ВойтиРегистрация


О проекте|Связаться с нами

Главная / PRяники виртуальные « 3 марта 2016 »


От ощущения "проигравших" — к реваншу "совка"

По мнению социолога Леонтия Бызова, кризисы провоцируют в российском обществе озлобленность и ностальгию по прошлому.

 В России, по данным "Левада-центра", началась настоящая эпидемия депрессии, злобы и зависти: в людях проявляются и крепнут агрессия, ожесточение, страх и обида по отношению к окружающему миру, а также астения, усталость, растерянность, отчаяние и одиночество. Так ли это на самом деле и почему россияне все чаще оглядываются на прошлое, в интервью «Росбалту» рассказал ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов.

— Леонтий Георгиевич, вы тоже наблюдаете "эпидемию негативных эмоций"?

 — Я бы не стал преувеличивать. Действительно, многие люди сейчас злы и агрессивны. Однако это наблюдалось и раньше.

— Да, но социологи из "Левада-центра" считают, что произошел качественный скачок: уровень депрессии среди россиян стал рекордным за всю историю исследований. А "приятные и созидательные чувства" — удовлетворенность, самоутверждение, надежду, уверенность и т. д. — испытывает наименьшее число наших сограждан за последние 16 лет. Пик пораженческих настроений, по данным "Левада-центра", пришелся на декабрь 2014 года — время начала санкций и волны девальвации.

 — Естественно, когда вдвое или даже втрое обесценивается рубль, исчезают привычные товары, снижается их качество и все страшно дорожает, депрессивные настроения растут. Было бы странно, если бы это не вызвало негативных эмоций.

В конце 90-х, после дефолта, эйфория начала Перестройки, когда многие оптимистично относились к проводимым реформам и считали, что страна пусть с трудом, но выплывет, тоже пошла на спад. Кризис породил массовые настроения, одобряющие усиление государства и восстановление ряда элементов советской политической и экономической системы. На волне этих настроений и пришел к власти Путин. Другое дело, что его политика не привела к победе реваншистских сил. Но, по крайней мере, он в течение многих лет находил некий компромисс между необходимостью медленного движения вперед по пути реформ и настроениями большинства, этих реформ не желавшего.

Сегодня этот баланс нарушен и лавина реваншистских настроений начала зашкаливать. Это опасно, поскольку ведет к расколу общества и лишает нас уверенности в том, что, собственно, надо делать. Очень жесткие споры об этом ведутся даже в элитной среде, и часто оппоненты стоят на совершенно противоположных позициях.

— Как уверяют те же социологи, у наших сограждан появилось ощущение «проигравших». Мол, россияне стали думать, что они многое потеряли от перемен, произошедших в стране с 1992 года. И зависть их направлена в первую очередь на коррумпированных чиновников, которые благодаря близости к «кормушке» смогли урвать жирный кусок (про олигархов и прочих богатых, не имеющих прямого отношения к власти, в результатах опроса почему-то не говорится ни слова)…

 — Это мы тоже уже проходили. После короткого всплеска веры в реформы в середине 90-х в обществе начало нарастать разочарование и зависть к тем, кто «успел нахапать». Все это длилось до 2000-х годов. Но тотального разочарования не произошло, Путину удалось стабилизировать ситуацию. Чувство проигрыша в массах стало притупляться: люди поверили, что движение вперед есть, и оно не требует таких колоссальных жертв, как в "лихие 90-е". Дескать, можно неплохо жить и в нынешних условиях, ну, а коррумпированные чиновники — это нечто неизбежное и неотвратимое.

Но сегодня уровень жизни стал падать, и довольно быстро, а чиновники менее коррумпированными не становятся. Поэтому мы наблюдаем ситуацию, схожую серединой 90-х — когда люди разочаровались, а достойного выхода из положения не видят. Естественно, появляются всякие фобии, которые захлестывают общество волнами.

— По вашему мнению, уровень жизни, материальные блага — это то, от чего в первую очередь зависит психологическое состояние общества? Или ощущение благополучия держится на чем-то другом?

 — Если бы люди зависели только от экономических факторов, то после того, что произошло с рублем за последние полтора-два года, оставалось бы только застрелиться с горя. К счастью, есть и другие факторы, поддерживающие социум на плаву. В том числе вера, которую властям удалось внушить обществу: что Россия — не страна-неудачник, что такой ценой она обретает суверенитет и возвращает себе роль великой державы.

