ВойтиРегистрация


О проекте|Связаться с нами

Главная / PRяники печатные « 20 марта 2019 »


Тульское фермерство: от Василия Стародубцева до Алексея Дюмина

Отрывок из недавно вышедшей книги “Фермерству в России быть” под редакцией В. Ф. Башмачникова, в которой одна из глав написана бывшим исполнительным директором ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Тульской области Вячеславом Андрияновым.


Отношения с властями определяют эффективность работы ассоциации
 

Тезис в заголовке кажется настолько очевидным, что вроде бы и нет смысла пытаться философствовать на эту тему. В жизни все гораздо сложнее. Эту формулировку необходимо наполнить реальным содержанием. И большую часть работы в данном направлении нужно делать нам.

Региональная ассоциация должна быть всегда настроена на конструктивное сотрудничество с органами власти любого уровня. Это - аксиома. Поскольку власть в нашей стране формируется на законных основаниях и принимает обязательные для всех решения, от которых во многом зависят условия деятельности и фермерских хозяйств. С какими – то из них можно соглашаться или не соглашаться, но разрешать все проблемы необходимо и желательно в формате диалога.

С другой стороны, наша организация аполитична с точки зрения участия в борьбе за власть. Это одно из главных условий ее единства и стабильного состояния. У нас были и есть среди фермеров члены разных политических партий. Представьте себе, какой балаган может возникнуть и утвердиться в наших рядах, если начнутся разговоры или агитация в пользу конкретной политической платформы. Именно поэтому, мы никогда публично в своей среде не вели разговоры на партийные темы. Наша политика – обеспечение экономических интересов возрожденного крестьянства независимо от взглядов и убеждений конкретных лиц опять же через диалог с органами власти. В таком виде и с такой позицией у нас есть шансы находить вместе с ними варианты решения наших задач.

Надо признать, что фермеры своей «ершистостью» и часто отсутствием дипломатии представляют сложную аудиторию для чиновников. Главы КФХ  нередко справедливо режут правду - матку, не считаясь с чинопочитанием. По этой причине не все представители органов власти чувствуют себя уверенно в общении с ними и не очень стремятся к этому. Но когда за крестьянами стоит авторитетная организация ситуация меняется радикальным образом.

В то же время и у властей есть свои закономерности и особенности. Их головные и отраслевые структуры имеют два уровня руководства. Первые лица и их заместители представляют политическое руководство. Здесь принимаются важнейшие для региона  решения. В случае смены первого лица в области с ним уходят и эти люди. Новый губернатор привносит в деятельность своей администрации и нижестоящих органов свои индивидуальные особенности, которые специфическим образом повсеместно проявляются на практике.

Следующий важный уровень деятельности властей технологический. Он включает  профильных специалистов - исполнителей среднего и низшего звеньев госаппарата. Как правило, большинство из них работает достаточно долго и сохраняет свои должности при смене высшего руководства. Это рабочие лошадки, благодаря которым все крутится и вертится и обеспечивается в значительной мере преемственность власти. Очень важно иметь с этими людьми тесные деловые отношения. Особенно, если это касается регионального органа управления АПК, стратегической для нас структуры. Они отслеживают деятельность и нашей ассоциации, в  известной мере формируют о ней мнение у своего руководства.

Почти год (1996) я работал консультантом департамента по АПК и продовольствию. В это же время А.В. Игнатенко возглавлял там отдел по реформированию сельскохозяйственных предприятий. Это очень пригодилось нам в последующей совместной деятельности по развитию фермерского движения в нашем крае.

За почти шестнадцать лет моей трудовой деятельности в областной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе было пять администраций. По мере их смены менялось и отношение к фермерскому движению. Процесс этот шел не прямолинейно, но проявлялась тенденция к лучшим взаимоотношениям.

Четыре года работы в ассоциации (2002-2006 гг.) пришлись на время губернаторства Василия Александровича Стародубцева. Это был аграрий всесоюзной и всероссийской известности и авторитета, человек коммунистических убеждений. Но достаточно противоречивый. Он не жаловал фермеров, но и не преследовал никого из них. Его сын был главой КФХ в Новомосковском районе. Можно предположить, что успех данного хозяйства решающим образом зависел от поддержки отца.

