Наш читатель поделился размышлением о скульптурной композиции "Укрощение блохи".
Вроде бы как по мотивам известного произведения Н. С. Лескова.
Инфо из интернета: Впервые сказ напечатан в журнале "Русь", 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда).
Две основные темы (схематично): простой мужик-мастер беспокоится о государственных интересах больше, чем высокопоставленные государственные чиновники. Вторая – о таланте народа в образе Левши – мастера с золотыми руками. Подробный анализ рассказа можно найти в инете (lit-helper.com).
Художественная задача – выразить в уличной скульптуре сюжет – как подковали блоху, по произведению Лескова, мне, как обычному зрителю, представляется крайне сложной (Лескова читал, фильм и мультфильм про Левшу смотрел, как и большинство зрителей).
Вопросы к автору идеи по части "современной интерпретации" произведения Н. С. Лескова.
Название "Укрощение блохи"!
Что видим? Военный! биотехнический робот из будущего с неслабым вооружением (термин "киборг", судя по определению из Википедии, к этому "девайсу" не подходит) и рядом мелкий по сравнению с роботом мужичок (оказывается – тень, подразумевается Левша) с молотком, как инструментом укрощения. Мужичок явно не Гарри Поттер или его предшественник, и молоток у него, само собой, не волшебный. "Укрощение" – в смысле усмирил, покорил, подчинил своей воле – такого словца по отношению к блохе у Н. С. Лескова нет. Зрителю должно считать "авторской находкой", т. е. пафосом "на полном серьезе". Юмором "не пахнет". Чтобы более-менее соответствовать смыслу этого слова и, учитывая боевой потенциал робота, у тени-мужичка должен быть, по крайней мере, хотя бы гранатомет (РПГ), а лучше "Корнет" производства тульского КБП. Т. о, "укрощение" с молотком в руках – "не катит" ни по каким понятиям, за исключением авторского замысла. Опять же, с чего это вдруг обладающая высокотехнологичным военным "прикидом" робот-блоха из будущего допустила мужичка на дистанцию рукопашного боя? И, не имея замашек мазохистки (роботов-мазохистов делать нет смысла), позволила колотить себя молотком по основным "чакрам неуловимости", типа "ну укроти меня, противный". Разве что (как один из вариантов абсурдного "сюжета"): вся модная из себя кибер-блоха по прозвищу "Нас не догонят" (прозвище взято из трека "Тату") сама прикатила в салон для приема процедур СПА-педикюра. А "агенты Кремля" – Левша со товарищи – напоили её водкой непременно из самовара (она же имеет компоненту "био" или "орг", значит – потенциально пьющая). И в состоянии глубокого опьянения лишили ее прыгучести (неуловимости). Жаль, что под эту версию в композиции не хватает "третьего". Скажете: как у тебя с головой, парень? На что отвечу: а у меня такая вот "современная" интерпретация "современной композиции" – ахинея ничуть не хуже авторской; я так вижу. Привет автору идеи!
Главная фигура композиции – робот-блоха, т. е. по законам изобразительного искусства композиция посвящена роботу-блохе. У Н. С. Лескова главный герой – Левша, у автора идеи Левши нет – есть только его тень. Весь творческий потенциал и автора идеи и скульптора реализован в объемной и затейливой фигуре робота, а вот на плоской двухмерной фигуре мужичка-тени (подразумевается Левша) творческая мысль закончилась.
Тень без объекта. Опять "новое слово" в изобразительном искусстве. (Правда такое понятие есть в компьютерной 3D -графике, напр., "Рендер тени без объекта").
Инфо о скульптуре теней.
Металлические скульптуры и искусство теней
Диет Вигман: как сделать скульптуру из тени
Скульптура "Три тени" является одной из уникальных работ Огюста Родена
Магические многогранные 3D-скульптуры Дж. В. Мунтяна (J. V. Muntean)
Ларри Каган (focusday.ru). "Больше чем тень Ларри Кагана"
Бруно Каталано отливает из бронзы скульптуры, которые как бы есть, но их как бы нет.
