История наших деревень — это живая история нашего народа, позволяющая представить исторические события последних столетий. Но едва ли, многие из живущих в том или ином населенном пункте назовут, когда и кем он был образован, что означало его первоначальное географическое название, или укажут его связь с различными социальными слоями населения и, прежде всего, с их владельцами, многие из которых были известны как выдающиеся личности своего времени.
Впервые, гражданское благоустройство (административное деление) России было проведено при царе Михаиле Федоровиче Романове, для чего из вотчинного и поместного приказа в 1625 году были посланы по всему государству подьячие со сведующими начальниками, писцами и дозорниками для описи всех владельческих земель. После этого составлялись по всем уездам писцовые книги, где земли каждого владельца были описаны по живым урочищам четвертною и десятинного мерой и приурочены к своим станам. Стан — это село, где пребывали московские писцы (начальники межевания). Белевский уезд вначале имел 5-6 станов, но уже к царствованию Екатерины II перешли к следующему административному делению-губернии состояли из 12 уездов, уезд из 2-3 станов. В Белевском уезде стало 2стана, одним из которых был Погорельский стан (село Погорелое) — это в настоящее время - территория почти всего Арсеньевского района. Самыми древними деревнями района считаются те, которые попали в эти писцовые книги. К ним относится: АРАНЫ.
Первое упоминание деревни мы находим в книге под названием «Белевская вивлиофика», составленная на основании Писцовых книг 1630—32 гг. Здесь в разделе «Погорельский стан» под номером 17 читаем: «За стряпчими Алексеем да за Семеном Немировым детьми Киреевского в поместье деревня Ораная на реке на Исте... а писано это поместье по Государевой ввозной грамоте 7141 году».
В пересчете на современное летоисчисление — в 1633 г. Опять же, в Генеральном плане межевания Белевского уезда за 1792 год под номером 380 читаем: «Сельце Арана с пустошью Гиляевой Поляной Алексея Никитича Киреевского, дворов 41, душ м. п. 270, ж. п. 240. По обе стороны Исты, мельница о трех поставах. Дом господский деревянный».Небезинтересно заметить, что в различных архивных документах село Араны называли по-разному: Орань, Арань, Орана, Ораная, Арана, Арано, Араны. Все они, кроме первого, не несут в себе никакой смысловой нагрузки. Это результат небрежного, отношения к своей работе писцов, производящих записи в документах. Заметим здесь также, что в старинных рукописях, например, в ревизских сказках (переписях населения), названия населенных пунктов и фамилии их владельцев зачастую употреблялись без гласных букв, а только в виде «костяка» из согласных. В то время гласные при чтении текста, или при переписывании в другой документ добавлялись по памяти. Естественно, что с течением времени гласные путались, забывались, заменялись на другие. Так произошло и со словом «ОРАНЬ», первая и последняя буквы неоднократно менялись, и, в конце - концов, превратились в слово «Араны». Название деревни образовалось следующим образом. Киреевские, до этого уже владевшие селом Сороколетово, приобрели часть пустоши под названием Гиляева поляна - землю, где сейчас расположено село Араны. Пока не была образована деревня, обрабатывать этот купленный участок приходилось выезжая из Сороколетова: староста, давая задание своим крестьянам, говорил примерно так: «Поезжайте на дальнюю ОРАНЬ пахать, или убирать урожай и т .п.». Орань в переводе со старо-русского языка означало пашню (поле, ниву). Сейчас это слово вышло из употребления, но у классиков его можно встретить. Например, в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя, его герой, находясь в гостях у помещика Тентетникова, решил осмотреть его имение: «Ходил он (Чичиков — примеч авт.) наблюдать первые весенние работы, глядеть, как свежая орань черной полосою проходила по зелени, а засеватель, постукивая рукою о сито, висевшее у него на груди, горстью разбрасывал семена».Итак, можно утверждать, что деревня Араны первоначально называлась Орань, время образования — 1633 год, основателями ее были помещики Киреевские.
Дворяне Киреевские принадлежали к одному из старинных родов белевских и козельских дворян.