Благодаря авторитету председателя ассоциации А.В. Игнатенко и нашим деловым отношениям со специалистами департамента АПК, мы смогли наладить приемлемые на тот момент отношения с профильным областным ведомством. Оно выделяло свой актовый зал для собраний глав КФХ. На них постоянно присутствовали ответственные работники департамента. Несколько раз с фермерами общался заместитель губернатора по АПК В.А. Шемякин. Однажды мы были приглашены на региональную научно - практическую конференцию. На ней обсуждалась роль крестьянской семьи в развитии села. В ее работе принял участие и В.А. Стародубцев. Это был пик наших взаимоотношений на тот период времени. Но в целом он прошел не зря. Начало формироваться ядро областной ассоциации.

Следующие шаги в развитии отношений с органами государственной власти мы попытались сделать во время губернаторства Вячеслава Дмитриевича Дудки в 2006 – 2011 годы. Выходец из ВПК он был очень далек от села и тем более от фермерства. Высоко чтил чинопочитание и даже не гнушался подчеркивать дистанцию между ним и простыми смертными. 

Одно из областных совещаний работников АПК прошло в отеле «Грумант» в Щекинском районе. Глава региона опоздал на него почти на час. Мероприятие было с застольем. Один из механизаторов подошел к губернаторскому столу и предложил главному региональному чиновнику выпить с ним. При Стародубцеве это было вполне допустимо. Но как говорится, не на того напал! Вячеслав Дмитриевич отказался, но дело этим не закончилось. Экзекуции подверглось руководство района, в котором ударно трудился незадачливый крестьянин. «Если такое еще раз повторится, то будут сделаны выводы по Вам», - пообещал губернатор. Не случайно его заместитель по селу более года после своего назначения не общался с руководством нашей ассоциации.

Но было в этой администрации и приятное нам лицо - директор департамента сельского хозяйства Сергей Васильевич Китаев. С ним сразу наладились деловые отношения. Он постоянно присутствовал на наших мероприятиях, оказывал поддержку в их организации. 

После завершения своей руководящей карьеры он стал главой КФХ и членом правления нашей организации.

В 2009 году мы отмечали 20-летие ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Тульской области. Событие большое и значимое. Оно знаменовало возрождение нашей ассоциации. И надо было привлечь к нему внимание областного руководства. Решили пригласить на него губернатора. Вячеслав Дмитриевич в то время уже был почетным дворянином и кавалером множества звучных орденов, придуманных различными фондами. Учитывая его слабости и пристрастия, мы изготовили цветной пригласительный билет формата А3 и поместили его в декоративную рамку со стеклом. Затем передали в приемную В.Д. Дудки более чем за месяц до даты проведения  торжественного собрания. И это сработало!

Буквально через несколько дней к подготовке мероприятия были подключены работники департамента сельского хозяйства. Оперативно решили вопросы по награждению. Поминутно был расписан порядок проведения мероприятия. Департамент сельского хозяйства продублировал информацию о нем в муниципалитеты. На торжественное собрание делегации из районов прибыли во главе с руководителями муниципальных органов управления АПК. Для его освещения были привлечены областное радио и телевидение. Общее количество участников превысило 200 человек. Среди них был почетный президент АККОР Владимир Федорович Башмачников.

Вместо губернатора на торжественное мероприятие прибыл его заместитель по АПК Александр Васильевич Ткаченко. Но указующая рука главы региона сработала. Таким образом, нам впервые удалось отработать модель успешного проведения большого мероприятия при поддержке руководства области. Оно увидело возрожденную и активную ассоциацию фермерских хозяйств и уже не могло ее игнорировать. После этого наши отношения стали более интенсивными.

В 2011 году произошла очередная смена первого лица в области. На следующие пять лет ее возглавил губернатор Владимир Сергеевич Груздев. Это был первый варяг и олигарх из Москвы. Собственник большой торговой сети он и в Туле уделял этой отрасли первостепенное внимание. И в нашем регионе начался строительный бум по возведению новых больших сетевых магазинов. 

По примеру образования «большой Москвы» по инициативе Владимира Сергеевича появилась «большая Тула» с присоединенным к областному центру бывшим Ленинским районом. Таким образом, в городе оружейников появилось свое сельское хозяйство с очень забавным наименованием населенных пунктов. Например, деревня Фроловка центрального округа города Тула. В составе городской администрации образовался сектор сельского хозяйства. Однако эта реформа здорово ударила по КФХ. Оказавшись в городе, они лишились права участвовать в целевых ведомственных программах «Начинающий фермер» и «Семейная животноводческая ферма».

