ВойтиРегистрация


О проекте|Связаться с нами

Главная / Фольклор « 7 мая 2016 »


Память о войне: как Великая Победа стала "нашим всем" и чем это грозит

Продолжаем знакомить читателей с трудами Вольного исторического общества. 

Восприятие Великой Отечественной войны продолжает меняться, а неизбежная политизация истории грозит превращением живой личной памяти в элемент грубой пропаганды.

Борьба за идентичность

Победа в Великой Отечественной войне превратилась в 2000-х годах в центральный столп идентичности "нас", стоящих за современным российским государством. Конструирование российской идентичности после распада СССР оказалось трудным и конфликтным процессом, и по некоторым пунктам так и не удалось прийти к консенсусу. Например, можно ли называть "нас" нацией? Если да, то какой? Придуманная в 1990-х годах формула "российская нация" не прижилась, а в формулу "русская нация" нельзя вписать все сообщество граждан РФ. А если нет, то как "нас" называть в сложившейся системе координат, где государства полагаются нациями, — империей, цивилизацией, "многонациональным народом"? Однако и относительно того, кого надлежит включать в понятие "мы", согласия нет (хотя Конституция вроде бы этот вопрос решает однозначно). Длинный ряд синонимов, используемых для обозначения "нашего" сообщества — граждане РФ, россияне, русские, соотечественники, русский мир и пр., — красноречиво свидетельствует об отсутствии определенности в отношении границ сообщества.

Не больше ясности и с вопросом о том, "какие мы". Это измерение идентичности задается системой разделяемых ценностей (политических, культурных, религиозных) и так называемым национальным нарративом (то есть смысловой схемой, связывающей прошлое с настоящим и желаемым будущим). В 1990-х годах, после распада СССР, и то и другое было полем идеологических битв. В 2000-х годах была достигнута видимость консенсуса на базе отказа от прежнего "критического" нарратива, противопоставлявшего "новую" Россию "старой".

При Владимире Путине выбор был сделан в пользу нарратива, который можно назвать "апологетическим". Для формирования позитивного образа "нас" используются символы разных эпох, объединенные идеей "тысячелетнего" великого государства. Элементы данной конструкции нередко противоречат друг другу — ведь история России не раз меняла свой вектор! Однако в официальной политике памяти эти противоречия успешно "забываются".

Победа в Великой Отечественной войне была центральным элементом обеих версий постсоветского нарратива. Однако в официальном дискурсе 1990-х годов в противоположность советскому канону она интерпретировалась как подвиг народа, победившего не благодаря, а вопреки "партии и государству"; война представлялась не только как героический подвиг, но и как коллективная травма. В дискурсе же 2000-х годов тема войны как травмы оказалась практически забытой и на первый план вышли "плоды" победы — гордость деяниями предков, защитивших Родину, освободивших миллионы людей от нацистской оккупации, завоевавших стране статус мировой супердержавы.

Великая Победа как "наше все"

Важно уточнить: и в том и в другом случае речь идет не об истории, то есть не о систематической реконструкции прошлого на основе источников, нацеленной на получение объективного знания, а о мифах коллективной памяти — разделяемых представлениях о прошлом, которые неизбежно являются упрощенными, избирательными и часто эмоционально нагруженными. В любом современном обществе сосуществуют конкурирующие мифы относительно одного и того же прошлого. Политикам, говорящим от имени государства, принадлежит важная роль в их отборе и закреплении в массовом сознании.

То, что именно великая Победа стала главной опорой политики памяти, нацеленной на формирование новой российской идентичности, вполне закономерно. Это чуть ли не единственное событие российской истории, которое отвечает всем критериям "политической пригодности": оно актуализировано в массовом сознании, поскольку опирается на солидную инфраструктуру памяти, созданную главным образом в 1970–1980-х годах, и пока еще живую память старшего поколения; имеет широкий спектр символических значений для характеристики "нас" (причем позитивной) и не является предметом противоположных оценок, конкуренция которых воспринимается по принципу игры с нулевой суммой. Вместе с тем в силу скудости "актуализированных" символических ресурсов миф о великой Победе за последние 15 лет стал буквально нашим всем; он приобрел множество новых смысловых значений и символизирует чуть ли не все аспекты современной российской идентичности.

