Владислав Отрошенко прикоснулся к великой тайне смерти Александра Пушкина.
Ну, да! - Великая утрата.
Да, боль и слезы всей земли.
Но ведь она не виновата!
Не обвиняйте Натали!
При чем здесь юная москвичка!
При чем она, в конце концов,
Не нарушавшая приличий
И не любившая стихов!
Пусть красотой нечеловечьей
Сияет на глазах у всех
Невиноватая, как вечер,
Невиноватая, как снег,
Как ветры, что в ту зиму дули,
Как тень от сосен на земле,
Невиноватая - как пуля
В уже нацеленном стволе.
Татьяна Макарова
В минувшую субботу в доме культуры Ясная Поляна в рамках Несистематического курса литературы 2.0 выступил литературовед и писатель Владислав Отрошенко, который рассказал о дуэли и смерти Александра Пушкина. Причем в ней он акцентировал внимание именно на роковых обстоятельствах этого события.
Лекция совпала по времени со спектаклем популярного политолога Станислава Белковского, отрывок из которого показал телеканал “Дождь”. Оба автора совпали в своих взглядах на русскую литературу вообще и на Пушкина, в частности.
К ним стоит присовокупить взгляд Дмитрия Быкова, считающего, что Пушкин для России – явление христологическое.
Итак, Россия страна литературоцентричная и слово в ней всегда было важнее, чем дело. А литература вообще третья ветвь власти вместе с царем и церковью (по Белковскому). Наверное, поэтому вокруг смерти главного русского поэта сломано немало копий.
Владислав Отрошенко, написавший эссе о смерти поэта, уже переведенное на французский язык и опубликованное во Франции подробно, опираясь на различные источники, рассказывал о появлении Жоржа Шарля Дантеса, двадцатилетнего юноши, с женоподобной внешностью, который волею судеб стал любовником нидерландского посланника Луи Борхарда де Геккерена.
Вообще, о гомосексуальном контексте дуэльной истории со стороны Геккеренов автор намекает вполне отчетливо. Можно было бы даже высказать предположение, что смерть великого поэта на совести тогдашней части российского высшего света, сочувствующего сексуальным меньшинствам, которые “правили бал” еще в 19 веке. Но сегодня это выглядело бы слишком смело.
Итак, не зная русского языка содержант 40-летнего нидерландского посланника начинает военную карьеру в качестве корнета кавалерградского полка, причем даже не сдав экзамены по русской словесности, уставу и военному судопроизводству.
Гвардия ропщет, поскольку среди офицеров ходят слухи о сожительстве Геккерена с Дантесом.
И тогда Геккерену, вопреки всем писанным и не писанным европейским законам , удается усыновить своего любовника. Но и это не снимает подозрений на нетрадиционную сексуальную ориентацию иностранного посланника и его любовника. При этом Дантес использовал их отношения для успешной карьеры, причем не в либеральной Европе, а в традиционалистской, православной России.
Тем временем Пушкин уже три года как женат на красавице Наталье Гончаровой. Разница в наружности (лицейское прозвище Пушкина “Смесь обезьяны с тигром”) смущала всех, включая Александра Сергеевича. “Пушкин не любил стоять рядом со своей женой и шутя говаривал, что ему подле нее быть унизительно: так мал был он в сравнении с нею ростом”, – вспоминал Вяземский.
Высший свет восхищался женой-красавицей поэта. Да и сам Пушкин подозревал, что государь-император положил глаз на его супругу. На самом деле, на обладание Натальей Пушкиной претендовал красавец Дантес, который к тому времени был уже завидным женихом, наследником всего состояния старого содомита Геккерена.
Дантес доводит себя до состояния любовной горячки и даже просит (требует, шанатажирует) Геккерена посодействовать ему в том, чтобы добиться расположения Натальи Пушкиной ( причем он даже расписывает в письме к любовнику что и как говорить Натали . И посланник тоже начинает преследовать жену поэта. Но Наталья Николаевна хоть и принимает знаки внимания от Дантеса и даже увлекается молодым французом, но остается верна мужу.
Свидание тет-а- тет Дантеса и Натальи Николаевны состоялось на квартире дочери графа Строганова Идалии Полетики. Дантес грозится застрелить себя из пистолета, если красавица сейчас же не отдастся ему. Однако Наталье удается бежать, воспользовавшись замешательством, вызванным тем, что в спальню в это время ворвалась малолетняя дочь хозяйки.
Этим случаем воспользовался Геккерен, в замысел которого входила огласка этого эпизода, после которой Пушкин должен был увезти свою жену в деревню, либо от Натали отвернулся свет. Тем самым ему ничего не препятствовало бы его сожительству с приемным сыном.