С Груздевым связывают и появление в области такого известного в стране монополиста как «Мираторг». Обладая колоссальными ресурсами, гигант стал теснить и сельхозпредприятия, и КФХ, лишая их возможности приобретения в аренду новых земель через конкурсы. Его латифундия в регионе может превысить в скором времени площадь 100 тысяч гектаров.

При В.С. Груздеве областная администрация была преобразована в правительство, а наш профильный департамент в министерство сельского хозяйства региона. Сначала это показалось многим надуманной странностью, но затем было признано правильным деянием. Региональный орган управления АПК в новом обличье стал более весомым и самостоятельным органом. И начал больше внимания уделять и нашей ассоциации.

После этой реформы в регионе в массовом порядке при министерствах и ведомствах начали создаваться общественные советы. Так в совет при Минсельхозе вошли 4 представителя ассоциации. Такое же количество наших членов стало работать в конкурсной комиссии по грантам в рамках целевых ведомственных программ «Начинающий фермер» и «Семейная животноводческая ферма». 

Принципиально важно, что помимо министерства сельского хозяйства региона мы впервые установили прямые cвязи с ведомствами, деятельность которых так же пересекается с интересами фермеров. Контакты с комитетом государственного заказа области обеспечивал член правления ассоциации С.В. Бармашов, с комитетом ветеринарии - председатель правления Н.И. Смотров, с комитетом по предпринимательству и потребительскому рынку было доверено поддерживать связь мне. Это позволило принимать непосредственное участие в разрешении конкретных фермерских проблем, способствовало получению членами ассоциации дополнительных ресурсов в виде займов в фонде поддержки предпринимательства. 

Сотрудничество с комитетом государственного заказа позволило ассоциации заключить соглашения с министерствами здравоохранения и народного образования на поставку в подведомственные им учреждения овощей и картофеля из КФХ.

Участие в диалоге с органами власти не означает, что ассоциация всегда и во всем согласна с ними. В необходимых случаях она просто обязана в законном порядке отстаивать интересы крестьянства, а также свои честь и достоинство. Но для этого необходимо быть авторитетной силой. Приведу два конкретных примера.

На одном из общих собраний ассоциации присутствовал заместитель министра сельского хозяйства региона. Он попросил дать ему возможность быстрее выступить. А после выступления, не сказав ни слова, покинул зал. Это настолько возмутило присутствующих, что было принято обращение к губернатору c требованием принять к нему меры дисциплинарного характера. Нас поддержали и руководители перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий, присутствовавшие на этом мероприятии. Оказалась, что так неуважительно он вел себя и с ними. Губернатор услышал голос собрания и этого чиновника освободили от занимаемой должности. 

В 2013 году в Тульской области из-за проливных дождей остановилась уборка зерновых культур. Крестьяне понесли огромные убытки. Необходимо было вводить в регионе режим ЧС. Но такой инициативы свыше не наблюдалось.

Тогда мы организовали 90 обращений руководителей КФХ и сельхозпредприятий к главам администраций районов и губернатору. Все они были размещены на сайте ассоциации. И нужное всем решение было незамедлительно принято. А затем была проведена компенсация убытков.

Пожалуй, одним из самых позитивных шагов В.С. Груздева, отразившихся на деятельности ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств области, стало назначение Дмитрия Вячеславовича Миляева министром сельского хозяйства региона, человека большого такта и широкого кругозора, с государственным подходом к делам и проблемам.

При нем наше сотрудничество достигло значительно более высоких результатов и стало носить системный характер. Оно включает взаимный обмен информацией о наиболее важных мероприятиях сторон. Большинство наших мероприятий являются и мероприятиями Минсельхоза. При их подготовке обязательно присутствует информационное обеспечение, а в необходимых случаях и организационная поддержка профильного ведомства. Утвердившейся нормой стало участие в наших собраниях, заседаниях правления, семинарах, собраниях клубов руководителей министерства сельского хозяйства. Причем Вячеслав Дмитриевич посещает более 80% наших мероприятий и 100% праздников, посвященных Всероссийскому дню фермера. 

