Фото пресс-службы правительства Тульской области
Тульский государственный музей оружия торжественно открыл завершающую часть постоянной экспозиции “История стрелкового и холодного оружия с XIV века до современности” в новом здании-шлеме.
Кстати, это четвертая по счету экспозиция за всю почти полуторавековую историю музея. Поэтому событие можно смело назвать историческим, о чем не без гордости сообщила моя бывшая сокурсница, а ныне доктор наук, ученый секретарь музея Елена Самарцева.
Пропустить такое мероприятие министру культуры и председателю Российского военно-исторического общества Владимиру Мединскому было просто невозможно, тем более на создание современной экспозиции Тульского музея оружия его ведомство выделило из бюджета более миллиарда рублей.
Только одна экспозиция на четвертом этаже, которая открылась сегодня, обошлась бюджету в 200 миллионов рублей. Вот как при этом не вспомнить известные каждому туляку слова вождя революции о том, что “значение Тулы для республики огромно”, причем вне зависимости от близости неприятеля.
Стать свидетелем исторического торжества можно было лишь по специальному списку, составленному в правительстве области. Были приглашены ветераны и герои (ну а куда же без них, если само мероприятие совпало с празднованием Дня героев Отечества (в царской России День Георгиевских кавалеров) , музейщики, руководители оборонных предприятий Тулы, тульские десантники и, конечно же, юные суворовцы.
Мое же внимание (и не только мое, а еще и Героя России Николая Макаровца) привлекли два совсем юных бойца, один из которых был в форме красноармейца времен Второй мировой, а другой - в форме солдата США с звездно-полосатой нашивкой на правом рукаве. Каких-нибудь 70 лет назад мы были союзниками и воевали с общим врагом. Не то что теперь…
Пятый этаж музейного здания, расположенный под самым куполом, был украшен копиями 12 исторических боевых знамен различных периодов и 12 орденами, связанными с именами великих русских полководцев. На светящихся экранах мелькала информация о победах русского оружия, а рядом с ними стояли вежливые люди в военной форме с XIV века до наших времен.
Сотрудник музея показал скромно сидевшего на предпоследнем ряду Александра Эдуардовича Зарецкого, который является главным менеджером проекта экспозиции Тульского музея оружия.
– Александр Эдуардович, почему вы не в первых рядах? – спросил я сидевшего ко мне спиной гостя из столицы.
– Так положено по протоколу ! – ответил Зарецкий.
Имя Александра Зарецкого, одного из соавторов всей экспозиции, вспомнила добрым словом в своем выступлении директор музея Надежда Калугин. Кто, как не она, мог по достоинству оценить столь большой вклад в создание экспозиции музея.
Зато заслуженный художник России Александр Конов, потрудившийся над оформлением , удостоился места не только в первом ряду, рядом с министром и губернатором, но и на сцене.
Начало церемонии затянулось минут на 15, пока Алексей Дюмин с Владимиром Мединским обсуждали планы празднования 500-летия Тульского кремля и создания музейного квартала в рамках проекта Тульской набережной – любимого детища нашего губернатора.
Все это время играли марши, мелодии патриотических песен, настраивая публику на нужный лад, чтобы у каждого участника праздника обострилось чувство гордости за русское (тульское) оружие и его мастеров.
Владимир Мединский и Алексей Дюмин в сопровождении директора музея Надежды Калугиной появились в зале не под звуки военного марша, а под военный вальс. Возможно, так было задумано по сценарию.
Перед открытием торжеств полагалось посмотреть мультик об истории русского оружия и туляках, которые его не только создавали, но и им воевали. При этом авторы фильма явно постарались внушить зрителям мысль, что защищали Отечество от иноземцев во все времена именно туляки.
Пожалуй, самая яркая идея фильма касалась взаимоотношений Европы и России: “Как корабль, мчащийся на всех парусах, под звуки палубных пушек, вошла Россия в Европу”. После этой отнюдь не толерантной фразы в памяти почему-то сразу всплыл фривольный рисунок, который часто можно видеть на автомобилях туляков:” Можем повторить!” На нем фигурка человека с серпом и молотом вместо головы нескромно нависает над другой фигуркой – с головой в виде фашистской свастики. Все бы войны так происходили!
Министр культуры и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский напомнил, что новое здание старейшего музея в России было построено по решению президента , но наполнять экспонатами столь большое пятиэтажное здание пришлось музейщикам. За последние три года, по словам министра, ежегодная посещаемость Тульского музея оружия увеличилась вдвое и достигла 500 тысяч человек. Если прибавить к этому количеству число посетителей Ясной Поляны, то, пожалуй, два этих федеральных музея закрывают если не половину, то уж наверняка четверть общего турпотока в регион. Больше смотреть в Туле и ее окрестностях, похоже, пока особенно нечего.
Алексей Дюмин напомнил, что такого музея оружия, как в Туле, нет даже в Европе. И с ним в данном случае трудно поспорить, потому что такого количества оружия, как в России, Европе было и не нужно.
Губернатор поблагодарил Министерство культуры, а особенно министра, что в такое непростое время он нашел возможность выделить крупную сумму денег, чтобы завершить создание экспозиции. Было также приятно услышать о Алексея Геннадьевича, что 70% экспозиции музея создано в Туле, поэтому она была, есть и будет оружейной столицей.
Под марш Преображенского полка тульский губернатор подарил музею экземпляр нового тульского ружья ЛТ-5000, изготовленного тульскими оружейниками в фирме “Левша -Т” , которую возглавляет сын бывшего тульского мэра Михаил Казаков.
Передавая в дар музею это ружье, губернатор неожиданно пожелал, чтобы тульское боевое оружие использовалось лишь для музейной экспозиции, а также боевой и учебной подготовки.
Гости, в основном музейщики, осмотрели экспозицию на четвертом этаже здания, где были представлены современные образцы российского, в основном, конечно, тульского, стрелкового оружия. Прежде всего удивляло то, сколько интересных идей и разработок было придумано тульскими оружейниками. К сожалению, большинство из них было воплощено лишь в опытных образцах, которые теперь хранит Тульский государственный музей оружия. Наверное, именно в этом и заключается уникальность его новой экспозиции.
ЛТ-5000 - вещь. Покруче всяких Беретт будет, чтобы там ни говорили. Сочетание классики и современных технологий в одном ружье. Не увлекаюсь охотой и в целом животных люблю, но это ружье - это и правда серьезный шаг в возрождении отечественного производства. И выглядит здорово и стреляет бодро. Цена кусается, но судя по отзывам тех, кто занимается профессиональной охотой, останавливает это немногих.