В Новомосковском драматическом театре поставили пьесу тульского автора Веры Трофимовой.
В минувшее воскресенье в Новомосковском драматическом театре состоялась премьера спектакля по пьесе тульского автора Веры Трофимовой “Про то, как Тула шведов обула, или Отчего король Карл XII дуба дал”.
Режиссер-постановщик спектакля художественный руководитель ТГДТ Дмитрий Краснов рискнул назвать то, что происходило на сцене, балаганом.
(Вопреки общепринятому, как правило, негативному значению, балаган – это театральное зрелище, преимущественно комического характера, на ярмарках и народных гуляньях в России с середины XVIII века.То есть это легкое, доступное, озорное, шутовское зрелище для массового зрителя.)
Вера Трофимова пригласила меня посмотреть премьеру по ее пьесе. Заслуга в том, что в Год театра на тульской сцене поставлена пьеса тульского автора, которая посвящена именно нашей, местной, оружейной тематике, принадлежит министру культуры Татьяне Рыбкиной и главному режиссеру тульской драмы Дмитрию Краснову.
О чем пьеса Веры Трофимовой? О тульском оружейнике-самородке, о тульских красавицах, которых повелел свезти со всей России в город оружейников Петр Первый и тем самым улучшить тульскую породу. Таким образом, Вера Трофимова продолжила и творчески переосмыслила самые живучие тульские мифы, которые до нее использовал Иван Панькин, но еще раньше описал Николай Лесков в своем “Левше” (правда, вместо копии немецкого пистолета у Ивана Панькина у Лескова была подкованная “англицкая” блоха).
Главный герой – приказчик Никиты Демидова Сенька Сокол создал в Тульской засеке фузею с оптическим прицелом, из которой затем был убит король шведский Карл XII. Это тоже красивый миф, но Вера Трофимова считает, что он нужен, поскольку поднимает местный дух туляков. Укрепляет их веру в свои силы, талант, смекалку.
Пятнадцать лет назад пьеса тульского автора вошла в десятку лучших на Всероссийском конкурсе “Действующие лица”. И только сегодня она наконец была поставлена на профессиональной сцене.
В постановке Дмитрия Краснова пьеса-фарс получилась ухарской, задорной, отчаянно озорной, с казацкими песнями, плясками.
Никаких казаков в пьесе автора, правда, не было, но Дмитрий Краснов признался, что решил внести в сценарий изменения, поскольку Новомосковск – исток Дона, именно с него пошло русское казачество.
Отсюда и популярные казачьи песни в спектакле, которые публика встречала, что называется на ура.
В финальной песне в пьесе Веры Трофимовой есть слова:
“Довольно ныть, довольно побираться,
Да где же ваша гордость, мужики?
Все выдюжим, еще не вечер, братцы,
И крылья у орла еще крепки.
Я верю, бог Россию не разлюбит,
Еще не скоро нам придут кранты.
И басурманы вряд ли нас погубят,
Покуда под рубахами кресты”.
Она прозвучала в спектакле без музыки автора, а в качестве стиха.
А вот как она звучит в исполнении автора.
На постановку пьесы ушло всего два месяца. Актеры играли и замечательно пели под аккомпанемент лауреата международных конкурсов Евгения Миллина.
Спектакль “Про то, как Тула шведов обула” теперь покажут в Тульском кремле 8 сентября, когда мы будем праздновать День города, а затем, по словам Татьяны Рыбкиной, его увидят в районных центрах области.
Редактор
Пока Вера Трофимова и подобные ей будут именовать Бога с маленькой буквы, у нашей страны будут большие проблемы.