В результате возникло некое подобие национального подъема. Весной 2014-го на фоне событий в Крыму и на Украине людям внушили, будто страна повернулась к русской национальной идее и заботится обо всех русских, проживающих в других странах. Иначе говоря, что слово «русский» — уже не пустой звук. И те, кто в это поверили, ощутили свою причастность к истории. Им сказали, что история делается на наших глазах и в какой-то степени нашими руками; мы становимся субъектом мировой политики, нацией, которая уважает себя и которую будут уважать другие.

Потом риторика сменилась и все это оказалось скорее разговорами в угоду моменту, нежели какой-то стратегией. Тем не менее, на общество эти слова подействовали — они и сегодня транслируются на основных каналах телевидения в качестве противовеса внутренним трудностям.

Тем не менее, у людей стали появляться сомнения в правильности пути, по которому мы идем. Хотя говорить, что они не видят ничего позитивного, на мой взгляд, преждевременно. Возможно, это случится через полтора-два года, если череда неудач и проблем в стране продолжится.

— Есть мнение, будто россияне на фоне кризиса прониклись еще большей симпатией к советской системе и считают, что она более справедлива, чем нынешняя. Это так?

 — Да, но в этом, опять-таки, нет ничего нового. Повторю, 20 лет назад именно такие настроения привели к власти Путина. Сегодня, когда нарушен баланс между реформаторами и консерваторами, власть опирается на консервативное большинство, продолжающее ностальгически вспоминать о советских временах и негативно относящееся к реформам. Голос этой части общества звучит гораздо сильнее, нежели голос реформаторов, объявленных "пятой колонной", "предателями", людьми, которые "ведут страну в тупик", хотят "сдать ее интересы" и т. п. А колеблющееся большинство, как всегда, присоединяется к тем, чей голос слышнее. 

Многие серьезные эксперты выступают за консервативную модель экономических реформ, которая бы усилила роль регулирующих функций государства в экономике и отменила бы свободные финансовые схемы, вплоть до запрещения валют. Эти идеи находят поддержку в значительной части общества. Но, поскольку оно расколото, консенсуса нет.

При этом ясно, что никто не хочет возвращаться в 20-е, 30-е, 40-е годы прошлого века. Вспоминают уютное время поздних советских годов — 70-е — начало 80-х, когда можно было работать без особого напряжения. Был дефицит, но, с другой стороны, голода не было, а социальные программы, наоборот, существовали. Это состояние общества устраивает людей не слишком инициативных, не слишком сильных, не готовых к реальной конкуренции и борьбе за свои личные приоритеты. А поскольку у нас таких большинство, то стоит ли удивляться, что эта точка зрения является такой популярной?

Тем более что реформы у нас, как известно, обычно пробуксовывают и заканчиваются ничем, даже если их начинали с самыми благими намерениями. Мы вынуждены долгое время ходить по кругу, возвращаться в прежние времена, потом снова пытаться что-то реформировать — и опять неудачно. К сожалению, до сих пор ясной программы реформ нет ни у кого.

— Удивительно, что хотя активных членов общества, помнящих советские времена, становится все меньше, а молодежи — больше, это никак не сказывается на ностальгии по социалистическому прошлому. Казалось бы, должно быть наоборот…

 — Даже люди, которые помнят советские времена, живут мифами о них. А что говорить о молодых? Увы, их голос во всех этих настроениях не слышен. Именно поэтому одна часть общества — более пожилая, более слабая и менее образованная — благодаря нарушению общественного равновесия сегодня, что называется, заказывает музыку. А молодежь занимается своими делами, далека от политики и не имеет единой точки зрения. Устраивает ее возвращение в советские времена или нет, сказать сложно. Мы находимся в ситуации, когда многие силы, которые могли бы сказать свое слово, молчат. Может быть, потому что сказать нечего, а может не пришло еще время, чтобы говорить то, что заведомо не будет услышано и воспринято.

Но, на мой взгляд, вся эта ностальгия по советским временам — некий этап, который забудется, когда будет предложено что-то новое и более интересное. Возвращение в ту эпоху невозможно. Этот миф владеет умами очень многих людей, но опираться на него всерьез и надолго глупо. Нужно искать нечто другое, что не было бы прямо противоположно советским порядкам и вместе с тем несло бы движение вперед. Вечно топтаться на месте — бесперспективное занятие.