Где они – и где наш автор.
Опять же, по произведению Н. С.Лескова, тульские мастера – Левша со товарищи – никак не укрощали танцующую механическую английскую блоху, а "прикольно" (с юмором) продемонстрировали свое мастерство, чтобы "за державу не было обидно".
Важная, на мой взгляд, упущенная деталь для "современного" прочтения. Автор идеи упустил лейбак на блохе: "Made in Britain". В отсутствие такового в наше время зрители, которые "в теме", т. е. прочли произведение Н. С. Лескова, могут быть разочарованы, а непрочитавшие и того хуже –23 подумают, что девайс был сделан в Китае. Может возникнуть сомнение в "качестве счастья "от производителя"".
Оно всё бы и ничего, если бы автор идеи закинулся не на полном серьезе, а с юмором "…на Уильяма, понимаете ли, нашего Шекспира..." – как говорил персонаж в исполнении Евгения Евстигнеева из фильма "Берегись автомобиля"). А как на серьезе, то и по пословице: амбиции без амуниции (в художественном творчестве) – имеем сцену из театра абсурда.
"Современная" интерпретация автора идеи получилась из серии "в огороде бузина, а в Киеве дядька" (есть выражение и "повеселее" – "не пришей к… рукав"…, т. е. анти-Лесков и, соответственно, анти-Левша.
А раз ахинея, то называть, воспринимать и трактовать композицию можно как угодно.
Почему герой – блоха? Так, может, автор идеи – блохопоклонник (блохофил). Как и король из известной "Песни о блохе", музыка М. П. Мусоргского, стихи Гёте, которую первые исполнил Ф. И. Шаляпин:
"Жил-был король, когда-то
при нём блоха жила. Милей родного брата она ему была.
Зовёт король портного:
"Послушай ты, чурбан, Для друга дорогого
сшей бархатный кафтан"
…и далее". (есть в инете)
Комментарий автора идеи (из tulapressa.ru) к своей скульптуре. (Перл!)
"По словам автора идеи, Игоря Золотова, объект станет! тульским талисманом: его можно будет потрогать на счастье! перед тем, как браться за какое-то серьезное дело.
Отмечается, что скульптура будет интерактивной. Самого Левши в нем не будет — только тень."
Сначала реплика.
Ну, автор, что называется, – залудил! Красавец! Сам скульптуру придумал, сам назначил (без никаких "может стать") тульским! талисманом, и не просто, например, "оберег от напасти" – а именно "на счастье" – знай наших!. Прямо как в рекламе "Два в одном". "Тульским" – надо понимать, города Тулы? Иначе почему "тульским"? Одно не предусмотрел – а ну как молодожены для прикола замки "на счастье" начнут вешать? И почему название композиции не "Блоха, приносящая счастье"?
Другое сравнение. Саму блоху (по автору идеи – талисман) по сюжету рассказа Лескова подковали, т. е. обули, после чего она перестала танцевать – лишилась своей главной привлекательности. У слова "обули" в данном контексте может быть значение: обманули, околпачили, обхитрили, кинули… Т. о., обманутая блоха и "талисман на счастье"… Тоже "неплохой вариант". Что называется, "гоним ахинею дальше".
Талисман: "трогают" ли его на счастье и может ли арт-объект таких размеров быть талисманом?
А. С. Пушкин – стихи:
Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан.
А. С.Пушкин. Стихотворение "Талисман"
..............
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.
И, ласкаясь, говорила:
"Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан.
..........
ТАЛИСМАН. Предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу. Носить на груди т. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949 1992 …
ТАЛИСМАН — муж. арабск вещь, в коей, по поверью, заключена спасительная волшебная сила: перстень, ладанка и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …
Толковый словарь Д.Н.Ушакова. талисман, талисмана, муж. (франц. talisman с араб.). По суеверным представлениям – предмет, приносящий обладателю его счастье, удачу и наделяющий его чудодейственной силой.