"Войны памятей"

К сожалению, такая символическая инфляция влечет за собой определенные риски, и это тем более тревожно, что опасность обесценивания грозит мифу, который действительно является главной несущей конструкцией российской идентичности.

Во-первых, сложная конструкция коллективной памяти о войне вступает в новый этап трансформации, обусловленный естественной сменой поколений. До недавнего времени мифы о Великой Отечественной войне черпали силу в живой социальной памяти: публичные нарративы подкреплялись рассказами старших членов семьи, соседей, знакомых, что делало их частью личной истории. Но подрастают поколения, для которых это уже не так.

Не так давно я обсуждала это с моими студентами: оказалось, что в их семьях и кругах общения уже практически нет ветеранов. Не случайно такой широкий отклик имеет акция "Бессмертный полк" — люди чувствуют потребность в символизации исчезающей живой памяти. Однако при всей важности этого нового коллективного опыта для поддержания эмоциональных уз качество "памяти" о войне будет меняться, и ее неизбежная политизация грозит превращением того, что видится как часть личной истории, в элемент пропаганды, который у кого-то вызывает отклик, а кого-то оставляет равнодушным. Здесь требуется особая точность и деликатность, что трудно обеспечить, коль скоро великая Победа это "наше все".

Во-вторых, хотя значение памяти о войне в российском обществе действительно ни у кого не вызывает сомнений, в результате ее активного политического использования произошла чрезвычайно тревожная вещь: поддерживаемая государством версия мифа о великой Победе на наших глазах превращается в оружие в борьбе с политическими противниками. Чего стоит недавний пример хулиганской выходки "патриотических" активистов против победителей конкурса работ старшеклассников "Человек в истории. Россия — ХХ век", организованного "Мемориалом". Это грозит дезинтеграцией едва ли не единственного объединяющего символа. Весьма характерна в этом смысле метаморфоза, произошедшая с георгиевской ленточкой: удачно найденный символ изначально "неполитической" идентификации с мифом Победы в контексте украинского кризиса из знака единения превратился в маркер идеологического водораздела.

В-третьих, память о войне является главной опорой не только российской идентичности — ту же роль мифы о Второй мировой войне играют в национальных нарративах некоторых других восточноевропейских государств. Неудивительно, что очевидное несовпадение интерпретаций периодически выливается в "войны памятей", которые мы наблюдаем на протяжении последних 15 лет. Российской версии истории приходится противостоять вызовам извне, и в этой символической борьбе главный упор делается на пропаганду в духе "апологетического" нарратива. Однако, к сожалению, в долгосрочной перспективе такая стратегия не слишком эффективна, поскольку формирует излишне жесткую и потому хрупкую конструкцию.


Ольга Малинова, профессор НИУ ВШЭ, член Вольного исторического общества

РБК

 

Комментарии к статье




Зашифрованный канал связи, анонимность гарантирована

Суббота, 13:41 - 7 мая 16
гость — «Казюк» пишет:

"видимость консенсуса на базе отказа от прежнего "критического" нарратива", "обеих версий постсоветского нарратива. Однако в официальном дискурсе 1990-х годов в противоположность советскому канону"

Сколько иностранных слов...
Какая нарративофилия...

Суббота, 14:27 - 7 мая 16
гость — «Поц» пишет:

Указание госдепа выполняем?

Суббота, 14:48 - 7 мая 16
гость — «Мимокрокодил» пишет:

Суббота, 14:27 - 7 мая 16
гость — «Поц» пишет:


Указание госдепа выполняем?
-------
Ви таки не поц, а шлемазл. Хехе

Суббота, 15:16 - 7 мая 16
гость — «Гензель» пишет:

Не, ну, это получше чем то, что до этого было опубликовано про Ленина.
Но, согласен с тем, что с "умными словами" перебор. И есть подозрения, что автор, таким образом маскирует изъяны в логике интерпретации. Хотя это не только ее проблема, многие этим грешат.
В общем, московские "вольные историки" определённо работают качественнее тульских.