Источник

 

 

Комментарии к статье




Зашифрованный канал связи, анонимность гарантирована

Четверг, 20:11 - 3 мар 16
гость — «Вся власть жуликам и ворам!» пишет:

Властный народец слишком жаден и вороват. А от того глуповат. Кроме собственной наживы знать ничего не желает. Во времена исторического материализма власть кроме себя еще и ос стране думала, ибо украв, спрятаться на Канарах нельзя было. А погубив страну погубили бы себя и свое благополучие. Ныне проворовался - попался - откупился и опять к кормушке или на Канары.

Четверг, 20:19 - 3 мар 16
гость — «"..."» пишет:

Козёл!

Четверг, 20:22 - 3 мар 16
гость — «Козлу» пишет:

Будем знакомы!

Четверг, 20:54 - 3 мар 16
гость — «"..."» пишет:

А чего не представился -что-то нелитературное?

Четверг, 21:15 - 3 мар 16
гость — «вопрос» пишет:

А чё в советское время простому человеку было лучшее или хуже, чем сейчас?...ответ однозначный...

Четверг, 23:14 - 3 мар 16
гость — «Соловьёв Владимир» пишет:

Сидят два еврея в сортире, один другого спрашивает: "А вот срать - это умственная работа или физическая?" Другой отвечает: "Ну ясно дело - умственная; если бы была физическая, то я бы кого-нибудь нанял"

Пятница, 00:31 - 4 мар 16
гость — «Что сказать?» пишет:

Питирима Сорокина читать!

Пятница, 00:49 - 4 мар 16
гость — «Назад в будущее?» пишет:

Статейка, кстати, полезная и относительно объективная. Но по сюжету конспирологии автор явно не договаривает. Отсюда зреет один вопрос. А много кто, чьими руками "вершилась" справедливость стал с годами жить лучше? Ну, например, из тех кто мечтал чтоб скинули-грохнули Царя в 17-м? Не считая времени прожитом за счёт разграбленных лабазов и имущества из пограбленных домов тех кто по богаче. Если чуть поглубже поинтересоваться родственным древом сегодняшних крупных политиков и политологов, то можно не без удивления обнаружить, что их "род" пребывания либо во власти, либо совсем рядом тянется с осязаемого времени - с конца 19 века. Кому интересно могу пяток-другой ФИО подкинуть. Но рекомендую попользовать интернет по назначению и сделать это самостоятельно по наиболее сегодня понравившимся. Очень занимательно, а если подумать и посмотреть, то и поучительно.

Пятница, 08:02 - 4 мар 16
гость — «м» пишет:

автору нужно рекламировать антиозверин

Пятница, 09:28 - 4 мар 16
гость — «Brig» пишет:

Автор с головой дружит.

Пятница, 10:04 - 4 мар 16
гость — «Шел мимо» пишет:

Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса, опошлению среднего и озверению низшего.
Арнольд Мэтью

Пятница, 10:30 - 4 мар 16
гость — «за детство счастливое наше спасибо родная страна» пишет:

Те , кому сейчас около 50- выросли при советской власти и это практически единственное поколение на которое не пришлось большой войны. Получается , что все трудности , которые наши родители, деды переносили, все жертвы- ради небольшого периода счастливой в общем-то нашей жизни от рождения и до 80-90х годов, когда начались эти перестройки

В детстве и в лагеря пионерские ездили и образование нормальное получали , и , главное была уверенность, если что-то затевают в руководстве глобальное - ну завод там или стройка или карьер тот-же- значит в НАШИХ интересах. Ведь ЭКОНОМИКА ПЛАНОВАЯ была и СОБСТВЕННОСТЬ общественная. Отдельные воры не в счет. В целом экономику развивали В ИНТЕРЕСАХ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ.
А сейчас кому и для чего надо рыть карьеры, строить заводы, засевать поля? Каждому для себя?

Сейчас нет уверенности , что кто-то где-то глобально думает- сколько надо нам пашни и сколько карьеров для добычи ископаемых. И никто потом не будет отвечать , что пашня в средней России уничтожена под мусорными свалками и карьерами по добыче известняка, глины, песка или чего другого...