Олимпийский талисман — часть олимпийской символики, с 1968 года обязательный атрибут Олимпийских игр. Символ, имеющий, согласно "Большой олимпийской энциклопедии"[1] рекламно-коммерческую значимость. Используется страной-организатором в качестве дополнительного источника финансирования. Является собственностью Организационного комитета Олимпийских игр.
Запрос в Google. "Талисман Москвы", "Талисман Санкт-Петербурга", "..Нью Йорка" – нет у городов талисманов.
Если о городе – то символ, а не талисман.
Есть: Символы Москвы, Нью Йорка, список символов штата Нью Йорк... Тулы
Википедия: Страницы в категории "Символы Тулы":
Герб Тулы, Гимн Тулы, Левша (сказ), Ружьё, Самовар, Тульский пряник. (Незадача для автора идеи – блохи в символах Тулы нет!).
Т. е, “Тульский (города Тулы) талисман “ – это галиматья.
Куда ни кинь – ахинея.
Примечание (о прообразе "Приносящей счастье")
Блоха – мелкое кровососущее прыгающее насекомое, паразит. Большинство видов блох предпочитает кусать именно своих естественных хозяев. Житейский опыт свидетельствует, что блоху очень трудно поймать. Интересная тема. Google – "Блошиная охота в искусстве 16–18 веков".
"Обутая" Кибер-Блоха-Мазохистка!, обвешанная оружием, она же "талисман на счастье" – это сильно! Новое слово! Креатив! (лучше подходит реплика из миниатюры кого-то из юмористов "Анжелка! … Супер"!). Ахинея. Последующие комментарии автора идеи "о зле и добре" к своей скульптурной группе такая же ахинея. Хороший материал для фельетона. Не востребован, ввиду отсутствия фельетонистов в тульской прессе.
Когнити́вный диссона́нс (от латинских слов: cognitiо — "познание" и dissonantia — "несозвучность, нестройность, отсутствие гармонии") — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. (Это о зрителях).
О тени Левши. "Мавр сделал своё дело, мавр может уйти". Автор идеи "кинул" Левшу. И тем не менее "тень" "укрощает блоху". Опять "смело" и "свежо".
А как насчет еще одной пословицы: "Не плюй в колодец, пригодится воды напиться"? И кто бы про подкованную танцующую английскую блоху знал, кабы не Н. С. Лесков и его рассказ про Левшу? И городить "талисман" "блоха, приносящая счастье" (разве что не "бегущая по волнам") автору не пришлось бы. Из определения: "Большинство видов блох предпочитает кусать именно своих естественных хозяев".
Оно бы – куда ни шло, "мели Емеля – твоя неделя". Так ведь тульские интернет-СМИ, в частности tulapressa.ru, эту ахинею (станет талисманом "на счастье") на своем портале размещают. Не отстает и газета.ru. (Заголовок: "Памятник гигантской блохе станет талисманом Тулы"). Похоже у этих интернет-СМИ "напряженка" с филологами. Талисманом не станет, достопримечательностью уже стала.
Марк Твен. Журналистика в Теннеси. "Плачет" по автору идеи главный редактор (как персонаж) газеты "Утренняя Заря и Боевой Клич округа Джонсон".
Со скульптором, на мой взгляд, все нормально.
Надо признать, что фигура робота-блохи затейливая, не без выдумки.
Ругаться по поводу этой скульптурной группы в инете бесполезно и неинтересно.
Есть хороший и проверенный веками способ поправить положение. Юмор, а лучше сарказм. "Приклеить" правильное название скульптурной композиции, взяв в качестве примера "Памятник теще" (кстати, на мой взгляд, вполне нормальная уличная скульптура, и стоит на месте. Правда, опять же, на мой взгляд, скульптура только бы выиграла, если бы ее оформил художник, а не покрасил маляр).