В 2016 году новым губернатором области стал герой России Алексей Геннадиевич Дюмин. При нем мы поднялись еще на одну важную ступеньку взаимодействия с органами государственной власти. Весьма обнадеживающим условием для этого стало и повышение статуса Д.В. Миляева. Он стал заместителем председателя правительства - министром сельского хозяйства Тульской области.

А.Г. Дюмин проявил большой интерес к фермерам и нашей ассоциации. В рамках областных дней поля стали выделяться места для выставок - ярмарок фермерской продукции. Руководитель региона в обязательном порядке обходит их интересуется у глав КФХ как идут дела.

Исключительно благодаря его поддержке в июле 2016 года совместно с министерством сельского хозяйства в Туле на площади Ряжского вокзала была организована региональная ярмарка «Тульские крестьянские продукты». Алексей Геннадиевич посетил ее и обещал крестьянам создать удобные условия для их торговли и в других местах в областном центре. И свое слово сдержал. В 2017 году появилась ярмарка у городского концертного зала со специально оборудованными павильонами. В этом году аналогичным образом организована новая ярмарка на улице М. Горького.

Руководителей ассоциации стали приглашать на заседание правительства области. Без внимания со стороны главы региона не остался и наш профессиональный праздник. Мы теперь 10 июня ежегодно получаем его поздравления по этому поводу.

Тема взаимоотношений властей и региональных ассоциаций весьма обширна и актуальна. И многое в данном направлении предстоит еще сделать. Поэтому имеет большой смысл обмениваться опытом этой работы.

Комментарии к статье




Зашифрованный канал связи, анонимность гарантирована

Четверг, 07:48 - 21 мар 19
гость — «Туляки» пишет:

Понятно, до Дюмина Губернаторы никакие, можно ругать специалистов как Стародубцева агрария, Груздева предпринимателя, а охранника хвалить.

Четверг, 08:19 - 21 мар 19
гость — «Традиции надо соблюдать» пишет:

Дюмин - никакой не хозяйственник, достаточно на его биографию посмотреть.
Кухарка - случайно попавшая в кресло губернатора, с перспективой подмены хозяина - Путина.
Цепной пес у хозяина, получивший благодарность за псиную преданность хозяину.
Все губернаторы современной Тульской области сидели в тюрьме, хорошая традиция.
Груздев разорвал этот порочную традицию, но как и Дюмин - при определенных обстоятельствах обязательно могут сесть в тюрьму... И есть за что!

Четверг, 08:39 - 21 мар 19
гость — «Граф» пишет:

Помню, как все селяне голосовали Васятку,свой, а эта тварь пришла и последние колхозы и совхозы развалила,все стада пустила под нож, чтобы Путину угодить, выполнил план по сдаче мяса.

Четверг, 08:58 - 21 мар 19
гость — «Лесник» пишет:

Если размазать мед тонким слоем по тарелке, то кажется что тарелка полная, но жрать нечего...Мираторг сделает фермерские продукты - товаром для элиты, а 80% населения будет есть продукт биоинженерии - не полезно, но сытно...Почти коммунизм...

Четверг, 09:50 - 21 мар 19
гость — «мнение» пишет:

Согласен с лесником.

Четверг, 09:59 - 21 мар 19
гость — «Леснику» пишет:

Хочешь есть чистые продукты - плати. Если не хочешь умереть с голоду - ешь продукцию биоинженерии . Выбор за вами!

Четверг, 11:02 - 21 мар 19
гость — «няш мяш» пишет:

Все «чистые» продукты это санкционка.

Четверг, 13:33 - 21 мар 19
гость — «КПД» пишет:

Или я ослеп,или стал стар...Но я не получил ответа на самый примитивный вопрос: "Заткнул ли фермер конкретным производством среднего колхозника?"Это же позор пить белорусское молоко.Как оно не прокисает,бедное,за столь неблизкий путь.А батько еще и Китай поит.Назовите хоть одного процветающего фермера.

Четверг, 13:39 - 21 мар 19
гость — «Фермер» пишет:

Фермер, это не экономическая категория, а состояние души. У меня козы. Продавать молоко и мясо систематически трудно. Поэтому раздаю родственникам и близким задаром.
Никогда частник не составит конкуренции агрохолдингу. "Мираторг" всё подмял.