Их отец Василий Иванович Киреевский (1773-1812), получил хорошее образование, знал пять языков, в молодости занимался литературой, переводами. Он служил в гвардии и при императоре Павле I вышел в отставку. Во время войны 1812 года занимался лечением раненных и больных, заразился тифом и умер 1 ноября 1812 года. После смерти отца воспитанием Ивана и Петра Киреевских занималась их мать Авдотья Петровна. Вдова с двумя сыновьями и дочерью переехала на жительство в село Долбино, родовое имение Киреевских, находившееся в семи верстах от г. Белева. Детские годы братья провели в Долбине. Авдотья Петровна была племянницей русского поэта В.А. Жуковского, который принял деятельное участие в судьбе братьев. Благодаря заботам матери и Жуковского Иван Васильевич и Петр Васильевич получили хорошее образование и рано приобщились к миру русской литературы. Старший брат Иван был одарен блестящими способностями: в 7 лет — мастерски играл в шахматы, в 10—12 — он был уже довольно хорошо знаком с произведениями русской литературы, владел языками: французским и немецким, а также литературой, издававшейся на этих языках, в 13—14 лет читал в подлиннике Гельвеция, хорошо был знаком с философией… В 1822 году семья переезжает в Москву. Киреевский знакомится с А.С.Пушкиным и другими выдающимися русскими литераторами. С 1832 года он начинает издавать журнал "Европеец", с которым сотрудничают Баратынский, Языков, Жуковский. Поддержку этому начинанию оказывают Пушкин, Вяземский. Постепенно И.Киреевский становится одним из лидеров славянофилов. Существо идейных споров славянофилов и западников состояло в принципиальном расхождении в вопросе о будущем России. Славянофилы отстаивали "самобытный", внеевропейский путь её развития. Они считали "западничество" бездуховным, меркантильным. Спасением от него они видели в развитии православия и патриархально-общинных основ с их корнями в допетровской Руси. Иван собирался стать литератором, критиком, печатал критические статьи о поэзии Пушкина, глубоко знал и любил древнюю Русь, крепко верил, что в ней заключаются те коренные начала, которые могут служить залогом славной будущности России. В кратких словах историко-философские взгляды И. В. Киреевского можно сформулировать так: культура Западной Европы страдает односторонностью, обусловленной господством в ней рационализма; русская народная жизнь характеризуется цельностью духовного начала и определяется требованием гармоничного соединения ума, сердца и воли. Он был философ - мыслитель, теоретик славянофильства, писатель-прозаик.
Большое влияние на И. Киревского оказал оптинский старец Макарий (в миру Михаил Николаевич Иванов (1788-1860), который стал его духовным отцом. При его поддержке И.Киреевскому удалось в 1846 году организовать в Оптиной пустыни издательство, которое публиковало духовную литературу. В 1847 году вышла первая книга издательства "Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского". Иван Киреевский продолжал работать в Оптиной до самой смерти. Петр Киреевский, как и брат, в середине 20-х годов входил в "общество любомудров". С осени 1830 года он приступил к исполнению главного дела своей жизни - собиранию русских народных песен. В этой работе ему помогали многие выдающиеся литераторы и собиратели русского фольклора. Известно, что А.С.Пушкин, сам собиравший народные песни и намеривавшийся их издать, передал Киреевскому 50 записанных им песен, сказав при этом: "Когда-нибудь от нечего делать разберите-ка которые песни поёт народ, а которые я смастерил сам". "И сколько ни старался я разгадать эту загадку, - говорил П.В.Киреевский, - никак не могу это сделать". Кроме Пушкина песни в собрание Киреевского передавали Н.В.Гоголь, А.В.Кольцов, Н.М.Языков, В.И.Даль. Достойное место в собрании Петра Васильевича занимали песни калужской губернии. В предисловии к своей книге «Русские народные песни», ч. I (изданной в 1848 г.) он писал: «Есть ли в мире народ певучее русского? Во всех почти минутах жизни русского крестьянина: и одиноких, и общественных - участвует песня; почти все свои труды: и земледельческие, и ремесленные он сопровождает песней. Он поет, когда ему весело, поет, когда ему грустно»... Тяжелым ударом для П.В.Киреевского стала смерть брата. В своём завещании, написанном после смерти И.В.Киреевского, он просил похоронить его в Оптиной пустыни рядом с могилой брата. 25 октября 1856 года после тяжелой болезни П.В.Киреевский скончался.По (гражданскому) административному делению село Араны входило в Сороколетовскую волость, по церковному - в Сороколетовский приход. Церковь Рождества Христова (а в ней придел Успенья Пречистой Богородицы) была деревянной; она не сохранилась. Многое повидало село за время своего существования: крепостное право и его отмену, столыпинские реформы, войны, революции и годы великого перелома.
Добавим также, что в начале тридцатых годов на базе села Араны был создан колхоз имени Степанова. Сергей Иванович Степанов — революционер, рабочий патронного завода, впоследствии стал первым «красным директором» Тульского патронного завода и возглавлял его более десяти лет. В пятидесятые годы несколько колхозов в Сороколетовской волости были объединены, а Араны стало центральной усадьбой колхоза «Новый путь».
Василий Гузеев, краевед, кандидат военных наук
Анатолий Луковкин, краевед, кандидат технических наук
Большое и нужное дело творите! Дай Вам Бог здоровья!