР друзей и братьев было выше крыши.И вообще понятия друзья,братья,союзники и тд на уровне словоблудия.

Четверг, 12:20 - 10 дек 15
гость — «гость» пишет:

Среда, 14:13 - 9 дек 15
гость — «гость» пишет:
Правильно Толстой отказался от этой премии! Знал, во что она превратится!

------------------------------------------------------------------------
Премия должна выдаваться РУССКИМ писателям, так что он правильно поступил.

Четверг, 14:08 - 10 дек 15
гость — «"писатель" Толстой...» пишет:

Историки установили, что Толстой регулярно насиловал крестьянок(?), пользуясь безнаказанностью.
Слова предположительно еврея (?) Толстого:
не знаешь, на что кинуться, и сладострастие в эту эпоху действует с необыкновенною силою» (http://www.kp.ru/daily/23686.3/51665/).

Что делают с насильниками в местах лишения свободы всем известно.

http://www.kp.ru/daily/23686.3/51665/

«Мне необходимо иметь женщину. Сладострастие не дает мне минуты покоя». «Из-за девок, которых не имею, и креста, которого не получу, живу здесь и убиваю лучшие годы своей жизни».
...«Это насильственное воздержание, мне кажется, не дает мне покоя и мешает занятиям...» (1853 г.).
«Два раза имел Кас. Дурно. Я очень опустился». «Ходил к К., хорошо, что она не пустила».


http://subscribe.ru/group/otnosheniya-mezhdu-muzhchinoj-i-zhenschinoj/170434/

Ещё до женитьбы у него случались многочисленные связи блудного свойства. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками.

Даже горничную его тётушки невинную крестьянскую девушку Глашу. Когда девушка забеременела, хозяйка её выгнала, а родственники не захотели принять.

Глаша погибла бы, если её не взяла бы к себе сестра Толстого. (Возможно, именно этот случай лёг в основу романа «Воскресенье»).

Однако после сексуальных утех всегда возникало чувство вины и горечь раскаяния.

Особенно долгой и сильной была связь Льва Николаевича с крестьянкой Аксиньей Базыкиной. Отношения их продолжались три года, хотя Аксинья была женщиной замужней. Толстой описал это в повести «Дьявол». В юности, читая повесть «Дьявол», я был поражён искренностью рассказчика, и обещал себе не повторять его ошибок.


Коллега извращенца Толстого:
500 с лишним женщин и девушек изнасиловал дворянин Виктор Страшинский из Киевской губернии. Причем многие из его жертв были не его собственными крепостными, утехи с которыми до освобождения крестьян считались едва ли не естественным правом владельца крепостных душ.
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/1667345

И после всего этого вы почитаете извращенца-бумагомарателя из касты петухов?

Четверг, 21:53 - 10 дек 15
гость — «любопытный» пишет:

Про пропагандонов.

Так как среди моих десятков родственников, друзей и коллег нет ни одного такого, то пропагандонов в России, если 0,999, то это одного процента. Вы пена на пропагандистском вареве, приготовленном Кремлем. А пену сливают в раковину на кухне, в канализацию. Помимо бешенства по работе еще вы сами беситесь, потому что Алексиевич пишет о ваших корнях: советском страхе и зависти к свободным людям. Причем она вас не осуждает, а препарирует и сочувствует, считая вас жертвами стукаческого режима. Она выдающийся современный мыслитель и гуманист. Я тоже гуманист, но другого типа. Поэтому Алексиевич морально ставлю гораздо выше себя.Я сочувствую жертвам, но в положение холопов не вхожу. Поэтому вам желаю получить по заслугам. В историческом смысле возмездие вам за поддержку режима много подлейшего, чем советский, гарантировано. В частном порядке это кому как повезет.

Четверг, 22:12 - 10 дек 15
гость — «любопытному» пишет:

Я тоже гуманист, но другого типа.
--------------------------------------
Гермофродит что ли или портрет Аллоизыча на кухне висит? Самому то не смешно было когда писАл?

Четверг, 22:14 - 10 дек 15
гость — «Священный Коран Гласит:» пишет:

Священный Коран.

Сура 4. Женщины

Аят 46.

Среди иудеев есть такие, которые переставляют слова со своих мест и говорят:
«Мы слышали и ослушаемся!» и «Послушай то, что нельзя услышать!» и «Заботься о нас!»

Они кривят своими языками и поносят религию.

А если бы они сказали: «Мы слышали и повинуемся!» и «Выслушай!» и «Присматривай за нами!» – то это было бы лучше для них и вернее.

Однако Аллах проклял их за неверие, и они не веруют, за исключением немногих.

Комментарий: иудеи - древние евреи

Пятница, 13:02 - 11 дек 15
гость — «сократить бездельников» пишет:

Министерство внутренней политики, если всех его сотрудников уволить - никто из туляков не заметит!
Но бюджет региона получит при их упразднении огромные деньги, которые можно направить на благо туляков, а не расплода чиновников!

Пятница, 13:34 - 11 дек 15
гость — «любопытному» пишет:

Препарирует, говоришь нас Алексиевич. Значит не тем делом она всю свою жизнь занимается. Не поняла уготовленной ей Богом миссии. Окончила бы медицинский институт, занялась бы созданием вакцин или новых фармакологических препаратов и в вивариях на зверушках испытывала их, с утра до ночи занимаясь препарированием тушек. Прославилась бы на всю страну добрыми делами, скольким бы людям продлила жизнь. Но пошла не потому пути и свалилась ниже плинтуса, при этом вызвав у людей чувство омерзения, как упившаясь до уссачки бомжиха.

Пятница, 18:52 - 11 дек 15
гость — «Гость» пишет:

Какой-то грязевый сель тролльской ругани, брани, обзывательств. А вызвали это слова женщины о том, что война это плохо, а хочется жить в добре и мире, без убийств, крови, унижений. Интересно почему?

Пятница, 19:00 - 11 дек 15
гость — «Настя гостю» пишет:

Да у этих прихвостней,любой нравственный поступок,любого человека,будь то "пусси" или Макаревич,Навальный или Алексиевич...,вызывают приступы непрекрытого бешенства и лютой,нечеловеческой,неприкрытой злобы!А ведь это всего лишь другие,порядочные ,наши люди!

Цитатник

Нам надо брать пример с Израиля.

Б. Зубицкий, депутат Государственной Думы.

Наш опрос

У вас есть долги по кредитам?







Последние комментарии

Топ обсуждаемых за 10 дней

Рекомендуем

© Copyright © Тульские PRяники. Все права защищены 2003-2024
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка https://www.pryaniki.org/ обязательна.
Яндекс.Метрика