ВойтиРегистрация


О проекте|Связаться с нами

Главная / PRяники с перцем « 22 сентября 2018 »


Кому нужна научная реставрация?

Мнение нашего постоянного автора из Богородицка.

Еще одно печальное событие – пожар, уничтоживший уникальную Успенскую церковь 18-го века в Кондопоге и последовавшие за этим два заявления Московской Патриархии вновь заставляют вернуться к теме утраты не только подлинных памятников, но  и той угрозе, которая реально нависла над школой отечественной научной реставрации, т.к. отказ от нее и подмена подделкой в виде псевдоноваций и реконструкций приобретает характер эпидемии. Про Богородицкий парк в этом плане писала, пишу и буду писать только как об "узаконенном" вандализме, за который еще предстоит рассчитываться будущим поколениям. Но здесь еще и другая сторона, которая как-то была незаметна глазу. Отношение РПЦ и к памятникам, и к тому, что их окружает. Является ли РПЦ сейчас маяком или кораблем спасения в этом плане или как?

В атеистическом институте им. И.Е. Репина в советские годы нам подробно объясняли, как было устроено традиционное мировоззрение русского человека и как это порождало гармонию между ним и окружающей средой в живописи, устройстве дома, архитектуре городов. Словом, Образ  Небесного Иерусалима на земле. Мир горний - храм или монастырь наверху как главная точка притяжения и мир дольний - сам город, не дерзавший ни единым коньком. Даже подтянуться, а не то, чтобы закрыть собой вид на храм. И настоятельно рекомендовали читать Евангелие, чтобы глубоко разобраться в этом. 

А вот  теперь мы дожили до парадоксальных времен, когда никто ничего не запрещает, но эти храмы начали жечь юные Геростраты. Только теперь, с большим опозданием, до РПЦ начинает доходить, что восстановить храм – это полдела, а воспитать общину как основу церкви – это другое. Но об этом нужно говорить отдельно. А вернемся  к теме научной реставрации и содержания памятников.

Точка возврата или как?

Я помню какие баталии были до последнего времени (и продолжаются) с возвращением и дележом принадлежавшего РПЦ имущества. Тот же о. Стефан, благочинный Казанской церкви в Богородицке, несколько лет вел войну с художественной школой и библиотекой искусств рядом по всем правилам бандитской науки 1990-х. Еле отбились, откопав дореволюционное страховое свидетельство, по которому их здание волостного училища принадлежало вовсе не церкви, а городу. Муниципальное имущество, говоря по-современному. Хотел, грубо говоря, на халяву отхапать памятник 18 в., не стесняясь того, что в свое время та же художка и библиотека ратовала за то, чтобы Казанская церковь рядом стала православным храмом. Как говорится – была у зайца избушка лубяная, а у  лисы ледяная. Прямым текстом говорил, что раньше Вы нас давили, а теперь мы вас давить будем. И это при всем при том, что      о. Стефану бесплатно предложили и участок под строительство дома для приходских нужд рядом, и помощь при сборе средств. Недаром за глаза о.Стефана называют бизнес-поп, который испытывает большие трудности с привлечением активных людей в общину. Вопрос – а нужны там люди активные и думающие своей головой, которые враз увидят такие странные наклонности у благочинного и захотят  оздоровить общину? И так  по всей стране. То  уже отремонтированное здание консерватории прихватят, то художественные мастерские на улицу выкинут, то музеи выселяют частенько в никуда. Скандал с Исакием самый громкий. Но думаю, не последний. И эти люди будут учить нас смирению и милосердию? И тут вдруг обнаруживается, что война за обладание недвижимостью имеет еще и последствия в виде нелегкого бремени содержания всего этого богатства, т.к. большинство этого отвоеванного не просто стены, но еще и памятники архитектуры. Многие просто уникальные как Успенская церковь в Кондопоге. Выясняется, что православная церковь, которая когда-то была очень требовательным и взыскательным заказчиком их создания, не то, чтобы воссоздавать и реставрировать, содержать их не умеет. Да и не хочет, частенько приспосабливая здание под свой теперешний невзыскательный вкус. Год назад на Севере был еще один скандал, когда не менее уникальную часовню XVII в. взяли и обшили сайдингом. Дескать, так "красивше». Уж чем он закончился не знаю. Пластиковые окна и стеклопакеты просто повсеместно, даже там , где старые деревянные требуют небольшого ремонта. В той же Казанской церкви еще в конце советских времен взяли и закрасили последние остатки живописи 18 в., работы ученика архитектора Бажова – живописца Иванова, о чем писал архитектор В. Резвин в книге "Архитекторы и власть». Был тоже скандал, но фресок теперь не вернешь и ответственности тоже никто не понес, хотя Казанская церковь не чего-нибудь, а тоже как Успенская – памятник Федерального значения и, причем выдающегося русского архитектора И. Е. Старова, как и дворец Бобринских рядом. И в ближайшее время ей научная реставрация, как и Богородицкому парку, тоже не грозит. Зато грозит вставка пластиковых окон, т.к. стеклопакет уже во вход вставлен. Нынешняя масляная живопись никакой критики не выдерживает, тем более художественной. Уж лучше бы просто побелили, чем уродовать храм.