Четверг, 14:34 - 21 мар 19
гость — «Повышение статуса» пишет:

Настоящее Тульское фермерство - всё заседает в Белом (сером) доме!
А это так - жополизы, которые при Дюмине поднялись еще на одну важную ступеньку
взаимодействия с органами государственной власти,
которые ежегодно получают поздравления по этому поводу...

Четверг, 14:50 - 21 мар 19
гость — «гламурный скотник Вася» пишет:

— А мой папка твоего забьет! — говорил восьмилетний сын хозяина свинофермы, постоянно выпендриваясь перед поросятами.
...разрешать все проблемы необходимо и желательно в формате диалога...

Четверг, 19:43 - 21 мар 19
гость — «туляк» пишет:

Какое фермерство, вы о чём, земля давно куплена коммуняками Васи Стародубцева,
брошена и недоступна. Потому, как переоформить ранее оформленную землю заново практически невозможно.
До сих пор не пойму, кто в стране правит? Дураки или предатели?

Четверг, 20:03 - 21 мар 19
гость — «Гость» пишет:

Министр сельхоза историк и это все сказано

Четверг, 20:39 - 21 мар 19
гость — «!!!!» пишет:

фермерство в России - это бред,который никогда не приживётся,даже до революции крестьяне жили общинами, вместе обрабатывали землю,ростили и продавали урожай и всегда с древних времён были неурожайные и были голодные годы,когда вымирали целые деревни.Чтобы что то у нас было ,надо финансировать,а у нас сельское хозяйство финансировалось всегда по остаточному принципу

Четверг, 20:52 - 21 мар 19
гость — «фермер» пишет:

фермерство в России - это бред

Бред и ошибка природы, это ты а не фермерство. Ты бы ещё вспомнил первобытно-общинный строй и совместную охоту на мамонта. СССР с колхозным укладом был импортером зерна, а фермерская РФ стала экспортером.

Пятница, 05:50 - 22 мар 19
гость — «Горожанин» пишет:

Что случилось с производителем молока из Ясногорского р-она?Вкусное было молочко! Как решается судьба тульской виноградной лозы Зотова? Мне видится,что поддержка людьми, фермеров,предпринимателей,врачей,как и в любом вопросе,касающегосяся прогрессивного,положительного жизниобеспечения населении,очень важна.К сожалению в этом вопросе,туляки не активны и равнодушны.

Пятница, 07:05 - 22 мар 19
гость — «Граф» пишет:

В СССР было около 50 млн рогатого скота, которому надо было фуражное зерно, поэтому его и импортировали. Сейчас в РФ-7 млн рогатого скота, т.е. в 7 раз меньше , к тому же мы кормили еще и 14 республик. Не надо вешать лапшу на уши, СССР мы никогда не догоним.

Пятница, 08:08 - 22 мар 19
гость — «Колхозник» пишет:

От фермеров в России - как от козла молока:
сначала много дают и обещают, а потом еле ходят, до смерти задроченные.

Пятница, 09:58 - 22 мар 19
гость — «Фермер - это не профессия» пишет:

Фермер - это хобби. В регионах неустойчивого земледелия мелкотоварное производство проиграло агро-холдингам и импортному производителю.

Пятница, 13:26 - 22 мар 19
гость — « Саша» пишет:

В.Андрианов кормится от министерства, хвалит всех кто у власти в министерстве, получая субсидии, это просто коррупцияр.

Пятница, 14:10 - 22 мар 19
гость — «Фермерская Рф стала экспортером» пишет:

Господин- товарищ- барин совсем не в курсе!Зерном то мы торгуем,а сами едим фуражное,чтобы есть нормальный хлеб,его надо покупать за 500 руб.буханку,в СССР этого не было,весь хлеб,макаронные изделия делались только из высших и твердых сортов пшеницы,а т.к.ее производили только Ставропольский, Краснодарский,немного Украина и Алтайский края приходилось закупать зерно за границей.Еще напишите ,что у фермеров полно молока и мы едим настоящую молочную продукцию ,а не пальмовое масло

Пятница, 15:27 - 22 мар 19
гость — «Туляк» пишет:

А пряники-то без мёда! Отрасль пчеловодства в Тульском регионе незаслуженно забыта чиновниками. Все больше сеют рапса на экспорт, а обработки неконтролируемы. Насекомые опылители гибнут целыми семьями и экология страдает.

