Мнение тульского провинциального политолога Андрея Туманова.
Вчера на широкие экраны страны вышел скандальный (благодаря депутату от Крыма Наталье Поклонской) фильм Алексея Учителя “Матильда”. В первый день показа на вечерний сеанс в “Синема-парке” в 160-местном зале было не более 40 человек.
У входа дежурила дама в полицейской форме, и, судя по ее несколько расслабленному виду, никаких инцидентов, обещанных православными экстремистами, протестующими против показа фильма, оскорбляющего последнего российского императора-страстотерпца, не ожидалось.
Всероссийская премьера фильма оказалась приурочена и к Дню национального единства, и к 100-летию Октябрьского переворота.
Не стоит ждать от “Матильды” каких- то особых исторических откровений. В фильме режиссер повторил расхожие истины о бабской сущности России (Николай Бердяев) и о слабости ее последнего императора Николая II, который откровенно просрал Россию.
Фильм “Матильда” раскритиковали либеральные историки еще на этапе сценария, написанного журналистом Александром Тереховым (кстати, нашим земляком из Новомосковска) в содружестве Майклом Катимсом, работающим в жанрах боевиков и триллеров.
Самое удивительное, пожалуй, заключается в том, как Учителю удалось с таким богатым составом талантливых актеров (Сергей Гармаш, Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов и др.) создать такой, мягко говоря, слабый фильм.
Первое, что бросается в глаза, – декорации и костюмы, на которые израсходована большая часть бюджета “Матильды” ( 25 млн долларов). В итоге на экране это все выглядело как русский лубок (Россия Станислава Говорухина, которую мы потеряли).
Противостояние любви и долга в “Матильде”, можно сказать, классический сюжет в талантливом исполнении польской киноактрисы Михалины Ольшанской (Матильда Кшесинская) и Ларса Айдингера (цесаревич Николай). Но именно в российском историческом контексте эта линия в фильме выглядит странно, потому что по-мужски в фильме Учителя ведут себя именно женщины – невеста цесаревича Александра Федоровна (Луиза Вольфрам) и его мать и супруга Александра III Мария Федоровна (Ингеборга Дапкунайте).
Сам же цесаревич Николай скорее выглядит мятущейся между долгом и своими страстями бабой.
И только Сергей Гармаш в роли отца наследника престола великолепен, особенно в сцене крушения поезда. В одиночку он пытается удержать вагон, украшенный российским триколором. Не менее выразительна сцена, когда уже больной рукой, сжатой в кулак, Александр III напутствует сына: “Россию надо держать вот так!”
Удержать российский поезд, несущейся к катастрофе, пытаются российские спецслужбы.
Вот уж где виден своевременный и актуальный реверанс Алексея Учителя в сторону силовиков.
Начальник сыскной полиции Власов, уставший от надвигающегося российского бардака, позволяет себе не послушаться даже цесаревича Николая, похищая Матильду накануне коронации. И все ради общественного и государственного спокойствия.
Заключительная сцена фильма, когда Николай после своей коронации обходит место ходынской катастрофы, в результате которой погибли из-за давки почти две тысячи человек (на самом деле менее полутора тысяч) и при этом зажигает фейерверк, должна была означать, что в России ничего не должно меняться…
Как заявил один из зрителей “Матильды”, после просмотра у него остались смешанные чувства…
Тульский провинциальный политолог Андрей Туманов
"Мнение тульского провинциального политолога Андрея Туманова."
Понял - пойду дальше