Слава Богу, на дальнейшие "преобразования"у о. Стефана просто денег нет. Домик он правда себе построил рядом, но  он разборный и на сваях. Был проект воссоздания утраченной богадельни рядом, но видно о. Стефан его не потянул, и тоже Слава Богу. Пусть  пока такое, чем то, что творят с историческим ландшафтом  в Эхонической долине. Правда есть и обнадеживающие исключения. Это не так давно отреставрированная с огромным усилием церковь в городе у базара. Тоже Успенская, памятник позднего классицизма. Архитектор неизвестен. Несмотря на то, что настоятель о. Алексий имеет только инженерное образование, но видимо есть художественный вкус и природная тяга к подлиннику, сделано вполне прилично и с уважением к прошлому храма. О.Алексий и другие батюшки даже спасли старинные надгробия, которых до недавнего времени было очень много на прилегающем кладбище и построили для них отдельную часовню. Но это, подчеркиваю, исключение из общего правила на фоне повальной безграмотности батюшек в этом вопросе. Правда, в Московской Патриархии есть специальный отдел, который пробовал как-то просветить  своих пастырей в этом плане. Но как это у него в конечном итоге получается, смотри вышеупомянутые истории еще раз. Тут важно другое. Подлинник церкви оказался не нужен, как и светским чиновникам от культуры, как категория, которую нельзя оценить в деньгах. Вот в чем трагедия.  И точка возможного возврата или невозврата постоянно балансирует на кончике ножа. 

Мы вообще можем утратить свое наследие с таким подходом – а это уже катастрофа, которую ничем не восполнить. Думаете до этого далеко? Однако недавно в Бразилии сгорел 200-летний королевский дворец-музей со всей национальной историей. Тоже много лет просил у государства помощи как Успенская церковь. Мы что, этого дожидаемся? Научная реставрация не роскошь, а единственно возможный путь сохранения культурного наследия и подменять ее новоделом любой подделкой с самыми якобы благими намерениями – уголовное преступление.
 
Бюрократы от реставрации

Однако все валить на безграмотных попов тоже несправедливо. Ноги вовсе не оттуда растут, и как я писала, попытки отдельных священнослужителей все делать по-научному имеются. Они скорее стрелочники в той ситуации. Главное – это умышленный развал НИИ и системы авторского контроля за реставрационными работами и, что еще хуже, "узаконенная"подмена научной реставрации высосанными  из пальца "новациями», которые здесь абсолютно не нужны ни в каком виде и реконструкцией, которая фактически уничтожает памятник и ландшафт, что сейчас и происходит в Эхонической долине.  Плюс отмена требования обязательного профильного образования как для рядовых работников музея, так и для руководителей. Кто там оценки дает происходящему на первом "Тульском"канале и вешает лапшу на уши массовому посетителю музея-усадьбы? Госпожа директор музея Жерздева М.В., невесть когда закончившая политех и раньше всего лишь работавшая методистом в музее. И госпожа Мариничева, пришедшая из частной торговой лавки от скуки в музей, вообще непонятно с каким образованием. Причем  замечу отдельно, конечно "корочки"не являются главным свидетельством профессионализма. Их в  конце концов и в переходе можно купить. Главное любовь к делу, которое всему научит. Например один из замечательных директоров Павловска Кучумов не имел специального образования как например закончившая нашу славную "Репу"его замечательная предшественница А.И. Зеленова, но при этом был одним из крупнейших специалистов в области русского интерьера 18- 1-ой пол. 19 вв. Да и  А.Т. Болотов "академиев" не кончал, но при этом шел постоянный процесс самообразования, который сильно помогал в грамотном проектировании и содержании парка. В принципе такое с Жерздевой и Мариничевой тоже могло произойти, благо их непосредственный начальник г-н Гаврилин, вовсе пришедший из сферы ЖКХ и возглавивший Тульское объединение музеев, представил им формальную свободу действий. За эти пять лет, да при таких вливаниях, весь парк с Церериной рощей можно было языком вылизать и без образования. Однако, за это время обе только одному хорошо научились: стоять по стойке смирно и пудрить мозги широкой публике вместо того, чтобы воспитывать в ней хороший вкус к подлиннику и организовывать волонтерское движение. Помойки на границах как были, так и остались, борщевик и кленовый подрост сожрут скоро всю Церерину рощу и, судя по тому, как они делали туда десанты и убирали свалку в прошлом году,  обеих срочно нужно отрешать от их должностей и ставить вопрос о новом статусе музея и приходе грамотных специалистов туда,  в парковую зону. Но глядя на г-жу Рыбкину и г-на Горецкого вместе с Гаврилиным, только снизу сделать это не удастся.  Менять надо всю систему, которая гниет не только с головы, но и с хвоста.


