Фильм, запрещенный в прокате, режиссер выложил на ютьюб в свободный доступ.
Фильм "Праздник" не про войну, не про блокаду – а про общую систему лицемерия, которая является для людей, живущих в тоталитарном государстве, обязательным условием существования. Любая жизненная ситуация вынуждает героев громоздить все новые и новые слои лжи, чтобы оправдать ложь вчерашнюю. И только в самые критические моменты – на грани жизни и смерти – герои способны сказать правду. Но и эта правда настолько выдублена постоянным враньем, что оказывается возможна только в форме крайнего цинизма. Фильм демонстрирует нам сложившуюся круговую систему лжи, замкнутый круг лицемерия. Все вынуждены врать, но главное – все готовы ко лжи. Тут нам представлены все типы врущих – кто врет самозабвенно, кто цинично, кто лишь по необходимости. И венчает все это замечательный кадр, иллюстрация известного тезиса "зато песни у нас были хорошие". Героиня садится за рояль и вдохновенно исполняет песню про колхозное поле и радость труда. Этот кадр выглядит и как лучшая пародия на бесконечные "Старые песни о главном" – суть которых в том, чтобы подменять, затуманивать "красотой" фундаментальное насилие.
Невидимая героиня фильма – бабушка на верхнем этаже, которая стучит палкой в пол, подавая сигналы родственникам. Это в точности система нынешних взаимоотношений художника и власти. Художник силится разгадать смысл сигналов, посылаемых сверху, пытается упорядочить их, привести в систему – и каждый раз ошибается. Логики никакой нет. "Что же ей нужно? – Не знаю. Готовым нужно быть ко всему".
Фильм этот при иных обстоятельствах выглядел бы тем, что называется "работа с травмой", с травматической памятью о сталинизме, о системе насилия, страха и недоверия. В сущности этим и должно было заниматься постсоветское кино, оно предпочло на костях одного мифа соорудить новый – сказку о "небесном СССР". "Праздник" – это уже и о травме сегодняшних поколений. Собственно, тут даже не бунт, а какой-то физиологический протест – против невозможности быть собой, реагировать естественным образом, не сдерживая и не одергивая себя при всяком слове и жесте. Против запрета свободно говорить и размышлять – на сакральные темы. Против стандартов патриотизма, на самом деле лишающих способности чувствовать самостоятельно.
Контакт