Пятница, 20:12 - 22 мар 19
гость — «Колхозник» пишет:

В.Андрианов кормится от министерства, хвалит всех кто у власти в министерстве, получая субсидии, это просто коррупцияр.

Это болтун, жополист и бездельник. Никогда, нигде не работал, просрал фермерство в Веневском районе, а затем и в области 16 лет бла-бла

Суббота, 19:02 - 23 мар 19
гость — «Туляк» пишет:

Раньше отдельных фермеров рекламировали, у которых дело не пошло и надо кого-нибудь поругать. Теперь вот пост про книгу о фермерстве с упоминанием отдельных персонажей. И как только у других фермеров и отдельных колхозов всё получается?

Суббота, 23:04 - 23 мар 19
гость — «!!!!!!!!!» пишет:

Ну и пиз.ит!!!!

Воскресенье, 21:40 - 24 мар 19
гость — «КПД» пишет:

Хочу знать:1.Сколько у нас фермеров.2.А сколько было на пике.3.Сколько им дали субсидий.4юА сколько денег вернулось в казну.4.Сколько конкретно разорилось.5.Сколько ограблено,убито.В статье рассказ об административных делах.Я волком выгрыз бюрократизм.Почему картошка еврейская и египетская,морковка голландская,редиска турецкая?Хрен моржовый.Сколько мигрантов поселилось в селе и обустроилось.почему народ уносит жратву,выброшенную в мусоруи при магазинах.Я что-нибудь не так сказал и спросил?

Воскресенье, 23:37 - 24 мар 19
гость — «Алексей Борисович, юрист, город Тула» пишет:

Часто по работе езжу в Суворов и по пути видны хозяйства агрохолдинга.
Масштаб деятельности солидный, огромные площади гектаров, современная европейского уровня техника сельскохозяйственная, подход виден к делу серьезный!
Каждый занимает свое место на рынке и не важно какая сфера деятельности или направление чего либо.
В любом случае это хорошо и это нужно приветствовать, ведь дядя Вася из частного дома держит 30 поросят, а агроходинг 3000000 !!!
Надо отметить, что много неосвоенных земель еще и дяде Васе не чего не мешает!
Бизнес (целеустремленность, трудолюбие, уважение к людям, животному миру и земле, смелость и принципиальность) и не чего личного.

Понедельник, 01:56 - 25 мар 19
гость — «!!!!!!!!!» пишет:

«Алексей Борисович, юрист, город Тула»,
как всегда - ПИЗЮИТ!

Понедельник, 11:37 - 25 мар 19
гость — «местный» пишет:

Юрию Борисовичу- юристу.
Вы наверное в Суворов ездите часто на легковой машине. А вот попробуйте туда же часто на автобусе да еще битком набитом.
Хотелось бы посмотреть что будет с вашим здоровьем и настроением. А еще дополню - в большом скоплении людей и вирус можно какой- нибудь нехороший подхватить. Вот также и среди домашних животных. Сидят поросятки у дяди Васи тридцать и в разных помещениях. А в Мираторге сотни а может поболе тысячи - в одном. И кому комфортнее и удобнее у кого здоровье лучше?У дяди Васиных поросяток. У них и нагрузка на иммунитет намного меньше.Поскольку и всякой микробной гадости там мало. А у поросяток в Мираторге иммунитета можно сказать совсем и нет. Вот и и вкалывают им поэтому лошадиные дозы пенициллина. А у дяди Васиных такой гадости нет вообще. Не случайно на Западе нет свинокомплексов Мираторгов и прочей крупной хрени. Поэтому не надо зря трындеть гражданин юрист если сам поросяток не выращивал.

Понедельник, 14:58 - 25 мар 19
гость — «Татьяна» пишет:

Недавно у нас ходила женщина и предлагала купить сливочное масло из своего фермерского хозяйства.
Одна из покупательниц засомневалась в качестве и принесла масло в лабораторию.
Выяснилось, что оно наполовину пальмовое.

Цитатник

Когда Дудка успел привыкнуть к таким суммам, если не имел коррупционного «приварка»?

Владимир Тимаков, депутат областной думы

Наш опрос

У вас есть долги по кредитам?







Последние комментарии

Топ обсуждаемых за 10 дней

Рекомендуем

© Copyright © Тульские PRяники. Все права защищены 2003-2024
При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка https://www.pryaniki.org/ обязательна.
Яндекс.Метрика