Суббота, 15:20 - 7 мая 16
гость — «рус» пишет:

Учитывая что у современного деспота нет никаких достижений за исключением устраивания маленьких "освободительных" войн, стоящих гражданам миллионы долларов и тысяч человеческих жизней....То есть возможность приватизировать победу в ВОВ. Тока придется тода объяснить, почему потери превышают в разы потери противника..и как получилось что несмотря на кратное превосходство и ожидание войны концу 1941 было просрано половина площади Родины, а в плену оказалась целая армия 3,5 - 3,8 000 000 челвек

Суббота, 15:29 - 7 мая 16
гость — «русу» пишет:

Потому, что было уничтожено около 18 млн. человек мирного населения.
И вообще хватит в компьютер играть. Иди уроки учи и учебник по истории почитай что ли.

Суббота, 16:22 - 7 мая 16
гость — «гость» пишет:

с точки зрения банальных интэграцйй разум не каждого конкретномыслящего индивидуума ............

Суббота, 17:07 - 7 мая 16
гость — «вопрос» пишет:

И чё непонятного?...Мы советские победили в Великой Отечественной войне (факт исторический и лично подтвержден моими дедами). Россия право-приемник Советского Союза (факт юридический). Значит граждане России по праву считают эту Победу своей! Все остальные рассуждения со многим иностранными словами по-сути изыски врагов России...

Суббота, 17:29 - 7 мая 16
гость — «русу» пишет:

потому, что вой1на велась на нашей территории, поэтому и жертв у нас больше чем у противника. Закон войны. Но в итоге мы не просрали, как ты изящно выражаешься, а победили в самой кровопролитной войне и сохранили и приумножили свои территории. И не тебе принижать и хаять подвиг наших отцов и дедов, ревизор хренов!

Суббота, 17:37 - 7 мая 16
гость — «фсб русу» пишет:

Давно наблюдаю за твоими комментами.. Столько говна и желчи.. Думаю, пора познакомиться лично..

Суббота, 18:12 - 7 мая 16
гость — «Семен» пишет:

Да, много у нас предателей

Суббота, 20:16 - 7 мая 16
гость — «Одессит» пишет:

Давно пора гнать ВШЭ в шею. Подмяли все медиаресурсы под ВШЭ и РЭШ. А ониплодят бездельников как "выпускающих" таки "выпускателей" на кафедрах. На "праймериз" "Суть времени" партия МГУ и Кургинян всегда с разгромным счетом била Млечина и ВШЭистов.

Суббота, 21:14 - 7 мая 16
гость — «гость» пишет:

Автор по видимому долгое время училась с Америке на гранты Сореса. Английский стал родным языком, поэтому с большим трудом выстраивает предложения на русском языке. Но возможно, что Малинова просто-напросто косноязычна, хотя и имеет звание профессора. Не удивлюсь, если выясниться, что кандидатскую и докторскую диссертации писали за нее другие люди, а на работу в НИУ ВШЭ она попала проплатив огромную сумму, спонсированную тем же Соресом или Госдепом.

Суббота, 22:07 - 7 мая 16
гость — «Не член» пишет:

член Вольного исторического общества
---------------------------------------------
Нулана, хохлы море выкопали и в космос улетели. Изобрели колесо и вообще всё изобрели. А эта Клуша что?

Суббота, 23:01 - 7 мая 16
гость — «Хе-хе» пишет:

ВШЭ, РБК...

Столько дерьма и в одной куче!

Суббота, 23:09 - 7 мая 16
гость — «Просто человек» пишет:

Нарратор Малинова, распустив веером мудрёную вербологию, впечатление произвела, только для неё неожиданную.Професср(ша) противопоставила пропагандистскую официозную апологетику мифа об отечественной войне своё сугубо эмоциональное повествование о том, чем шумнее проводится государством мероприятие, тем больше противников сему накликиваем.Среди студентов профессора нет родтвенников-ветеранов.Надо же такому быть.Нет родственников-нет разговора.Судя по всему профессор очень юное существо и не ведает, что есть ещё дети военных лет, которые испытали все трудности военных и послевоенного времени, а у них память ещё не обнарративлена, хотя они разменяли восьмой десяток лет и лучше профессора знают стоимость лжи от кого бы она не исходила от торжествующего чиновничества или же от эксперта-профессора "знающего о чём-либо".....И те, и другая рисуют свои картинки на морозном окне, омертвелые картинки, ни уму, ни сердцу.Истина где-то рядом и она проявится.

Суббота, 23:18 - 7 мая 16
гость — «Заречье» пишет:

Прочитал внимательно."Версия мифа о Великой победе"-лихо однако. Профессор НИУ ВШЭ ? Кем финансируется это заведение?