И вот тогда появляется анонимное письмо, которое 4 ноября 1836 года послано восьми адресатам ( включая самого поэта), – братьям Россет, графу Соллогубу, семье Вяземских, Карамзиных, Виельгорских и Хитрово.
Это шутовской “диплом”, в котором Пушкин назван новым членом (“коадъютором” и “историографом”) “ордена рогоносцев”. После семейного скандала, Наталья Николаевна рассказывает все мужу.
Ответом Пушкина стал вызов на дуэль самого Жоржа Дантеса. Этого, по мнению Владислава Отрошенко, не ожидал ни Геккерен, ни даже его приемный сын. Ведь участие в дуэли означало минимум крушение карьеры иностранцев в России.
Друзьями делаются попытки отговорить Пушкина от дуэли (особенно много сделал для этого “нянька русских поэтов” Василий Жуковский).
В итоге Дантесу пришлось заявить, что он влюблен вовсе не в Наталью Пушкину, а в ее вовсе не привлекательную сестру Екатерину (за внешность ее называли Шваброй). В этот же день, по мнению литературоведа, происходит самый трагичный день в жизни поэта. Наталья Николаевна, влюбленная в Дантеса, но верная своему мужу, была поражена и не могла скрыть этого от Пушкина. Это означало для поэта крушение надежд на счастливую семейную жизнь, - утверждает Владислав Отрошенко.
Тем не менее, Пушкин пишет отказ от вызова Дантеса на дуэль, упоминая при этом, что он связан с тем, что его соперник женится на Екатерине Гончаровой. Казалось бы, инцидент исчерпан.
Но в ситуацию вмешался Геккерен, который вручает Наталье Пушкиной письмо от Дантеса, который якобы отказывается от претензий на нее и женится на сестре Екатерине. Расчет был на то, чтобы представить поступок Дантеса по меньшей мере благородным, спасающим честь жены Пушкина.
Поэт пишет письмо Геккерену, в котором называет его старой сводней, преследующей его жену, намекая при этом на гомосексуальные отношения с Дантесом, с так называемым сыном.
И снова вмешивается Жуковский, который приезжает на Мойку к Пушкину и заставляет поэта не отсылать письмо. А затем к императору Николаю Александровичу, которого просит принять Пушкина. Император вызвал поэта в Аничков дворец и потребовал дать ему слово, что тот не будет стреляться с Дантесом. И Пушкин дает слово государю.
По сути, император сыграл роль спасителя поэта, причем не однажды. Это обстоятельство, на которое указал Владислав Отрошенко, тоже недостаточно изучено. Выходит, первая власть в России, понимая важность власти литературной, стремилась сохранить это равновесие.
В конечном счете, единственным защитником Пушкина могла оставаться лишь власть. Высший свет его предал. И подтверждением тому упоминаемое Отрошенко письмо поэта со строгим описанием дуэльных событий к шефу жандармского управления Бенкендорфу, которое было у Александра Сергеевича во время дуэли.
Тем временем Дантес продолжает на светских раутах демонстративно оказывать знаки внимания жене Пушкина. Наталья Николаевна по-прежнему кокетничает с французом. Это видит даже Николай и лично предупреждает жену поэта, от кокетства с Дантесом.
Никто не знает, какой именно момент, в конечном счете, стал роковым для окончательного решения Пушкина стреляться. Возможно, разговор Натальи Пушкиной с царем (современники утверждали, что Пушкин даже поблагодарил императора за то, что тот заботится о чести его жены).
В итоге, Пушкин переписывает ранее неотправленное письмо Геккерену и незамедлительно отсылает его. Теперь уже Дантес вызывает Пушкина на дуэль за отца.
Дуэль состоялась 27 января 1837 года на Черной речке. Через три дня Пушкина не стало. По мнению лектора, Пушкину не нужна была смерть Дантеса. Последними его словами после выстрела в соперника, в результате которого Дантес упал, были: “Странно! Я думал, что его смерть доставит мне удовольствие, но теперь я чувствую, что это почти огорчает меня”.
Вместе с тем, поэт желал своей смерти и подобно Христу принял ее как искупление. От чего?..
А вольнодумцу приходилось круто,
И он метался все дичей и злей.
Менял квартиры в поисках уюта,
Менял салоны в поисках друзей.
Но все напрасно, попусту и даром,
Ждать ничего не нужно и нельзя...
Как поумнели русские жандармы,
Как поглупели русские князья!
Что ж оставалось русскому поэту!
В прицельном ожидании конца
Из этих вот дуэльных пистолетов
Стрелять по стеклам Зимнего дворца?!
За ними тихо загорались свечи...
На островах пуржило и мело...
Как одинок он был на Черной речке!..
И целил хорошо. Не повезло!
Татьяна Макарова
Многа букв