Дольний  мир и РПЦ

Но вернемся к теме отношения РПЦ к памятникам и поддержанию традиционных ценностей в народе. Как то читала в интернете замечательную статью о том, что территория церкви и сейчас скорее похожа даже не на оазис, а на гетто. Парадокс: в прежние времена ее силком ограждали от народа и в большие праздники даже устраивали патрули по отлову желающих из молодежи и детей посетить. Сейчас такую ситуацию дико представить, народ туда свободно ходит, но почему-то не ломится, если говорить не о праздниках, а о повседневном ее влиянии на климат деревень и городов, больших и малых. Лично я пыталась о. Алексия вовлечь в свою деятельность по очистке и восстановлению родников еще лет 7 назад. Приехал, посмотрел и на том все кончилось. Некогда, людей нет и как я понимаю желания тоже на что-то влиять. Подозреваю по тем же причинам что и у КПРФ в предыдущей статье "Третья сила». Тем более странно заявление РПЦ, что, мол, теперь они займутся проблемой сохранности и пожароопасности памятников. А раньше о чем думали? Несколько лет кричали о том, что Церковь в аварийном состоянии. Батюшке дадут полуразрушенный храм – как хочешь, так и крутись. А восстановит – нет гарантии, что потом не отнимут и не переведкут еще какие-нибудь стены поднимать из руин. Какая тут ему научная реставрация. Лепит из чего придется и как придется. Все силы уходят на эти стены, а не на общину. И потом, в истории с Успенской церковью в Кондопоге: скинули на нищий музей с батюшкой здание вместе с ответственностью. По идее юных Геростратов нужно было еще за оградой церкви вычислять, и я думаю это и есть главная работа батюшек в миру. Но на нее сил нет. За последние 25 лет все силы ушли на восстановление стен. А зачем они нужны, если там тебя никто не ждет? 

 И еще более странное заявление промелькнуло в Интернете, что, мол, РПЦ озаботилось ликвидацией уродливой советской архитектуры вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Церковь как чиновники решила заняться реновацией? Ну, если в РПЦ с логикой и исторической памятью так плохо, какое право оно имеет спрашивать такое с паствы? Во-первых, где она нашла советскую архитектуру вокруг Лавры? Ее сроду там вблизи не было, т.к. варварская  застройка Загорска, он же Сергиев Посад, началась  в 1990-е, а в советское время эти нормы в основном соблюдались. И где она была, когда Лавру стали облеплять жуткие в шесть этажей торговые центры, отели в стиле а-ля рюс и не только. И практически сожравшие  всю историческую застройку вокруг. Общественность ведь не молчала. Одного из главных архитекторов Загорска даже убили за это. А РПЦ как всегда дистанцировалось. Даже в год 700-летия Сергия Радонежского, когда возникли целые кварталы жуткого новодела, и шла битва за уникальный ландшафт Радонежа. Церковные бюрократы рассыпались в благодарностях партии и правительству за оказанное внимание и денежные вливания.  РПЦ прежде чем лезть в такие вопросы, надо как следует посмотреть на себя любимую в зеркало  и честно подвести итоги своей деятельности за последние 25 лет. Ну да, храмов и монастырей из пепла поднято великое количество. Но как, каким образом и для чего? И вместо критики в стиле "такое сякое"секулярное общество поставить другой вопрос: а почему оно такое сегодня и почему это общество в такой церкви, вернее РПЦ, не нуждается.

Как писал один замечательный батюшка из костромской деревни Карабаново о. Георгий Эдельштейн в своей книге "Право на правду», трагедия России в том, что нет у ней сейчас ни праведника, ни пастыря, ни вообще какого-либо поводыря. И чтобы это преодолеть, то нужно чтобы от этом заговорили, а не бессильно разводили руками.  Дескать сделать ничего нельзя, все бессмысленно и т.д. Тут подход чисто медицинский и начало лечения – это сначала признать, что есть болезнь, поставить правильный диагноз и начать курс лечения. А научная реставрация – это та же медицина для памятников. И больше всего я хочу, чтобы наконец заработал ФЗ-73 "Об охране культурного наследия». И все, что я писала и пишу – это не мое личное мнение, а его нормы, которые если бы соблюдались, то все участники "благоустройства"Богородицкого парка сели бы в тюрьму еще на стадии завоза туда плитки и появления тяжелой техники.