Воскресенье, 00:55 - 8 мая 16
гость — «Проходящий» пишет:

Рискну предположить, что подобного рода преподавателям никак нельзя доверять обучать студентов. Использование, причем частое, термина "нарратив" в контексте данной статьи является подменой понятий, когда всем известные исторические события преподносятся как совершенно чуждая интерпретация.

Воскресенье, 01:26 - 8 мая 16
гость — «555» пишет:

«гость» 21:14 - 7 мая 16 пишет:
"Автор по видимому долгое время училась с Америке на гранты Сореса."

Почти угадал! Только не долго, а часто, и не только в Америке.
Вот что сообщает Википедия:"В разные годы проходила стажировки в New School for Social Research (Нью-Йорк, США), Kennan Institute of Advanced Russian Studies (Вашингтон (округ Колумбия), США), Central European University (Будапешт, Венгрия), Aleksanteri Institute (Хельсинки, Финляндия)."

Воскресенье, 01:54 - 8 мая 16
гость — «дурочкам» пишет:

она читает наши комменты и думает,боже,какая я умная ,а мой шедевр разве для этого русского быдла?Какой корявый слог,русский человек никогда не проникнится этой заокеанской заказухой"исторические столпы,идентичности(ну,это ладно),консенсунс, а согласием нельзя заменить,а это нарративы,что слово русское забыла, подсказываю пересказ,а вообще попроще писать надо,не для своих коллег из 5-6 человек(ну те,которые выучивают по несколько энциклопедических слов,чтобы потом здесь поумничать,так сказать,ощутить свое превосходство на фоне нас,более востребованных в жизни,потому что нет времени учить слова из умной книжки)А вот связывать слова тетя не умеет вообще, ничего корявей не читала и руки прочь от святой даты,хватит притягивать свои "пограничные умазаключения",не имеющие никакой причинно-следственной конструкции.

Воскресенье, 06:12 - 8 мая 16
гость — «мимопроходил» пишет:

Читать противно.Полное неуважение к людям той страны где кормится эта ГАДИНА.Недостатки воспитания в её семье.
Родители наверное ТВАРИ те ещё.

Воскресенье, 07:09 - 8 мая 16
гость — «Что произошло 9 мая?» пишет:

На самом деле генерал Йодль поставил свою подпись 7 мая, т.е. сегодня, прекратив сопротивление вооруженных сил и положив конец войне на своей территории. Как и положено, текст был составлен на языке победителей - английском. Вклад Советских войск признавался, поэтому Суслопарову тоже предложили поставить свою подпись. Тот, было дело, заартачился, но ему объяснили, что прекрасно обойдутся и без него. Что происходило в Кремле, когда текст капитуляции был передан для согласования не узнает наверное уже никто. Но у меня есть большие сомнения, что согласно официальной версии его "не успели прочитать", чай не каждый день такое событие происходит.

На церемонию следующего дня, устроенную по настоянию восточных соседей, Дёниц и Йодль прибыть отказались, также поступил Эйзенхауэр. Кроме СССР в данной процедуре участвовали и другие вечные победители - французы, что вызвало определенную иронию среди подписантов (Was, die Franzosen auch? Die haben uns noch gefehlt!). Последняя просьба Сталина - подождать с объявлением капитуляции до 9 мая была отвергнута и Черчиллем и Трумэном.

Указ о прекращении войны СССР с Германией был подписан 25 января 1955 года, после смерти Сталина. Я не удивлюсь, если все это время он хотел взять реванш. Слишком сильно было уязвлено его самолюбие.

Воскресенье, 07:22 - 8 мая 16
гость — «Эка новость!» пишет:

Эта пропаганда путинская уже настолько стала невосприиаема многими, что ещё год два и все её не будут воспринимать. Ясно, что у клики. Нет иных аргументов патриотичности, и карта ВОВ разыгрывается ими уже с явным перекосом. При этом основное большинство населения прекрасно отдают себе отчёт, что память об этой войне должна храниться, а уроки извлекаться. Последнее правда нереально, ибо тоже население живёт категорией "один день".
Вообще патриотизм, это то к чему активно, прибегают те, у кого нет разумных аргументов. Зачастую это могут быть и обычные преступники. По этому поврду есть немало изобличающих цитат.
Активно патриотизмом нужно заниматься развивая экономику, инфраструктуру в том числе социальную страны. Однако ничего этого не происходит.
И финал для страны и её населения очевидно будет печален, ибо затыкать все дыры патриотизмом не получится. А значит вероятность тотальных репрессий очень велика. Так как цель сохранить власть, а власть это свобода стоит под номером один. Примеры этого мы видели во время СССР , в лице Сталина. И результаты его правления тоже видели. Десятки миллионов жертв второй мировой, миллионы голодающих, миллионы репрессированных.
Уроки истории, не доступны генетической программе нашего народа. А значит все будет снова.