Ну никто этого не анализирует в масштабах государства и никто вперед не думает.
Тяжело русскому человеку с психологией общинной, не единоличной, сейчас оказаться в обществе по сути европейском, капиталистическом.
Это как детей из детского дома выпустить в жизнь. Им адаптация нужна. А нам всем нужна адаптация после 70 лет советской власти..
Нам надо утратить свои православные корни, всем стать протестантами, и научиться ЛИЧНО отстаивать свои права, не рассчитывать на ближнего , на общество.
И не надо этого - возлюби ближнего, Не надо о нем думать и заботится- пусть о позаботится о себе сам
Но ведь это не просто - вот так изменить самую суть, мировоззрение народа.
И когда это произойдет- что останется от нашей большой страны, от РОССИИ ? по видимому ничего - это будет уже другая страна и другие люди

Пятница, 10:34 - 4 мар 16
гость — «#виульяновленин» пишет:

в следующем году, батенька, сто лет как большевики переворот сделали в октябре. верхи не могут, а низы не хотят, кстати

Пятница, 11:14 - 4 мар 16
гость — «Оля» пишет:

Перманентно удаляющееся светлое будущее.Дерьмократия.

Пятница, 11:49 - 4 мар 16
гость — «Доживем ли???» пишет:

Жаль только жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне ни тебе ….

По Некрасову..

Пятница, 11:53 - 4 мар 16
гость — «Решение партии в жизнь!» пишет:

15 января судебные приставы получили возможность ограничивать должников в праве управления автомобилем. За полтора месяца на время «лишился прав» 531 туляк . Также за этот срок долги неплательщики погасили на 832 тысячи рублей. Все эти деньги – долги только по алиментам. В дальнейшем в ведомстве обещают распространять эти ограничения и на должников по административным штрафам.

Пятница, 11:59 - 4 мар 16
гость — «Знающий» пишет:

"Именно поэтому одна часть общества — более пожилая, более слабая и менее образованная — благодаря нарушению общественного равновесия сегодня, что называется, заказывает музыку. А молодежь занимается своими делами, далека от политики и не имеет единой точки зрения. Устраивает ее возвращение в советские времена или нет, сказать сложно. Мы находимся в ситуации, когда многие силы, которые могли бы сказать свое слово, молчат. Может быть, потому что сказать нечего, а может не пришло еще время, чтобы говорить то, что заведомо не будет услышано и воспринято."
Кто сказал , что это часть общества "менее образованная". Никогда с этим не соглашусь.

Пятница, 12:37 - 4 мар 16
гость — «Виновата природа?» пишет:

ВОРКОВИЧ: Постараюсь погромче, слышно так? Хорошо.

— Имя-отчество повторите пожалуйста, — раздаётся женский голос.

ДВОРКОВИЧ: Аркадий Владимирович Дворкович.

— А где директор шахты, замдиректора по технике безопасности? — спрашивает женский голос.

ДВОРКОВИЧ: Сейчас представятся коллеги тоже. Я скажу буквально два слова, если можно. Мы приехали…

— Мы уже слушали это всё, — перебивает его женский голос.

ДВОРКОВИЧ: Буквально два слова, если можно. Мы только что с коллегами вернулись из больницы, где находятся коллеги ваших близких, которые выжили. Мы с ними поговорили, они чувствуют себя неплохо и, конечно, при этом говорят, что… действительно безумно тяжело. Да, они рады, что они живы, но им тяжело, что они живы, а их друзья погибли. Особенно меня, конечно, поразил спасатель, коллега ваш, зовут Спартак. Он после вчерашнего взрыва выжил, все в отделении спасатели погибли, с которыми он спустился в шахту. Он двоих вытащил коллег-горняков, сам остался жив, но у него перелом, сотрясение. Знаете, многие отговаривали меня сюда приходить и вообще приезжать сюда, потому что это безумно тяжело. Действительно тяжело. Но тем не менее я и мои коллеги в республике решили, что нужно вместе с вами это горе разделить и сделать всё, чтобы это не повторилось. Это очень сложно, природа — штука непредсказуемая.

— Вы сказали, природа? — перебивает женский голос.

Слышно ещё несколько голосов, переспрашивающих:

— Природа?!

— Не природа!

ДВОРКОВИЧ: Знаете, у каждого из вас своя правда, и я…

— У каждого своя, потому что вы нам правду не говорите! — продолжает одна из женщин. — Что вы такое говорите?! Вам нужны деньги, а нам нужны наши мужья!

- Да что вы говорите ерунду какую-то! — говорит женский голос.