Способов достаточно. Например, на каком-то неофициозном портале, или тема "В Контакте" типа: "Нет! Военной блохе – не бывать талисманом!", "Мы ЗА мирную блоху!", "Вернем блоху в брейк-данс!", "Счастье от блохи! Быстрее не бывает!", "Сохраним блоху для будущих поколений!"… и т. д. (приглашаю к злоязычию блохофобов. Поклонники – блохофилы также приветствуются. Поглядим, у кого лучше получится). Было бы неплохо – не размазываться, а где-то в одном месте (сайте) поработать над названием арт-объекта. Если "поляна" найдется – киньте ссылку на citizen.tula@gmail.com, есть еще околоблошиные темы.
Или. Кафе. Повесил большой хороший снимок скульптурной композиции. Повесил рядом доску, чтобы посетители или сами, или девочка через записки писали свои варианты названия. Лучшему за вечер – бутылка вина как приз. Где-то у себя выбирать лучшее за неделю, месяц, вывешивать и т. д. на фантазию владельца. И т. д. Уверен, что найдется у нас свой "Левша" по части языкастости, получим народное название. Неплохо было бы дотянуть до уровня анекдотов.
Предлагаю стартовую версию "современного" названия:
"Милашка Flea (фли) на примерке лабутен".
К названию подошла бы озвучка – клип Шнурова "На лабутенах…". Можно попробовать классику – "Песня о блохе" в исполнении Федора Шаляпина. А можно чередовать.
Понимаю, что не ахти, но думаю, для начала сойдет.
P. S.
С точки зрения пиара для своего бизнеса, автор идеи – молодец (это я серьезно). Сначала попробовал пристроить композицию в кремль (допускаю, что это были его понты, и на полном серьезе), чем вызвал шумиху и привлек внимание тульской общественности. Если это была спланированная им провокация, что более вероятно, – то молодец вдвойне. Почему? А потому, что, получив пусть и скандальную, но известность, он переместил композицию не на поляну чужому дяде, а в свои владения (или владения своих бизнес-партнеров – я не в курсе) – Ликерку Лофт, чем привлек дополнительный! постоянный! поток посетителей, в том числе и любопытных туристов, и. непременно, детей и молодежи. Все правильно – монетизация идеи.
Можно рядом татушницу открыть и поклонникам (блохофилам) рисовать тату с рисунком блохи и надписью "I love ❤ Blokha (Flea)" или “ Wow! At length I'm lucky!” и т. д.
Полагаю, что очень скоро (если не уже) "Блоха" станет туристической достопримечательностью. По одной простой причине: интересной уличной скульптуры в Туле нет. Сомневающимся рекомендую набрать в Google "Современная уличная скульптура", "20 лучших современных скульптур со всего света". Посмотреть также "Памятник водопроводчику" – Омск, "Памятник болельщику" – Томск, "Памятник дворнику" – Уфа и т. д. Потом полистать картинки – а что из уличной скульптуры в Туле можно поставить рядом.
Есть еще пример на эту тему, но это уже о другой тульской "скульптуре".
О блохе.
– "Вошь и блоха" Русские заветные сказки А. Н. Афанасьева (). !
– Анекдот. Дагестанские блохи, услышав звуки лезгинки, затоптали кошку насмерть.
– Из Му-Му (по рецепту А.Городницкого)
………
Но всё не так уж плохо На дне Москвы-реки: Там две недели блохи Пускают пузыри...
– Шнобелевская премия. Обладатели последней способны и не на такое – они готовы... и вычислять, какие блохи прыгают дальше – те, что живут на кошках или на собаках.
– "Блошиная охота в искусстве 16–18 веков"
– С. Ю. Неклюдов "Черненькое, маленькое, царя шевелит" (ruthenia.ru). Серьезная работа.
И много еще чего..
Современная блоха из разрядов мутанта рождённого в совремённой экологии. Если серьёзно то откинув всю Российскую гигантоманию нужно сделать с использованием современных технологий подкованную блоху приближенную к естественным размерам. Вот тогда к данному шедевру потянутся люди, а так это пародия на память о великих мастерах России.