Воскресенье, 08:05 - 8 мая 16
гость — «для 07:09» пишет:

Указ о прекращении войны СССР с Германией был подписан 25 января 1955 года, после смерти Сталина. Я не удивлюсь, если все это время он хотел взять реванш. Слишком сильно было уязвлено его самолюбие.

-----------------------------
Все логично. Врагов всегда надо держать в страхе. За эти 10 лет мы смогли восстановить страну, наращивать военную мощь, создать буферную зону из социалистических государств в Восточной Европе. К этому времени был создан военный союз Советского Союза и этих стран, готовился к подписанию Варша́вский догово́р - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (подписан 14 мая 1955 г.). Следовательно можно было ослабить вожжи и дать возможность Западной Германии и ее друзьям-товарищам дышать по-свободней.

Воскресенье, 08:26 - 8 мая 16
гость — «Россиянин» пишет:

"В дискурсе же 2000-х годов тема войны как травмы оказалась практически забытой".
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Такое может сказать только отморозок, лишенный всех человеческих чувств. Мадам, из вас в америках вылепили сильно бездушное русофобское существо. Гляньте на заплаканные лица людей в день 9 мая. Это ли не коллективная народная травма? Если в вашей семье не по ком плакать, это не значит, что война плод российского мифотворчества. Живая память о ней кровоточит в сердце каждого нормального российского и в прошлом советского человека. А вы свои мифы пересказывайте где-нибудь в другом месте.

Воскресенье, 09:22 - 8 мая 16
гость — «адекват» пишет:

о чём эта статья??для кого её написали???кто чё понял ?? какие нарвативы??читатели же в основном русский язык знают-вот и пишите на нём

Воскресенье, 09:54 - 8 мая 16
гость — «К заголовку» пишет:

Мне ничем не грозит. Я помню и горжусь

Воскресенье, 10:11 - 8 мая 16
гость — «Для 9-54» пишет:

Помнишь и гордишься, как?! Вариант номер раз: лёжа в развалюхе на печи. Вариант номер два: пилишь бабки под патриотические лозунги. Извини для таких третьего варианта нет!

Воскресенье, 10:23 - 8 мая 16
гость — «Не извиню » пишет:

Это у тебя нет.

Воскресенье, 10:31 - 8 мая 16
гость — «Для 9-54» пишет:

У меня есть. Я не просто горжусь этой Победой, я ещё пытаюсь думать извлекая уроки из того, как эта война началась. Чтобы потом вдруг случайно не обнаружились миллионы жертв новой войны. По моему это так просто с точки зрения логики, и так сложно по факту.
Все глупости на Земле, делаются с умным выражением лица. Улыбайтесь, господа! Но только с разумным выражением лица.

Воскресенье, 10:34 - 8 мая 16
гость — «Последнему» пишет:

Какая каша в голове...

Воскресенье, 10:36 - 8 мая 16
гость — «Вот вот» пишет:

В огороде бузина, а в Киеве дядька. В стиле кличко

Воскресенье, 10:38 - 8 мая 16
гость — «Порлх» пишет:

Он думает, что он думает

Воскресенье, 12:04 - 8 мая 16
гость — «няня Пушкина» пишет:

Победа....Гагарин - это прекрасно. Но до сих пор закрыты многие документы времён ВОВ. Почему?
Ответ прост. Посмотрите "Рассекреченые документы блокадного Ленинграда". Мужество, стойкость, самопожертвование. И в тоже время-бардак,непрофессионализм,бессмысленные жертвы,бессистемность и жестокость

Воскресенье, 13:08 - 8 мая 16
гость — «а» пишет:

по форме---консенсунс, - в русском великом и могучем куча слов синонимов, но нет же - конценсус.... ,а - нарративы,....тьфу, профессор , выучи русский....я представляю-,идет такая бл...гламурная, профессурная и восклицает -"вау", дура ты, скажи проще -"ебти...", а то блевать хочется...по содержанию- что власть у нас -едросня, мы и без твоих заумей знаем, нам бы из нор выползти, власть в слуг народа обратить, а тебя мы как обезьянку ученую будем показывать...