ДВОРКОВИЧ: Вы мне не даёте сказать… 30 секунд… Мне президент поручил руководить комиссией по…

— Какой президент? — спрашивает женский голос.

ДВОРКОВИЧ: Президент Российской Федерации.

— Где, покажите мне приказ, где вам поручили руководить? Мы хотим слышать этого человека! Чем руководить? Вы тут толпой руководить не будете!

— У нас горе, а ему смешно, — говорит одна из женщин, вероятно, о Мордашове. — Он сидит улыбается! Нет, ответьте мне, пожалуйста, почему он улыбается?!

Пятница, 13:50 - 4 мар 16
гость — «ГОСТЬ» пишет:

— Есть мнение, будто россияне на фоне кризиса прониклись еще большей симпатией к советской системе и считают, что она более справедлива, чем нынешняя. Это так?
=============================================================================
Советская система была справедливой.

Пятница, 13:56 - 4 мар 16
гость — «Спец» пишет:

Ну да, очередной высер, что быдло хочет назад в проклятый совок, а вот нормальные люди хотят света дерьмократии.

Ничего нового.

Однако с жизнью этот вывод никак не связан, нынешний пУтриотизм как раз и опирается на быдловату, а вот интеллектуалы совершенно чётко понимают, что единственный вариант выживания страны и народа в виде единого целого - это социализм.

То есть всё строго наоборот.

А так - да, говна бурлят, ненависть растёт, русское ватко уже вот0вот резко разочаруется в своём Барине, ибо он не спасает от жопы, как они верят, а усугубляет её, и тогда - привет, цикл начнётся заново.

Пятница, 14:05 - 4 мар 16
гость — «родившийся в СССР» пишет:

Советская система была НАМНОГО лучше и гораздо справедливей ,чем то,что мы видим сегодня ,вчера и наверное завтра. кстати ,даже в 90 е было гораздо лучше ,чем сейчас

Пятница, 14:22 - 4 мар 16
гость — «хаха-спеССу» пишет:

А так - да, говна бурлят, ненависть растёт, русское ватко уже вот0вот резко разочаруется в своём Барине, ибо он не спасает от жопы, как они верят, а усугубляет её, и тогда - привет, цикл начнётся заново.
__________________________________________________________________________________
Полная характеристики страны 404 под вывеской урина...Опытом делишься видал-сосун?...хаха

Пятница, 15:57 - 4 мар 16
гость — «человек с бульвара К...,» пишет:

Эту страну погубила КОРРУПЦИЯ!

Пятница, 23:25 - 4 мар 16
гость — «Житель» пишет:

Когда не имеют работы студенты после окончания ВУЗА, устраиваются не по специальности а лишь бы прокормить себя и семью, а руководители среднего и высшего звена в организациях ЖКХ, муниципальных, государственных и т.д. становятся люди не имеющие соответствующего образования и опыта работы, и за результаты их никчёмной работы никто не отвечает, а хуже становится жить простым людям, - возникает ностальгия по социализму.
А сейчас назначили вдруг губером грузд., он пропиарился, наобещал людям жить лучше, и слинял в декрет.

Суббота, 19:17 - 5 мар 16
гость — «ГОСТЬ» пишет:

Чем дальше будет ухудшатся жизнь населения,тем больше население будет ностальгировать по Советскому строю.И это закономерно.

Понедельник, 15:12 - 7 мар 16
гость — «ГОСТЬ» пишет:

https://www.pryaniki.org/view/article/1015046/#lastcomment

Вторник, 17:00 - 8 мар 16
гость — «ГОСТЬ» пишет:

Автор с головой дружи

Пятница, 16:02 - 11 мар 16
гость — «ГОСТЬ» пишет:

Не статья а полная порнография

Пятница, 19:06 - 11 мар 16
гость — «ГОСТЬ» пишет:

https://www.pryaniki.org/view/article/1015360/#comments

Понедельник, 01:50 - 13 июн 16
гость — «гость» пишет:

Без комментариев

Цитатник

Нам надо брать пример с Израиля.

Б. Зубицкий, депутат Государственной Думы.

Наш опрос

У вас есть долги по кредитам?







Последние комментарии

Топ обсуждаемых за 10 дней

Рекомендуем

© Copyright © Тульские PRяники. Все права защищены 2003-2024
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка https://www.pryaniki.org/ обязательна.
Яндекс.Метрика