Я сейчас слежу за дальнейшим развитием "дела реставраторов"и вижу, как начали сажать "новаторов"в Дагестане, Осетии и других местах. Между прочим, год назад обыски прошли также в Ясной Поляне. 

Эхоническую долину уже не вернешь, но это не значит, что не надо спасать остальной парк. И твердо уверена, чего бы они там не сляпали, в расчете на дуру - публику, работать будет только то, что задумал сам А.Т. Болотов.

P.S. Между прочим благотворительным фондом "Северный духовный путь" был объявлен народный сбор средств на восстановление Успенской церкви. Звонила туда, узнавала подробности, почему на новодел нужно аж 100 миллионов. Сказали, что не знают, откуда такая информация. Будет комиссия, никак не связанная с Минкультом, и решено все-таки восстанавливать от того немногого, что уцелело. Мы дошли до самого дна и теперь отталкиваемся от него?


 Елена Ускова

Петиция Елены Усковой "Остановить строительный сатанизм в Туле и исторических городах России!  ( собираем подписи)

Комментарии к статье




Зашифрованный канал связи, анонимность гарантирована

Суббота, 21:16 - 22 сен 18
гость — «туляк» пишет:

Россия долгие годы шла по пути США, где порядочность, мораль, долг, совесть ... подменено одним - наживой.
Пора возвращать в Россию истинные ценности.

Суббота, 21:55 - 22 сен 18
uservovan пишет:

Пора и закон употреблять к сатанинским сектам. Вот и в городе Чекалине завелась подобная. Да ещё и со свальным грехом!

Суббота, 23:10 - 22 сен 18
гость — «всем» пишет:

Денег нет для пенсионеров,но строят монастыри, путин камень показывали закладывает.так что для церквей деньги есть,для лечения детей -нет,на пенсии-нет.приходите завтра на митинг в туле.

Воскресенье, 00:35 - 23 сен 18
гость — «а почему бы и нет » пишет:

Мы тоже собрались на кладбище часовню ставить

Воскресенье, 09:10 - 23 сен 18
гость — «Мимо не прошёл» пишет:

У властной вертикали, на которую нанизаны чиновники всех уровней, нет ни прошлого, ни будущего, они живут одним днём, забивая жизнь личным благополучием.Храмы и города возводились усилиями самих людей по умным планам во благо социальной(совместной жизни), сохраняя в памятниках связь поколений уникальной культурой нашего отечества.Мы попали в полосу бескультурья, смысл которой голая нажива властвующих.Без усилий самих людей, самоорганизации с настоящим вандализмом не справиться.Печальная история и с историческим Одоевом, перекуплены все памятные здания, но беда в том, что хоззявы демонстрируют свою вкусовщину в их перестройке и раскраске, не считаясь ни с ансамблевым решением места расположения самого сооружения.Для подтверждения приведу только один из многих пример.Храм Святой Троицы возведён в 30-е годы 19 века, начало официоза Николая 1, громоздкое, без архитектурных изысков, куб с куполами, но являющийся памятником.Нонешний служитель церкви, молодой святой отец, выкрасил этот куб малиновым цветом, подсинив купола, превратив символ горнего мира в разлюли-малину.Местная власть активно помогла батюшке ликвидацией должности архитектора в историческом городе, посадив на культуру знакомую дамочку, лишив её полномочий в охране объектов культурного наследия.Министра от культуры областного генералитета(правительства) все эти дела безразличны.

Воскресенье, 11:33 - 23 сен 18
гость — «Тургенево» пишет:

В Тургенево также осуществление уничтожегия и уродования памятников!

Понедельник, 07:12 - 24 сен 18
гость — «Педагог» пишет:

Попов придумал радио, а Ленин придумал попов вешать и передавать об этом по радио...В.Галыгин...КВН

Цитатник

Туризм - это такая сфера, в которой у нас, знаете ли, даже конь не валялся!

В. Стародубцев

Наш опрос

У вас есть долги по кредитам?







Последние комментарии

Топ обсуждаемых за 10 дней

Рекомендуем

© Copyright © Тульские PRяники. Все права защищены 2003-2024
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка https://www.pryaniki.org/ обязательна.
Яндекс.Метрика