Воскресенье, 14:10 - 8 мая 16
гость — «Тупой бабеняне» пишет:

Ты о чем? Америку открыла? Несмотря! Несмотря на этот хаос и бездарное руководство НАРОД, ЛЮДИ ПРОСТЫЕ такое одолели. Это помню и этим горжусь

Воскресенье, 16:54 - 8 мая 16
гость — «Туля» пишет:

И я горжусь победой, только одновременно стыжусь того, что в 39-40 СССР был с Гитлером союзниками...

Воскресенье, 17:10 - 8 мая 16
гость — «для 10-34» пишет:

Каша в голове у оппонента, тем кажется, у кого в голове простое дерьмо. От этого то оппозиции и не бывает.

Воскресенье, 17:14 - 8 мая 16
гость — «няне пушкина» пишет:

Если вы узнаете неизвестные факты войны. То будет насовсем понятно, кто же первый садист по отношению к народу советский режим во главе со Сталиным, или фашистский режим во главе с Гитлером.

Воскресенье, 19:05 - 8 мая 16
гость — «Даже не знаю как его назвать» пишет:

Мля, ты, конечно, из оппозиции. Спору нет. Сам себе в своей башке. Все предложения - писал даун

Воскресенье, 19:21 - 8 мая 16
гость — «Охреневшим» пишет:

В России, на русском портале, русские люди СПОРЯТ о Победе. Накануне Святого дня 9 Мая. Убейтесь об стену

Воскресенье, 20:18 - 8 мая 16
гость — «для 19:21 » пишет:

Это редактор PRяников должен убиться об стену размещая на сайте статью полной идиотки Малиновой - верноподданной Госдепа, но причисляющей себя по какой-то причине к русским людям. Позор ему за это. И очень хочется предать анафеме при жизни.

Воскресенье, 20:26 - 8 мая 16
гость — «рус-тому кто называет себя "ФСБ"» пишет:

Перед "встречей" подготовься.
Изучи правоприменительную практику по статьям "клевета" "экстремизм" "превышение должностных полномочий"..Потом прочти для расширения кругозора "Красная книга ВЧК" в 2 томах (о том как тысячами, а то и миллионами уничтожались политические противники режима)
Затем перейди к книге Судоплатова "Спецоперации"
А на десерт ознакомься с тремя страницами книги В Карпова (полковник разведки,Академия имени Фрунзе, высшая школа разведки, кандидат в члены ЦК КПСС, Первый секретарь союза писателей, Герой Советского Союза, кавалер 2-х орденов Ленина, Красной звезды, медалей "За отвагу"-всего 32 награды), Государственная премия, Ленинская премия . Общий тираж книг 1 000 000 экз. Где в книге "Генералиссимус" часть вторая в главе под названием "Контрнаступление" стр 9 писатель рассказывает об "интимных" отношениях НКВД и Гестапо в феврале 1942 года

Воскресенье, 20:45 - 8 мая 16
гость — «Как гость» пишет:

Судапова-на тряпки.

Воскресенье, 20:51 - 8 мая 16
гость — «DupelTula» пишет:

Чё тебе надО, СТАРЧЕ?

Воскресенье, 21:01 - 8 мая 16
гость — «Спец» пишет:

Тока придется тода объяснить, почему потери превышают в разы потери противника..и как получилось что несмотря на кратное превосходство и ожидание войны концу 1941 было просрано половина площади Родины, а в плену оказалась целая армия 3,5 - 3,8 000 000 челвек
-----------------------------

Ой, какое же у нас тупое ваткофашыздо, оно, кажись, и карты географической в глаза не видало. :)
Дятел, Территория ССР не заканчивалась Под Пензой, он больше был. И потери примерно сопоставимы, боевые, так фактически одинаковые, а что союзники нынешних власовцев -эрефян истребили множество мирного населения - тут уж арийцы постарались, с помощью русских. кстати, которых за немцев воевало под 2 млн.

