Заметки после театрального фестиваля в Ясной Поляне.
Третий фестиваль Толстой Weekend не разочаровал, скорее, наоборот, подтвердил право называться главным культурным событием лета. Русская литературная и театральная классика доказала, что она может жить и успешно развиваться в цифровую эпоху.
Примечательно, что это произошло именно в толстовской усадьбе, хозяин которой был совсем не чужд новинкам технического прогресса, несмотря на то что в своих поздних исканиях выглядел скорее консерватором, нежели либералом.
В сувенирной палатке фестиваля обратил внимание на значок: “Я прочитал “Войну и мир”. Только на первый взгляд это выглядит как прикол. Но если судить непредвзято, то столь большие и сложные тексты сегодня вряд ли интересуют массового потребителя с айфоном и планшетом. Но и короткие посты в Фейсбуке, Телеграме и Инстаргаме не заменили классику именно потому, что она стала благодаря интернету еще доступнее.
То же самое происходит с современным театром. Чтобы выжить в цифровую эпоху, он должен стать более современным. Найти общий язык со зрителем со смартфоном в руках.
Одним из первых открытий именно современного театра стал для меня сторителлинг “Истории об истории” – пересказ страниц истории Древней Руси современным сленгом – мастерской Дмитрия Брусникина, который был показан на прошлогоднем фестивале.
На этот раз таким открытием оказался моноспектакль “Двое” в исполнении замечательного молодого режиссера и актера Алексея Размахова. Тоже своего рода сторителлинг.
Вместо декораций на сцене айпады и ноутбуки, с экранов которых нас смотрят герои Грибоедова. В двух виртуальных комнатах разворачиваются сюжеты великой пьесы и последних часов жизни ее автора.
По ходу действия актер привлекает на сцену зрителей, которые тоже участвуют в спектакле (одним из них, кстати, оказалась заместитель губернатора Ирина Волкова).
Не стоит, пожалуй, говорить много слов о том, что русская литература звучит сейчас особенно современно. Но когда со сцены звучит монолог Чацкого: “А судьи кто? За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима, сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”, – он действует, пожалуй, посильнее, чем выступления Алексея Навального.
Поэтому сидящие в яблоневом саду толстовской усадьбы зрители, как мне показалось, с трудом сдерживали свои эмоции. Но как после этого не перечитать заново “Горе от ума”, а заодно и Пушкина с Лермонтовым и Толстого!
А когда Алексей Размахов уже в финале часового спектакля под аккомпанемент выстрелов называет имена русских писателей, погибших на Кавказе, становится как-то совсем не по себе, потому что история в России ничему не учит, а лишь повторяется.
Разве мы уже не видели Кавказ и Крым, а еще и Донбасс заодно?
“Крейцерова соната” в исполнении “Балета Москвы”, поставленная восходящей звездой современной хореографии Робертом Бинетом по мотивам одной из самых загадочных повестей Льва Толстого, – это совершенно иное прочтение классика, потому что героиня Толстого (японка Эрика Асай) изменяет Василию Позднышеву не с репетитором-скрипачом, а с музыкой (кстати, в постановке балета звучат мелодии американского композитора иранского происхождения Гити Разас). Единственное, что, на мой взгляд, не дотягивает до образцового современного балета, это массовые сцены.
В последний день фестиваля, в Доме культуры “Ясная Поляна” Авдотья Смирнова представила свой новый фильм “История одного назначения”, снимавшийся в усадьбе писателя.
Он уже получил приз зрительских симпатий на “Кинотавре”. На мой детский вопрос: “О чем фильм?” – который я так и не задал режиссеру, Авдотья Андреевна ответила вполне определенно: “Это песня о Родине”. Впрочем, вся русская классическая литература – это одна грустная песнь о Родине.
Благодаря Авдотье Смирновой в кино появился образ молодого, неканонического Льва Толстого и его супруги Софьи Андреевны.
Тема фильма, подсказанная трехстраничным отрывком из книги Павла Басинского “Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды” (о ротном писаре Шабунине, попавшем под суд за то, что ударил офицера. Его защищал Лев Толстой), по мнению Авдотьи Андреевны, болезненно актуальна:
“Молодежь, которая выходит на Болотную, хочет много хорошего сделать. Но она плохо представляет, КАК это хорошее сделать. Лев Николаевич Толстой, который зеркало нашей революции в истории (рассказанной в фильме. – Ред.), совершает ошибку. Это мне кажется крайне важным, поскольку меня не устраивает канонический образ Толстого, как будто бы он никогда не был молодым, человеком больших страстей, гордыни в конце концов”.
Музыку к фильму написал Василий Вакуленко (Баста), известный больше как рэпер. Но в фильме она вовсе не диссонирует с эпохой Льва Толстого.
Да и весь яснополянский театральный фестиваль возвращает нам Толстого в digital-эпоху.
Редактор
Молодцы! Сохраняют культуру русскую!
ЗЫ. Также поздравим юристов и бухгалтеров музея...