Да, и у Гитлера было более 400 млн. населения под управлением, а в СССР - 180, а на пике войны, когда был оккупирован максимальный кусок СССР - не более 1000 млн. И экономический потенциал у объединённой Гитлером Европы был юольше советского на порядок. Но победили, в отличие от поросранной 1 мировой, потому что было за что воевать, и преимущества социалистической экономики позволили победить экономически. Впрочем, тупое ваткофащыздо сейчас опять поднимет стандартный вой "выфсёврёти, сталинтиран, пабидиливаприки", и подобную фуерню.

Воскресенье, 22:21 - 8 мая 16
гость — «любопытный» пишет:

Заумная тетенька в стоп-лист Кремля не входит, поэтому ее бред можно публиковать. А настоящие историки Борис Соколов или Александр Мелленберг входят, поэтому их нельзя, чтобы дяди из Садового перерулка не рассердились.

Воскресенье, 23:08 - 8 мая 16
гость — «внучка» пишет:

Вместо того, чтобы спорить о том, чего мы, благодаря подвигу наших дедов и прадедов, не видели и не испытали, лучше бы почтили их память и сказали слова благодарности немногочисленным оставшимся в живых ветеранам. Просто помолчите, вместо того, чтобы изливать свою желчь и злорадство. Должно же быть у человека что-то святое.

Воскресенье, 23:09 - 8 мая 16
гость — «любопытный» пишет:

Неожиданно хорошо Ходорковский написал на Эхе:

Сталин и его вертухаи не должны в нашей памяти приравниваться к Солдатам Победы. А «наследничкам» вертухаев нельзя позволить наживаться на нашей боли и гордости. Это оскорбляет память павших.

Ублюдки! Историческое время вас и ваших хозяев идет к концу. Это вы сейчас смелые под ментовским и прокурорским прикрытием.В норы будете потом зарываться.

Понедельник, 00:01 - 9 мая 16
гость — «вектор дискурса» пишет:

Нарратив — слово, вошедшее в моду в эпоху постмодерна. Чаще всего им заменяют понятия «повествование» или «сюжет». Оно произошло от латинского narrare — «язык повествования». По определению психологов и философов Рома Харре и Йенса Брокмейера, нарратив — это ансамбль «лингвистических и психологических структур, передаваемых культурно-исторически, ограниченных уровнем мастерства каждого индивида и смесью его или ее социально-коммуникативных способностей с лингвистическим мастерством». Сообщение о любом жизненном событии обычно принимает форму истории, рассказанной в соответствии с «определенными соглашениями». Термин «нарратив» также активно используется в рекламе и политтехнологиях — выяснилось, что даже выработав иммунитет к слоганам и прочим рекламным приманкам, люди продолжают прислушиваться к историям. Поэтому успех того или иного продукта или политического лидера во многом зависит от наличия у него внятной и убедительной истории, делающей его близким покупателю или избирателю.

Понедельник, 08:25 - 9 мая 16
гость — «туляк» пишет:

ВШЭ -еще та "школа"!

Понедельник, 09:07 - 9 мая 16
гость — «Бывший контруктор» пишет:

Пиррова победа.
Окончательно подорваны резервы генофонда,
Соотношение военных потерь 6.3:1. Выиграна война за счет геополитических факторов,что Гитлер ,как и все диктаторы недоучел,наш новорощенный и солнцеликий ведет нас по той же печальной дорожке...

Понедельник, 09:51 - 9 мая 16
гость — «историк русу» пишет:

Из статьи ничего не понял,да и не для того она написана,чтобы понимали.А причины разгрома 1941 г.уже сейчас по рассекреченным и опубликованым документам понятны любому- ПРЕДАТЕЛЬСТВО!

Понедельник, 10:40 - 9 мая 16
гость — «Заткнитесь хотя бы сегодня» пишет:

Тогда никто не делился на хохлов, москалей, чурок, именно поэтому мы победили

Понедельник, 12:18 - 9 мая 16
гость — «С Праздником!» пишет:

Ура!

Вторник, 09:46 - 10 мая 16
гость — «нечистый дух...» пишет:

Ольга Малинова, профессор НИУ ВШЭ, член Вольного исторического общества

Ну вот зачем сюда тащить гадость эту, а? Ну что может доброго исходить из уст человека имеющего отношение к Высшей Школе Экономики- этого рассадника америкосской пропаганды!?
И когда эту клоаку прикроют с их проектами до 2020 заселить Россию мигрантами!!??

Вторник, 09:52 - 10 мая 16
гость — «привет Спецу» пишет:

Ты прав:

"...Но победили, в отличие от поросранной 1 мировой, потому что было за что воевать, и преимущества социалистической экономики позволили победить экономически.."

Вторник, 10:01 - 10 мая 16
гость — «Алексей» пишет:

Высшая школа экономики - это высшая школа предательства. "Миф о великой Победе" "формирует излишне жесткую и потому хрупкую конструкцию" - не миф, а РЕАЛЬНАЯ ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА и она цементирует общество, которое так мечтают развалить "специалисты" ВШЭ.

Вторник, 14:34 - 10 мая 16
гость — «гость» пишет:

одно удивляет- ПОЧЕМУ ВШЭ существует до сих пор? Что это за толерантность такая? Если даже простым людям понятно сколько они зла пропагандируют, да еще и студентов учат! Почему руководителям нашим не очевидно - что вредоносная это организация?
Или они заодно....

Среда, 02:01 - 11 мая 16
гость — «дюдям» пишет:

Приятно читать комментарии и осознавать,что люди так хорошо подкованы и политезированы,западные политтехнологи всю голову сломали с какого бока к нам зайти.Оранжевые революции не проходят,революция роз тоже,и девок в масках в церковь запускали дабы всколыхнуть массы и проверить нашу веру на прочность-не получилось.Даже в таких светлых объединяющих моментах как день Победы,когда люди едины в одном порыве, благородном и светлом, надо быть предателем своей страны,чтобы писать такие, ничем не подкрепленные прогнозы.

Среда, 09:44 - 11 мая 16
гость — «эх-х» пишет:

если б были подкованы.. а то ведемся постоянно на прелести западные.. не говоря про молодых. Тех уже под шумок 20 лет плохому учат...чего то из них будет?

Среда, 13:10 - 11 мая 16
гость — «Шариков» пишет:

У нас "Бессмертный полк", у них - "Голубой парад". Своеобразные нарративы истории. Возьмите речи Папы Римского - ему жаль европейцев, ибо они утратили волю к жизни. Европа перевирает историю, строит новые ценности - итог доминирование США. Логично и трагично что со временем ветераны уходят в вечность, но еще более трагично видеть ветеранам в Украине, во что превратили хохлятские выродки их победы. Никакого водораздела нет: есть просто российский мир и мир уродов-хохлов.

Пятница, 14:01 - 13 мая 16
гость — «16 обрспн» пишет:

главный вопрос - это то что такие липовые профессора из вше - нанятые и получившие дипломы по русофобии в сша пытаются убедить наше молодое население что они просто иваны без корней и родства непомнящие - а на самом деле это молодое население - это потомки самой мощной и великой империи в мире - которым просто раскрыли правду о них самих --- а клоуну липовому русу можно только посоветовать изучать исторические факты - военные потери красной армии были не выше чем войск германии и ее союзников а даже меньше - то есть войска ссср были более эффективны чем войска германии и ее союзников а самыми слабо эффективными - были воска британии - франции и сша на западном фронте - поэтому единственный победитель - это наследник российской империи - русский народ - богатырь - основа ссср

Воскресенье, 19:07 - 15 мая 16
гость — «страшно» пишет:

страшно то, что она со СТУДЕНТАМИ именно так говорит - о мифе Победы. Именно ВШЭ последние лет 10 является двигателем самых разрушительных для страны действий, в том числе и ЕГЭ. И этакая победительная улыбочка на лице. Но тем не менее, в этом году в акции Бессмертный полк приняло участие даже больше народа, чем в прошлом. И я надеюсь, что мой внук и, дай Бог, правнуки будут ходить 9 мая с портретом моего отца. И большое спасибо губернатору за Стрижей. Мы победим!

Цитатник

Лично меня шокировала новость про открытие трех аэродромов в области

Депутат гордумы Виктор Афонин

Наш опрос

У вас есть долги по кредитам?







Последние комментарии

Топ обсуждаемых за 10 дней

Рекомендуем

© Copyright © Тульские PRяники. Все права защищены 2003-2024
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка https://www.pryaniki.org/ обязательна.
Яндекс.Метрика